Почему русские не доверяют Папе ("Spiegel", Германия)
Православные России обвиняют католическую церковь
Уве Клуссман (Uwe Klussmann), 20 апреля 2005
В Москве Папу не любят. Не любили старого, не будут любить и нового. Отношения между Русской православной церковью, рассматривающей себя хранительницей традиций старого христианства древнего Рима, и Ватиканом прохладные, и скорого их потепления ждать не приходится.
Игорь Вышанов, сотрудник Секретариата внутрихристианских отношений Русской православной церкви, следил за процедурой избрания Папы со скепсисом. Московский церковник с холодной отрешенностью требует от будущего главы католиков, чтобы тот приказал 'представителям католического духовенства в России зарубить себе на носу, что находятся они в стране с другой христианской традицией, где православные христиане составляют большинство'.
Папа, по словам православного Вышанова, обязан убедить 'католических чинов в России, чтобы те не проводили свою собственную политику и не добивались целей любой ценой, не думая о последствиях'. Православные России обвиняют католическую церковь в том, что она занимается на русской земле 'прозелитизмом', переманиванием православных христиан в католицизм. Неофициально, в доверительных разговорах, православные чины добавляют, что их неприятие к католическим руководителям в России усиливается: священники, как и большая часть членов общин, поляки, особых симпатий к России и русским не испытывают.
В драматические времена российской истории, во время вторжения Наполеона (Napoleon) и нападения Гитлера (Hitler), духовную поддержку российскому народу, находившемуся в опасности, оказывала не католическая, а Русская православная церковь. Русские православные, знающие историю, помнят также о том, что Наполеон и Гитлер были католиками, и о том, что католическая церковь никогда не отлучала от церкви массового убийцу Гитлера, и, более того, о том, что католические чины, в том числе епископы, давали Гитлеру свое благословение на поход против России.
В своей политике противодействия Ватикану и его посланникам православные христиане России пользуются поддержкой государства и своего президента. Владимир Путин тоже является православным христианином и поддерживает хорошие связи с руководством церкви, так и с крайне консервативными чинами, каким является его личный духовник Тихон. Духовный отец президента постоянно предостерегает от всяческого влияния Запада, начиная с католицизма и кончая шоу Дэвида Копперфильда (David Copperfield). Так, для сторонников Папы в России по-прежнему остаются закрытыми государственные и близкие к государству средства массовой информации.
Внимательно следит за католическими священниками контрразведка ФСБ, которую в свое время возглавлял президент Путин. КГБ еще в советские времена добивался путем массовой вербовки среди православных священников того, чтобы русская церковь толковала свою веру так, чтобы это было угодно государству. Многие православные священники еще в советские времена были едины со своим руководством в КГБ в том, чтобы не допускать католического влияния на русское христианство. И в сегодняшней России духовный отец президента Тихон несет радостную весть, что 'многие сотрудники спецслужб тоже ведут христианскую жизнь'.
Русские православные позволяют себе лишь в узком кругу иногда поразмышлять над тем, а что было бы, если бы конклав избрал Папу-реформатора, своего рода, Горбачева, который бы вынес на обсуждение старые догмы? Быть может, тогда от власти католической церкви осталось бы, наверное, не больше, чем от Коммунистической партии в Советском Союзе?
Ну и наш ответ Чемберлену:
Мнения теологов по поводу судьбы православно-католического диалога разделились. Одни говорят о предстоящем улучшении отношений, другие предупреждают о новой волне прозелитизма. При этом все стороны сходятся в том, что Йозеф Ратцингер – бескомпромиссный консерватор.
//
www.gazeta.ru
Текст: Эля Вермишева Иллюстрация: «Газета.Ru»
Мнения теологов по поводу судьбы православно-католического диалога разделились. Одни говорят о предстоящем улучшении отношений, другие предупреждают о новой волне прозелитизма. При этом все стороны сходятся в том, что Йозеф Ратцингер – бескомпромиссный консерватор.
В среду президент России Владимир Путин и патриарх Московский и всея Руси Алексий II поздравили Бенедикта XVI в с избранием папой римским. В президентском поздравлении, в частности, говорится: «Россия настроена на продолжение конструктивного политического диалога и взаимодействия со святым престолом в интересах решения глобальных проблем, укрепления ценностей добра, справедливости и гуманизма».
Как будут теперь развиваться взаимоотношения католической и русской православной церквей, волнует многих.
И если в оценках фигуры Йозефа Ратцингера на посту папы римского многие сходятся, то о том, как его назначение скажется на католическо-православном диалоге, специалисты поспорили.
Папа не успел повоевать за Вермахт
В 1941 году в возрасте 14 лет Йозеф Ратцингер был зачислен в «Гитлерюгенд», молодежную фашистскую организацию, действовавшую с 1926-го по 1945 год под контролем нацистской партии. Как поясняет АР, вступление в «Гитлерюгенд» во времена Третьего рейха было обязательным для всех немецких мальчиков...
По мнению православных теологов, с приходом Ратцингера ситуация изменится к лучшему. И даже то, что он консерватор и традиционалист, улучшит отношения. Как заявил «Газете.Ru» настоятель храма во имя Царя-Мученика Николая II протоиерей Михаил Ардов, он «рад избранию кардинала Йозефа Ратцингера папой римским. Его консерватизм говорит о том, что не будет продолжено ужасное дело второго Ватиканского собора, когда в определенных случаях католики по разнузданности обгоняют некоторых протестантов. Это значит, что разложение в католической церкви не будет столь безобразным».
Ардова также радует то обстоятельство, что «новый папа, судя по его высказываниям, не считает православные церкви церквами-сестрами. Это тоже очень хорошо. Это значит, что экуменизм, к которому я отношусь как к грядущей религии антихриста, тоже не будет развиваться».
«Я двояко отношусь к деятельности папы римского, – говорит протоиерей. – С одной стороны, он (Иоанн Павел II. – «Газета.Ru») вовремя оказался на своем месте как папа-антикоммунист. Его деятельность имела и неприятный аспект – не надо папе римскому ходить в синагогу, не надо ходить в мечеть. Надо сидеть в костеле и молиться Богу».
Самое забавное в этом, что теперь римскую церковь возглавляет человек по фамилии Ратцингер, а русскую православную церковь – человек по фамилии Ридигер. Они как Добчинский и Бобчинский», – подытожил Ардов.
Похожую позицию занимает и профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев. Он заявил, что кардинал Йозеф Ратцингер «был мозгом Ватикана по меньшей мере последние 10 лет: как декан коллегии кардиналов и глава конгрегации по вопросам вероучения он в значительной степени вырабатывал богословские координаты папской политики». По мнению Кураева, Иоанн Павел II был тихим подпольным консерватором, на словах преданный курсу второго Ватиканского собора на обновление жизни католической церкви, а в действительности стремившийся сдержать темп реформ и сохранить традиционные устои Римско-католической церкви. Его интеллектуальной опорой был как раз кардинал Ратцингер», – считает Кураев.
Религиоведы же считают, что с приходом Ратцингера проблем в православно-католических отношениях станет только больше.
По мнению руководителя Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максима Шевченко, «Ратцингер не просто продолжит дело Иоанна Павла II, миссионерский напор которого на этом фоне покажется незначительным. Он усилит агрессию в отношении России. Кроме того, он немец, поэтому его избрание можно рассматривать как возможность прямого диалога с Путиным как известным германофилом».
Как считает Шевченко, теперь католики активизируют давление на российскую элиту. «Усилится поток наших вельмож в Рим, где они будут целовать руку папе и млеть от восторга, что их пускают пить чай и беседовать с такой мощной фигурой. Рим активизирует переговоры с Московской патриархией якобы на основе традиционализма. Но основной целью всего этого станет ангажирование как можно большего числа влиятельных людей в светской среде и среди духовенства для пробивания визита папы в Москву», – считает Шевченко.
«В России забывают, что на протяжении последних почти ста лет Рим действовал по отношению к России в контексте так называемых фатимских пророчеств, ключевой момент которых в том, что Россия, пройдя через страдания и муки, придет к Святому престолу, припадет и воссоединится со скорбящим сердцем Святого отца».
«Для светских, мирских людей, которые мыслят только в рамках политических спекуляций, – это, конечно, не имеет никакого значения, – утверждает Шевченко. – Но Ратцингер, который считает, что фатимское прочество есть главный проект, данный Богом католической церкви в XX–XXI веках, безусловно, сделает все, чтобы так или иначе считать Россию если не присоединенной де-факто, то хотя бы посвященной. Весь мир является католическим на условной карте. И не важно, живут там католики, православные или протестанты, он является католическим де-факто, а де-юре можно отложить и до Страшного суда. Так что нам есть о чем задуматься», – подытожил Шевченко.
По мнению психологов, Ратцингер – человек жесткой и даже фанатичной позиции и очень четких бескомпромиссных взглядов.
Почему Ратцингер назвался Бенедиктом
По древней католической традиции кардинал, избранный на пост главы Римско-католической церкви, должен выбрать себе папское имя. Оно обычно имеет символическое значение и может стать ключом к пониманию задач, которые ставит перед собой новый понтифик, отмечают эксперты. Йозеф Ратцингер решил назваться Бенедиктом XVI. Это имя означает означает «блаженный»...
«Он, как известно, из семьи полицейского, иначе говоря, человека, выполняющего охранительную функцию. Очевидно, что рисунок семейной жизни сильно отпечатывается на ребенке. В их семье охранительная функция была очень важна. Эту функцию можно было проецировать на религию и государство. Ратцингеру нужно было выбирать одно из этих двух. Именно поэтому был выбран «Гитлерюгенд». Сын пошел по пути отца – служителя общества и цепного пса. Но в итоге разочаровался в светском государстве вообще и в полицейских функциях в частности. Оставалось быть ревнителем не внешнего, а внутреннего, то есть души, и он занялся церковной карьерой. Интересно, что диссертацию Ратцингер писал по блаженному Августину, теологу, известному изречением: «Лучше сжечь еретиков живьем, чем дать им коснеть в заблуждениях». Очевидно, что предмет для диссертации был выбран близкий по духу.
Ратцингер считает, что цивилизация сбилась с пути и остановить ее может только вера. Радикализм в государстве оказался ему не близок и напугал его. А как радикальный политик от церкви такой человек займет жесткую позицию и вряд ли будет играть в игрушки», – пояснил «Газете.Ru» специалист-психолог.