M
не кажется, что средневековые явления в современном мире — не случайность, а тенденция. Религиозный терроризм — всего лишь одно из проявлений конца индустриальной эры и начала чего-то нового (или хорошо забытого старого). Из этого следует несколько удивительный вывод: с терроризмом "современным" государствам не справится. Скорее всего — наоборот.
Дело в том, что индустриальная эра подходит к концу. В индустриальную эпоху концентрированный капитал был несоизмеримо более производительным, чем распределенный: мануфактуры и заводы производили вещи с себестоимостью на порядки ниже ручного производства. Например, печатный станок производил книги значительно дешевле, чем рукописцы.
При этом капитал был дорогим и громоздким, и для эффиктивного использования надо было производить колоссальные партии. Из-за этого самым эффективным образом организации производства стал капитализм: владельцы капитала нанимают на работу рабочих за зарплату. Естественно, нанимать компании человека стоит лишь в том случае, если тот на работе производит больше, чем его зарплата. А наниматься на турд стоит только в том случае, если зарплата стоит больше, чем то, что человек может производить самостоятельно. Этот "парадокс" разрешался легко: капитал делал труд на столько производительным, что на заводе человек производил на порядки больше ценности, чем у себя в мастерской. При этом конечно терялась некоторая эффективность: невозможно зарание знать какой будет спрос на товар, и сколько его надо произвести. Оставаясь у примера типографии, неизвестно, какой спрос на какую книгу. По-этому появились издательства, которые исследуют рынок для оценок тиражей, и концентрируют заказы, так что успешные книги финансируют никому не нужные. То есть, когда вы покупаете книгу, вы платете не только за нее, но и за работу издательства и, что еще важнее, за груды книг, которые остаются на полках непроданными. Нееффективно, конечно, но всеравно намного еффективние, чем писать книжки рукой или даже пишущей машинкой.
Внутри капиталистической корпорации отношения не рыночные. Наемник несет вещи из А в Б не потому, что они дешевле продаются в А и дороже покупаются в Б, а потому, что его босс приказал ему нести; он продал свое рабочaе время. Внутри производства происходит экономическое планирование: оптимизация производства по плану. Тут есть свои нееффективности: вводные данные для планирования субьекты планирования сознательно искажают в свою пользу. Но даже это с лихвой покрывается производительностью концентрированного капитала, экономией масштаба. Настолько, что в некоторых странах (самый типичный пример: СССР), всю страну организовали как одну большую капиталистическую корпорацию. И даже это работало до поры до времени.
Капитализм способствовал техническому прогрессу, в процессе которого капитал становился все более дешевым, гибким и миниатюрным. Концентрация капитала уже не всегда покрывает издержки на не-оптимальное (нерыночное) распределение ресурсов. Самые крупные корпорации (в их числе и СССР, и PanAm) либо разваливаются, либо переходят на рыночное распределение ресурсов даже внутри корпорации (как IBM, BP или Toyota), то есть распадаются сохраняя общий бренд (об этом позже).
И вдруг, в наши дни наступила эпоха, когда капитал настолько подешевел и уменьшился в размерах, что в очень многих случаях даже индивидуальное производство стало рентабельным, так как издержки на планирование даже в минимальных размерах не покрываются экономией масштабов. Возвращаясь еще раз к книгопечатанию, лазерный принтер печатает книгу конечно в несколько раз (но уже не на порядки) дороже типографии, но он печатает только то, что нужно (при условии, что им пользуется сам хозяин). Экономия на бюрократии, на издательстве и на никому не нужных книгах делает лазерный принтер в очень многих случаях дешевле и быстрее типографии. Люди все чаще продают не свое рабочае время, а конкретные товары и услуги.
Единственное, ради чего еще стоит обьединяться в компании — это бренд. Узнаваемость, общий маркетинг, гарантия качества для покупателя. Но для этого существует более подходящая форма организации, чем капиталистическая корпорация: средневековая гильдия. Так как она именно для решения этой задачи и создавалaсь. Так в наши дни появляются разного рода тренинги и программы обучения дающие сертификат знаний, умения их окончевших. Да и многие компании на самом деле гильдии независимых, обладающих индивидуальными средствами производства мастеров, которых кромя бренда и знаний данного процесса производства ничего не обьединяет.
В сфере безопасности, гильдия называется рыцарский орден. У ордена общая система и традиции обучения военному делу (заметим, что рыцарь за свое обучение (ну или за обучение своего сына) платит сам), общий устав, и общий бренд. Оружие, жилье, одежда, еда — у всех отдельно. В эпоху доступного и эффективного индивидуального оружия и средств связи и распостранения информации, рыцарский орден куда более еффективен, чем регулярные и наемные армии.
Наемнику надо платить зарплату постоянно, надо его тренировать, одевать, вооружать, и не извесно, какая от этого отдача. А рыцарю даешь боевое задание (заказ), и платишь при предявлении доказательсва его выполнения. Киллер или охранник одиночка неизвесно, что умеет, и неизвестно, насколько чесно выполняет данные задания. А у охранника из надежного, хорошо известного охранного предприятия или боевика из известной военной (для врагов: террористической) организации можно положиться из-за бренда.
В пост-индустриальную эпоху свободный рынок и капитализм — несовместимы. Нерыночные отношения на заводах и в армиях уже не компенсируются экономией масштабов. Средневековые отношения — гильдии, ордены, торговые союзы городов, религиозные массовые движения, странствующие мастера и студенты — становятся опять современными из-за изменившихся экононмических реалей. Из-за технического прогесса: доступного и эффективного индивидуального орудия труда и убийства.
Так что если вам нужна безопасность, платите дань тому ордену (той охранной компании), который вас защитит. Если надо совершить акт насилия, заказывайте у того ордена, которому это по профилю. Дешего и сердито. Он и терроризировать население врага будет со значительно меньшеми затратами и жертвами, чем бомбежки городов, и изгонять конкуррентов по сбору дани с вашей территории. А если зарвется, и начнет слишком много требовать за охрану, обращайтесь к конкуррентам. Но этого часто не потребуется — за брендом (честью ордена, по старинке) надо следить для хорошего бизнеса.
Вот вам XXI-й век. Жить можно.