BrAB> 2) а как выглядела система продажи билетов ДО появления компов и сетей? ну вот хочу я будучи в Оренбурге купить билет из Нижнеухрюпинска в Талды-Курган. Как это выглядит сейчас - это понятно. а раньше? по телефону работали или были какие-то свои ведомственные приколы? [»]
Насколько я понимаю - с помощью квот. Идет вот поезд, в нем столько-то мест заранее выделено для продажи с этой станции, сколько-то - с той, и т.п. Это для предварительной продажи. С мелких станций вообще могут предварительно не продавать, и уж почти всегда - без мест. Потом все резервации синхронизируются по телефону/телеграфу в каком-нибудь центре. Количество мест выделяется по статистике, наверное. Причем, наверняка, с "нахлестом" для повышения эффективности. Накладки, конечно, возможны, но для этого должен быть какой-нибудь общий на поезд резерв. Или просто механизм разрешения конфликтов. В авиации и сейчас так: на билете мелко написано, что оный не является гарантией посадки (в салон
). Потому что очень много билетов выписывается с открытой датой, люди резервируют сразу помногу и т.п. Overbooking случается не так редко. В таких случаях сильно зависит от авиакомпании - сначала рассаживают в бизнес/1-й класс, а если совсем не впихнуть - как минимум предлагают гостиницу и питание. Некоторые еще дают компенсацию деньгами или "очками", на которые потом можно билет у них купить.
С поездами еще не так давно, на моей памяти, была накладка. Ехали из Волгограда, с авиамодельных соревнований. У нас билетов не было, хотели брать прямо там. На том же поезде ехали йошкар-олинцы, ну и мы спросили, какие у них места, чтобы взять в тот же вагон. Помню, был 13-й
В кассе попросили в этот вагон. А у них "Экспресса" не было! В Волгограде-то! В 1992 г! Тетка долго с кем-то созванивалась, потом выписала нам 1-2-3-4 места в 13 вагоне. Приходим к ребятам, показываем билеты. И они нам показывают - на те же места