Перенесено отсюда:
Интересующийся87> Кстати, в статье пишут что ГОСТы отменили... это как??
Серокой> Суть такая: хочешь - ГОСТ, хочешь - по своим "техническим регламентам", утверждённым правительством.
Серокой> Да, не знал, что у нас вот так вот... лихо!
"Хотели как лучше - получилось как всегда"(с)
Наше родимое государство как всегда все сделало через ж... - к примеру в наших отраслевых (металлургических) журналах уже который год по сабжу "крики-маты"(с)….
Суть в чем - одним из условий вступления в эту долбанную ВТО является снижение роли государства в т.ч. в области технического регулирования. Т.е. по этим правилам государство оставляет на себя только регулирующие функции например в части безопасности - т.е. к примеру (условно говоря) отменяется (обьявляется необязательным к применению) ГОСТ на лампочки накаливания (где описаны все технические требования к оным) - а издается взамен некий "технический регламент" на электробезопасность, где описываются только требования к безопасности (что скажем нужно сделать, что бы потребителя товара не дернуло током при вкручивании оной лампочки в патрон, а вот какая резьба должна быть на цоколе лампочки - это мол пусть производитель лампочки сам в частном порядке договаривается с производителем патрона).
В принципе эта идея правильная, но только в приложении к той исторической и экономической действительности в которых создавалась и развивалась система стандартизации в индустриально развитых (читай - западных) странах.
Вот как это выглядит на примере знакомой мне отрасли - т.е. металлургии.
На западе исторически на заре индустриализации возникли и сложились уважаемые НЕгосударственные (что логично в условиях почти полностью частной промышленности) организации занимающиеся стандартизированием в области металлургии, такие как: ASA (США, стандарты системы ASTM); DNA (Германия, стандарты DIN); AFNOR (Франция, стандарты NF) и т.д., позже к ним добавилась ЕЭС-овская СEN (стандарты EN).
Отечественный аналог: Ростехрегулирование (Госстандарт СССР) – система ГОСТ.
Помимо этого непосредственно производители на конкретные виды продукции также разрабатывают
заказные спецификации – наш аналог (отечественные ТУ – технические условия).
В странах, которые не имеют собственной системы стандартизации, применяют у себя вышеуказанные стандарты (наиболее часто в этом качестве используются DIN и ASTM, а например в азиатско-тихоокеанском регионе - японские JIS).
При этом параллельно существуют организации разрабатывающие сабж – т.е. те самые «регламенты» (правила API, EPRI, Магате, TUV, морские регистры типа Ллойд, Веритас и др.).
Соответственно у нас еще с советских времен этой функцией занимались Госгортехнадзор (ныне Ростехнадзор), Котлонадзор, Госатомнадзор, Морской и Речной регистры и т.д.
Что касается ситуации у нас – на этапе индустриализации в РИ (1900-е годы) аналогично другим индустриально развивающимся странам тех лет, стали возникать основы системы стандартизация – например проходили специальные сьезды частных промышленников, на которых прорабатывались эти вопросы (в частности таким способом у нас в стране произошел отказ от применения резьб дюймовой размерности и переход на метрическую, т.е. DIN-овскую "немецкую" резьбу).
Естественно, что после революции, при создании полностью государственной экономики в СССР и сами стандартизирующие органы, и разрабатываемые ими стандарты тоже стали государственными. С этой системой мы собственно и подошли к этапу построения нашего нынешнего неразвитого капитализма.
Далее, как я уже писал в начале, в свете предполагаемого вступления в ВТО (помните – несколько лет назад с ним носились как с писанной торбой) в горячке чиновники стали тупо подгонять наше законодательство под требования ВТО.
И «легким движением руки» вопрос со стандартизаций был решен выпуском того самого федерального закона «О техническом регулировании», согласно которого система ГОСТов и ТУ стала сугубо добровольным и частным мероприятием, а государство обязалось издать только несколько десятков «технических регламентов» - на написание которых выделены большие бюджетные бабки, и которых (с 2003 года – с принятия закона) написали всего несколько штук.
Дальше вопрос – только в нашей российской металлургии действует 1200 государственных стандартов и 6000 технических условий, составлена картотека на 2500 марок сталей и т.д.
И от того что их «отменили» - ну что? - вдруг откуда ни возьмись в РФ возникнет некая негосударственная стандартизирующая организация, которая всю эту махину технической документации, создаваемую десятилетиями, с потраченными на нее огромным интеллектуальными и материальными затратами типа на коленке переделает в некие «частные» (негосударственные) стандарты????
Идиотизм государственного масштаба… ну бред же, полный бред.
И это ведь не только у нас – это же
во всех отраслях промышленности аналогичная ситуация, я вон из авиапрома сколько писем читал (ВИАМа например).
Но самое интересное – чиновниками в официальном пЕаре вся эта ситуация подается под соусом …. борьбы с бюрократизмом??!! Т.е. типа – мол вы (народ, бизнес) жалуетесь на засилье государственной бюрократии – вот дескать мы тоже боремся – ….отменяем стандарты )))) – делайте как хотите….
Вон Медвед на днях пенки пускал на совещании в Липецке:
Президент России в среду провел в Липецке заседание комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики. Он велел к 20 февраля разобраться, сколько стране нужно техрегламентов - "цифры постоянно прыгают". За семь лет из 400 техрегламентов утвердили только 15. Все остальные Медведев потребовал принять до конца года.
// www.newsru.ru
Может на глазированный сырок ГОСТ и не нужен – а вот ГОСТ (или ТУ) на сталь для ПАК ФА нужен, и у нас в стране на данный момент по факту нет никакого частного дяди, могущего разработать подобный стандарт …
Но опять же, повторюсь - вся беда в том, что под соусом начальственного юмора о «сырках» и демагогической «борьбы с бюрократизмом» забалтывается та сторона вопроса, которую я описал выше.