Реклама Google — средство выживания форумов :)
Итак мы видим, что немцы встречали противодействие со стороны конвоев только в 5% атак.
Хотя в период предшествующий Второй Мировой войне, советско-английские отношения
нельзя было назвать особенно теплыми из-за резких идеологических разногласий, все же именно в
военно-морской области существовало определенное взаимопонимание.
После длительных переговоров 17 июля 1937 года заключено советско-британское морское
соглашение. Страны в 1938 – 1939 годах информировали друг друга о закладке и вступлении в
строй новых кораблей, их названиях и составе вооружения. В предвоенный период в Англии
закуплены эхолоты для подлодок, гирокомпасы, секстаны и т.д.
Еще 15 июня 1941 британский премьер-министр У. Черчилль информировал президента США
Ф.Рузвельта о том, что в случае войны Германии и СССР, он выступит за сотрудничество с
Советским Союзом.
За три дня до этого, 12 июня последовало указание военному ведомству от правительства
Англии о формировании военной миссии. Она должна была находиться в постоянной готовности
немедленно вылететь в Россию. Действительно, адмирал тыла Майлс с рабочим аппаратом
прибыл в Москву уже 25 июня.
Вначале предполагалось, что в Арктике должна будет оперировать английская ударная
группа из 2 крейсеров, 4 эсминцев, 3 тральщиков. Пункт базирования – либо Мурманск, либо
архипелаг Свальбард (Шпицберген). Группу должен был возглавлять кэптен Р. Биван. Он лично
провел рекогносцировку мест возможного базирования и доложил, что в Мурманске слаба
противовоздушная оборона, а Свальбард непригоден для длительного пребывания кораблей, даже
имея, как планировалось, плавучий тыл из 2 танкеров и 2 транспортов. В начале июля в штаб
Северного флота прибыла английская военно-морская делегация. В ее состав входили контр-
адмирал Майлс, кэптен Вейберт, полковники авиации Берд, Пирс и некоторые другие офицеры.
Они изучили вопрос о возможности базирования английских кораблей и приема конвоев. На
основании полученных докладов Адмиралтейство обратилось в советскую военную миссию в
Лондоне с предложением отправить в Арктику 2 подводные лодки, которые будут базироваться на
Полярное, как и советские ПЛ. Подводные лодки планировалось использовать для борьбы на
коммуникациях и прикрытия прибывающих конвоев. При этом английские лодки намечалось
использовать не у побережья, а в более мористых районах.
Первыми на Север пришли 2 подводные лодки типа «Т» - «Тигрис» (“Tigris”, N63) и
«Трайдент» (“Trident”, N61). На смену им прибыли подводные лодки типа «S» -
«Силайен» (“Sealion”, 72S) и «Сивульф» (“Seawolf”, 47S). Пришедшая в свою очередь им на
смену однотипная подводная лодка «Стугерон» (“Sturgeon”, 73S) прибыла в Полярное 11 января
1942 г., но она пробыла там совсем недолго, так как прибытие линкора «Тирпиц» в Трондхейм
заставило срочно отозвать GK (17 января). В дальнейшем английские лодки заходили в Полярное,
но только для заправки горючим и короткого отдыха. Так 30 мая 1942 в охранении конвоя PQ-16
опять прибыли “Trident” и “Seawolf” (как правило, пара подводных лодок включалась в типовое
охранение конвоя на Север России). Другие британские подводные лодки, которые заходили в
Полярное во время Второй мировой войны, делали это только с целью дозаправки горючим. Они
являлись частью эскорта, защищавшего конвои PQ-17 и PQ-18 от линкора «Тирпиц» в июле и
сентябре 1942 г.
Период участия английских лодок в боевых действиях Северного флота сравнительно
невелик – с августа 1941 года по январь 1942-го. Субмарины выполнили 10 походов (“Trident” и
“Tigris” – по три, “Sealion” и “Seawolf” – по два). Достоверно потоплены 1 охотник за подлодками
и 7 транспортов, предположительно – еще один транспорт и охотник за подлодками, поврежден
один транспорт. Для десяти походов результат весьма высокий: потопленный тоннаж равен 17547
брт. что, конечно, очень мало по сравнению с результатами подлодок Германии в Северной
Атлантике, где успехи одной немецкой подлодки могли превзойти все удачные действия британских
подлодок в ночной операции против конвоя в 1941 г. Но условия были совершенно разными, так как
«фонд» торговых судов у Германии был гораздо меньше, чем у союзников, и даже небольшие
грузовые суда, используемые в Арктике
При этом английские лодки намечалось использовать не у побережья, а в более мористых районах
7. В первой главе было показано, что из всех самых знаменитых подводных асов "Кригсмарине" никто в своих боевых походах не встретил противодействия более чем в пяти процентах торпедных и артиллерийских атак.
...
В 95% атак наших подводных лодок противодействие было весьма активное, не только активное, но и ожесточённое и длительное; иногда--- в течение нескольких часов или даже нескольких суток.