Покупка Сбербанком доли в Opel привела к необычному последствию – в России зарождает масштабный конфликт интересов столпов автопрома – АвтоВАЗа с одной стороны, и Сбербанка, «Магны» и «Группы ГАЗ» с другой.
У АвтоВАЗа в активе – крупнейшее в стране производство автомобилей (до миллиона машин в год), плюс альянс с Renault, в рамках которого российскому заводу проданы платформы для выпуска седана и универсала Renault Logan, а также лицензии на производство моторов объемом 1,4 и 1,6 литра.
По другую сторону политического фронта набирает очки «Группа ГАЗ», которая в партнерстве со Сбербанком и концерном Magna планирует русифицировать Opel. У этого начинания не менее впечатляющие козыри: европейские мощности Opel (до 1,5 миллиона в год) и российский завод ГАЗ (до 200 тысяч). Не исключено, что к проекту примкнут новые участники, например, ТагАЗ.
Ну и что, скажете вы? В иных странах уживаются по три автогиганта, и это верно. Но есть яблоко раздора – правительственные симпатии. Ведь ни один из проектов, по сути дела, нежизнеспособен без мощной господдержки, которая напрямую зависит от расположения руководства страны. До сих пор «любимой женой» был АвтоВАЗ – помимо 25 миллиардов на погашение краткосрочных долгов, правительство совместно с рядом банком (Сбербанком, ВТБ24) пообещало открыть волжскому заводу кредитную линию аж на 90 миллиардов рублей. Эти деньги планировалось инвестировать в создание гаммы новых моделей.
До сих пор другие российские автозаводы не могли противопоставить АвтоВАЗу ничего, но возможный технический альянс с Opel AG открыл новые перспективы. Глава Сбербанка Герман Греф уже сообщил об амбициозных планах создать крупную автомобильную корпорацию с объемом выпуска – держите челюсть – 5-6 миллионов автомобилей в год. С учетом кризиса и развала GM, это обеспечило бы такой компании место в тройке крупнейших производителей мира.
С сентября «АвтоВАЗ» может перевести всех своих сотрудников — от рабочих до президента — на 20-часовую рабочую неделю с сокращением зарплат практически наполовину. Это позволит предприятию сэкономить до 8 млрд руб.
О такой возможности предупредил вчера профсоюзных лидеров «АвтоВАЗа» президент компании Борис Алешин.
На данный момент в Германии у Opel четыре завода - в Рюссельсхайме, Бохуме, Кайзерслаутерне и Айзенахе. Всего на них работают около 29 тыс. человек.
Германия (около 29 тыс. сотрудников):
- Рюссельсхайм: в городе недалеко от Франкфурта-на-Майне находится головное предприятие компании. 18300 сотрудников производят 270 тыс. автомобилей в год.
- Бохум: здесь находятся 3 завода по производству автомобилей Opel. Около 5300 сотрудников производят модели Opel Astra и Opel Zafira, а также мосты и коробки передач. В год бохумские предприятия Opel выпускают около 40 тыс. автомобилей. Выпуск автомобилей в Бохуме начался в 1962 году.
- Айзенах: в этом городе в Тюрингии около 1900 сотрудников занимаются производством модели Opel Corsa. Предприятие в Айзенахе было открыто в 1992 году.
- Кайзерслаутерн: на предприятии работают около 3500 человек, которые производят моторы и системы впрыскивания топлива. Производство началось в 1996 году.
Испания (около 7200 сотрудников):
- Сарагоса: предприятие GM производит модели Corsa и Meriva - в год около 490 тыс. автомобилей.
Швеция (около 4900 сотрудников):
- Тролльхеттан: с конвейеров в этом шведском городе ежегодно сходят около 100 тыс. автомобилей - модели Saab 9-3, Saab 9-5 и Cadillac BLS.
Великобритания (около 4900 сотрудников):
- Элсмир Порт: в Великобритании предприятие ежегодно производит около 130 тыс. автомобилей Astra Vauxhall - британской версии Opel.
- Лютон: вблизи одного из лондонских аэропортов GM и Isuzu Motors с 1987 года совместно производят Opel/ Vauxhall Vivaro, эта модель продается также как Renault Trafic.
Бельгия (около 3700 сотрудников):
- Антверпен: в бельгийском портовом городе ежегодно выпускаются 200 тыс. Opel Astra.
Польша (около 2800 сотрудников):
- Гливице: здесь выпускают около 190 тыс. автомобилей в год, модели Opel Agila, Astra, Zafira.
Австрия (около 1600 сотрудников):
- Грац: на австрийском предприятии производятся кабриолеты марки Saab 9-3.
Франция (около 1700 сотрудников):
- Батильи: здесь производятся модели Opel Movano, которые также продаются под названием Renault Master. Количество выпущенных машин в год - около 16 тыс.
- Серизэ: в этом городе на северо-западе страны выпускают Opel Tigra. Компания Heuliez выпускает около 12 тыс. этих двухместных автомобилей.