Андрей Суворов: Блог

 

Андрей Суворов

координатор

Блин. До чего же коварное вещество - хлористый литий :) Если куда-нибудь пролить его насыщенный раствор, он так и будет стоять. На ощупь - маслянистый, тряпкой вытереть не удаётся, надо несколько раз брать новую тряпку.
Но абсолютно неядовит. Его можно съесть столько же, сколько хлористого натрия, скажем.
 

Андрей Суворов

координатор

Ну, раз дело дошло до этого, открою-ка я эту тему.
Мои первые эксперименты с твердотельными гироскопами велись с мюратовскими ENC-03, которые стоят в большинстве видеокамер со стабилизацией изображения. В каждой камере стоит два гироскопа, т.к. нету способа стабилизировать поворот вокруг оптической оси :)
Это одни из самых дешёвых пьезогироскопов в мире, они дешевле и аналог-девайсовских, и эпсоновских, и тех, что используются для авиамоделей (футаба и т.д.)
Это классические датчики угловой скорости, для получения информации об ориентации сигнал нужно интегрировать, и определяющим является накопление ошибки в процессе интегрирования.
Я использовал вначале АЦП AD7710 в 16-битном режиме, и испытывал разные алгоритмы определения нуля угловой скорости. Результаты неутешительны. Если брать полную шкалу в 300 градусов в секунду за 30000 (-300 градусов в секунду должны соответствовать -30000, остальное - запас на нелинейность, перегрузку и т.д), то один квант шкалы соответствует 0,01 градуса в секунду, и ошибка определения нуля всего в один квант приводит к уходу на 0,6 градуса в минуту.
Фактически, с использованием встроенного опорника в 2,5 вольта и к.у. 8, обеспечиваемого внутренней структурой этого АЦП, квант получался в 1,5 раза больше, и, соответственно, уход при ошибке определения нуля в 1 квант составлял градус в минуту.
Обычно ошибка составляла 0..3 кванта, причём, ни один применённый алгоритм не обеспечивал лучшего определения этого самого нуля.

Для ракеты, у которой время работы двигателя не превышает этой самой минуты, всё довольно точно - градус ошибки, это 1% бокового смещения, но для более длительной навигации это неприемлемо.

Несколько смягчить проблему можно использованием 2-4 гироскопов в параллель на каждую ось (даже 2 ENC-03 дешевле, чем один ADXRS613) и усреднением данных с них. Это уменьшает все ошибки в 1,4 раза при сохранении полосы пропускания.
 

Андрей Суворов

координатор

Есть такая лампочка, для радиозондов - автогенератор на триоде на частоту 1782, что ли, мегагерца.На сто мегагерц вверх она перестраивается без проблем, а вот выше можно? до диапазона 2450 можно дотянуть? Или придётся, наоборот, на 1296 перестраивать? Последнее - точно возможно. Правда, резонатор придётся удлинять.
 

Андрей Суворов

координатор

suvorow_:


Размер снимка 800х1024, если у вас в экран не влазит, я не виноват.
Снимки 25-го интересны более крупным масштабом, но Луна целиком в кадр не влазила, вот то, что я отобрал:






Что-то вставка картинок у меня глючит...
 

Андрей Суворов

координатор

Как вы уже, наверно, знаете, на сайте появилось предварительное описание проекта ракеты с маршевой ступенью на двигателе 500Н.
В минувшие выходные мы испытывали самодельный пресс из домкрата и пытались изготовить полусферическое днище для бака перекиси. Получилась не полу-сфера, а сегмент с углом раскрыва градусов 140-160 (на глаз), но и это уже можно считать успехом :)
Ещё были изготовлены сопло и заглушка из текстолита для испытания тестовой версии бустера (с одной шашкой вместо 6).

Вместо стандартных шестигранных гаек собираюсь использовать квадратные (от рэкового крепления) - мне так удобнее конструктивно.
 

Андрей Суворов

координатор

Топик перенесен в Раздел [Основные форумы - Общевоенный].

Вопрос в нём поднимается вполне корректный, но теме никакого отношения не имеющий.

[Ссылка на топик]
 

Андрей Суворов

координатор

Жидкий кислород - почти идеальный ракетный окислитель. Но есть у него один недостаток, про который всегда забывают, пока не столкнутся с ним сами.
В большинстве ракет используется ЖК, находящийся при температуре кипения при атмосферном давлении, т.е. -183 градуса. В некоторых ракетах, однако (Р-9 aka 8К75, "Союз-У" aka 11А511 и ещё в небольшом ряде), используется переохлаждённый ЖК. У него есть достоинство, которое - продолжение того недостатка, о котором я пишу.

С этим недостатком наши двигателисты столкнулись, когда стали продвигать РД-180 для ракеты "Атлас". На ракете Атлас-3 применялись баки, которые держат форму только при наличии избыточного внутреннего давления. У Атласа нельзя дренировать баки бесконтрольно, поэтому всё время ЖК находится под давлением более 2 атмосфер. Из-за этого температура кипения повышается (в Атласе-3 до -175, по-моему), что приводит к заметному УМЕНЬШЕНИЮ ПЛОТНОСТИ. При этом нарушается работа автоматики двигателя, точнее, в неё нужно вводить изменения, т.к. объёмное соотношение компонентов изменится - для двигателя важен массовый расход, а не объёмный.

В случае же использования вытеснительной подачи этот недостаток становится крайне выпирающим - ибо при сорока атмосферах в баке плотность ЖК в точке кипения меньше 0,8. Это значит, что, если мы оставили на газовую подушку 5% объёма бака, заправили бак, затем наддули, то при изменении температуры ЖК с -183 до -144 кипения не будет, но объём жидкости увеличится на 30%, и бак просто порвёт. Если же в баке будет предохранительный клапан, то через него потечёт жидкий кислород, который будет бурно вскипать в клапане, замораживая его до полного заклинивания.

Критическая температура у ЖК -113 градусов, емнип, и плотность меньше 0,6
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru