Сценарий развития СКФО

Перенос из темы «Борьба с терроризмом»
 

LOT

втянувшийся

[вздыхаю]
По таким ключевым социально-экономическим показателям, как валовой региональный продукт на душу населения, производительность труда и средняя заработная плата, бюджетная обеспеченность, уровень развития реального сектора экономики и вовлеченность во внешнеэкономическую деятельность, Северо-Кавказский федеральный округ заметно отстает от других федеральных округов
 

Объемы промышленного производства в Северо-Кавказском федеральном округе к концу 1990-х годов сократились до 17 - 24 процентов (по сравнению с уровнем 1990 года) при общероссийском сокращении значения этого показателя в среднем до 48 процентов
 

Основной вклад в валовой региональный продукт вносит сектор государственного управления и сфера социальных (в том числе коммунальных) услуг, доля которых в валовом региональном продукте составляет до 55 процентов (по Российской Федерации - 16 процентов).
Безработица в Северо-Кавказском федеральном округе остается крайне высокой - ее официальный уровень варьируется от 8 до 55 процентов, что в 1,5 - 9 раз превышает среднероссийский уровень
 

В Северо-Кавказском федеральном округе численность населения с конца 1990 до конца 2009 года увеличилась на 1,68 млн. человек. На начало 2010 года численность населения составила 13,437 млн. человек.
По итогам 2009 года естественный прирост населения Северо-Кавказского федерального округа составил 75,6 тыс. человек. Кроме того, в структуре населения высока доля лиц моложе трудоспособного возраста
 

По показателям рождаемости Северо-Кавказский федеральный округ занимает 1-е место в стране
В 2009 году высокие показатели рождаемости в Северо-Кавказском федеральном округе формировались в основном за счет показателей Чеченской Республики (более 29 новорожденных на 1000 человек населения), Республики Ингушетия и Республики Дагестан (более 18 новорожденных на 1000 человек населения)
 

В 2008 году в целом по Северо-Кавказскому федеральному округу миграционная убыль составила 11,9 тыс. человек, в том числе в Республике Дагестан - 9,8 тыс. человек, Кабардино-Балкарской Республике - 2,9 тыс. человек, Республике Северная Осетия - Алания - 2,7 тыс. человек, Карачаево-Черкесской Республике - 1,9 тыс. человек и Чеченской Республике - 1 тыс. человек
 

Для решения проблемы избытка трудовых ресурсов Северо-Кавказского федерального округа ежегодные размеры трудовой миграции должны составлять 30 - 40 тыс. человек. В приеме мигрантов требуется задействовать десятки регионов Российской Федерации
Кроме того, важной задачей является работа по привлечению для постоянного проживания на территории Северо-Кавказского федерального округа русского населения из других регионов Российской Федерации и русскоязычного населения из государств - участников Содружества Независимых Государств, прежде всего высококвалифицированных специалистов
 

В Республике Ингушетия и Чеченской Республике значения показателя обеспеченности жильем одни из самых низких в Российской Федерации - 10,9 кв. метра 13,4 кв. метра на человека соответственно (в среднем по РФ-22, прим. LOT)
 

Темпы жилищного строительства в Северо-Кавказском федеральном округе существенно ниже, чем в среднем по Российской Федерации. В 2009 году на одну тысячу человек было введено 302 кв. метра жилья - это почти вдвое меньше, чем в Центральном федеральном округе
 

... В среднем объем выдаваемых кредитов в расчете на одного человека составляет 6,1 тыс. рублей по данным за 2008 год, что втрое ниже, чем в среднем по Российской Федерации. При этом доля ипотечных кредитов в общем объеме выдаваемых кредитов в Северо-Кавказском федеральном округе в 2008 году составила всего 12 процентов.
 

По состоянию на 1 мая 2010 г. общее количество безработных граждан (по методологии Международной организации труда) в Северо-Кавказском федеральном округе составляет 766,6 тыс. человек или 18 процентов численности экономически активного населения (в среднем по Российской Федерации - 8,2 процента). Наиболее высокий уровень безработицы отмечается в Республике Ингушетия - 53 процента, Чеченской Республике - 42 процента и Республике Дагестан - 17,2 процента.
 

Современная общественно-политическая и этнополитическая обстановка в Северо-Кавказском федеральном округе характеризуется рядом выраженных негативных социальных тенденций, проявлениями этнополитического и религиозного экстремизма, а также высоким конфликтогенным потенциалом.
Внешними факторами, дестабилизирующими этнополитическую и межконфессиональную ситуацию в Северо-Кавказском федеральном округе, являются следующие факторы:
-активность международной террористической сети, использующей этнический и религиозный факторы;
-стремление ряда радикальных международных организаций к эскалации этнополитической и межконфессиональной напряженности, включая стремление к переделу административно-территориальных границ указанного федерального округа;
-импорт радикальных форм ислама на территорию указанного федерального округа.
Внутренними факторами, способствующими обострению этнополитической ситуации в Северо-Кавказском федеральном округе, являются следующие факторы:
-широкое распространение коррупции;
-проявление этнополитического и религиозно-политического экстремизма;
-неурегулированность земельных отношений, порождающая большинство межнациональных конфликтов, в том числе на бытовом уровне;
-межэтническая напряженность на фоне слабой общегражданской идентичности;
-популяризация экстремистской идеологии в силу высокого уровня безработицы и социальной необустроенности населения;
-продолжающийся отток русского населения.
 

С учетом ограниченных запасов полезных ископаемых субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, не обладают высоким потенциалом по увеличению вклада добывающей отрасли в экономику, однако разработка ряда месторождений углеводородного сырья, а также рудных полезных ископаемых является значимой для развития экономики некоторых указанных субъектов.
Доля Северо-Кавказского федерального округа в структуре разведанных запасов полезных ископаемых Российской Федерации составляет в отношении вольфрама 41 процент, в отношении молибдена - 11 процентов, в отношении меди, свинца, цинка и титана - до 2 процентов, в отношении нефти - 4,8 процента и в отношении газа - 2,1 процента.
 

Несмотря на развитую инфраструктуру, Северо-Кавказский федеральный округ вносит незначительный вклад в объемы добычи углеводородного сырья в Российской Федерации. Существенными препятствиями для развития добычи углеводородов является выработанность значительной доли месторождений и сокращение разведанных запасов топливно-энергетических ресурсов.
Основные запасы нефти Северо-Кавказского федерального округа сосредоточены в Чеченской Республике. Весомыми для округа нефтяными месторождениями являются Старогрозненское, Горячеисточнинское (Ястребиное), Гойт-Кортовское, Северо-Брагунское (Чеченская Республика), Величаевско-Колдезное, Журавское, Зимне-Ставкинское - Правобережное (Ставропольский край), Малгобек - Вознесенское - Алхазово (Республика Ингушетия).
 

Доля промышленных отраслей в экономике Северо-Кавказского федерального округа (по данным 2008 года) составляет 11 процентов как в структуре валового регионального продукта, так и в структуре занятости.
В 2009 - 2010 годах доля налоговых поступлений, обеспеченная промышленными предприятиями, в общем объеме налоговых поступлений составляет в Ставропольском крае 22 процента, а в Чеченской Республике - 69 процентов.
Производственный потенциал преимущественно представлен производством нефтепродуктов (29 процентов в структуре выручки обрабатывающей и добывающей промышленности), а также пищевой и химической промышленностью, машиностроением, металлургической промышленностью и производством стройматериалов. На добычу полезных ископаемых приходится 6 процентов в структуре выручки обрабатывающей и добывающей промышленности
 


В последние годы наблюдается значительный рост объема инвестиций в субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа. Тем не менее объем частных инвестиций на душу остается самым низким. Показатель объема накопленных частных инвестиций в Северо-Кавказском федеральном округе в 2005 - 2008 годах в расчете на душу населения ниже среднего по Российской Федерации в 4,7 раза
 

Доля безвозмездных поступлений в структуре доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, превышает 50 процентов, за исключением Ставропольского края (38 процентов). При этом в Чеченской Республике и Республике Ингушетия указанная доля достигает 91 процента. В целом в Северо-Кавказском федеральном округе доля безвозмездных поступлений в структуре доходов
составляет 69 процентов (по остальным федеральным округам наибольшую долю безвозмездных поступлений в структуре доходов консолидированных бюджетов имеет Дальневосточный федеральный округ - 45 процентов).
 



4. Описание оптимального сценария развития
Северо-Кавказского федерального округа


Оптимальный сценарий, предполагающий полную реализацию заявленных в Стратегии целей и мероприятий, характеризуется следующими параметрами:
-динамичное развитие туристического комплекса;
-значительное сокращение разрывов по производительности в ключевых секторах экономики Северо-Кавказского федерального округа;
-глубокая модернизация социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор, обеспечивающая значительное повышение качества человеческого капитала и стандартов качества жизни населения;
-создание новых центров экономического развития, преодоление отставания депрессивных регионов;
-активная интеграция в российский и мировой рынок;
-существенное улучшение инвестиционного климата, в том числе для иностранных инвесторов;
-опережающее развитие транспортной системы Северо-Кавказского федерального округа, отвечающей потребностям экономики и населения на качественные транспортные услуги и инфраструктуру;
-стабилизация общественно-политической и межэтнической ситуации.
Среднегодовой темп роста валового регионального продукта субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, по этому сценарию составит 7,7 процента в год, промышленного производства - 10,1 процента в год в период с 2010 по 2025 годы.
Реализация оптимального сценария приведет к следующим изменениям социально-экономических показателей в Северо-Кавказском федеральном округе к 2025 году по сравнению с 2008 годом:
валовой региональный продукт увеличится с 79 до 219 тыс. рублей на душу населения;
средняя номинальная начисленная заработная плата вырастет
с 9,6 до 23,8 тыс. рублей в месяц;
будет создано не менее 400 тыс. новых рабочих мест, и, как следствие, уровень официальной безработицы снизится с 16 до 5 процентов;
доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума сократится с 16,5 до 9,2 процента;
доходы консолидированного бюджета на душу населения возрастут с 5,1 до 20,4 тыс. рублей на человека;
доля социальных отраслей в структуре экономики снизится с 22 до 17 процентов, в том числе за счет роста доли обрабатывающих производств, строительства и туризма с 21 до 28 процентов.
В рамках оптимального сценария также предполагается следующее улучшение показателей качества жизни к 2025 году:
обеспеченность жильем вырастет с 17,1 до 24,4 кв. метра на душу населения;
обеспеченность больничными койками увеличится с 79 до 81 единицы на 10 тыс. человек;
обеспеченность амбулаторно-поликлинической помощью увеличится с 174 до 207 посещений на 10 тыс. человек;
обеспеченность высшим медицинским персоналом увеличится
с 41 до 44 врачей на 10 тыс. человек;
обеспеченность средним медицинским персоналом увеличится
с 87 до 94 сотрудников на 10 тыс. человек;
дефицит мест в детских дошкольных учреждениях будет ликвидирован;
обеспеченность населения фиксированной телефонной связью возрастет c 1042 до 3632 тыс. номеров абонентов;
обеспеченность населения мобильной телефонной связью возрастет c 9038 до 24560 тыс. номеров абонентов.
Развитие малого и среднего бизнеса в рамках оптимального сценария характеризуется:
увеличением количества малых и средних предприятий с 3,4 до 17 единиц на 1 тыс. человек к 2025 году;
увеличением численности занятых на малых и средних предприятиях с 317 до 990 тыс. человек (23 процента общей численности занятых) к 2025 году;
достижением доли выпуска продукции малых и средних предприятий до 25 - 35 процентов валового регионального продукта к 2025 году.
Реализация оптимального сценария также приведет к росту спроса на электроэнергию в округе почти до 70 млрд. кВт·ч к 2025 году (по сравнению с 24 млрд. кВт·ч в 2008 году).

IV. Механизм реализации оптимального сценария развития
Северо-Кавказского федерального округа


Реализация Стратегии будет осуществляться в 2 этапа. На первом этапе, который предполагается к реализации в 2010 - 2012 годах, будут созданы необходимые условия для будущего развития Северо-Кавказского федерального округа (разработаны необходимые государственные программы и инвестиционные стимулы, законодательная база, проработана организация управления развитием округа), а также запущены наиболее значимые инвестиционные проекты и определены новые инвестиционные возможности. Основными приоритетами в рамках этого этапа являются:
поддержка реализации наиболее приоритетных проектов;
улучшение инвестиционного климата (финансовые стимулы, законодательная база и др.);
разработка новых государственных целевых программ (ревизия действующих);
создание и организация функционирования институтов развития;
реализация комплекса мер по проработке новых инвестиционных проектов в соответствии с приоритетами, обозначенными в Стратегии.
В рамках второго этапа реализации Стратегии на базе созданных инструментов и механизмов планируется осуществить:
активное привлечение частных инвестиций в модернизацию существующих производств и создание новых рабочих мест;
реализацию отобранных инвестиционных проектов;
масштабное развитие социальной сферы (жилищная программа, развитие инфраструктуры здравоохранения и образования).

1. Основные направления и проекты развития экономики
и социальной сферы


В результате реализации Стратегии Северо-Кавказский федеральный округ будет являться:
ведущим центром лечебно-оздоровительного и горнолыжного туризма в России и государствах - участниках СНГ;
крупным поставщиком экологически чистых продуктов питания;
развитым транспортным узлом, связывающим Россию со странами Средиземноморья и Закавказья;
привлекательной территорией для постоянного проживания.
Целевыми показателями социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на 2025 год являются:
снижение безработицы до 5 процентов путем активного создания новых рабочих мест (более 400 тыс. рабочих мест);
обеспечение высоких среднегодовых темпов роста экономики
(8 - 10 процентов);
диверсификация экономики (увеличение вклада агропромышленного комплекса, промышленности, туризма и строительства в экономику с 39 до 47 процентов);
рост доходов населения (увеличение средней заработной платы до 23,8 тыс. рублей в год);
повышение бюджетной обеспеченности (до 48 тыс. рублей на душу населения);
снижение нагрузки на федеральный бюджет (снижение доли дотаций в доходах бюджетов с 66 до 43 процентов).
Целевыми показателями, характеризующими улучшение качества жизни населения, являются:
снижение смертности, в том числе материнской и младенческой;
развитие кадрового потенциала;
повышение удовлетворенности населения жилищными условиями, возможностями для досуга и самореализации, уровнем безопасности;
создание благоприятной экологической обстановки.
В рамках решения задачи по повышению эффективности государственного управления целевыми показателями являются:
сокращение масштабов коррупции;
повышение эффективности государственных расходов на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.
При этом в целях минимизации затрат на построение системы государственного управления - электронного правительства в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, а также развития системы безналичных расчетов в регионе необходимо разработать комплексную программу "Универсальная электронная карта жителя Северо-Кавказского федерального округа"... ...
Для достижения заявленных целей необходимо реализовать ряд общесистемных мер, которые будут являться основой будущего развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа. К таким общесистемным мерам относятся:
создание преференциальных режимов для частных инвестиций;
стимулирование ускоренного развития малого и среднего бизнеса;
развитие особых механизмов управления занятостью;
обеспечение развития кадрового потенциала;
создание условий для обеспечения эффективной охраны окружающей среды.
 

Крайне затруднен доступ к частным инвестициям, региональные бюджеты ограничены и не позволяют финансировать опережающее развитие, массированное финансирование из бюджета через федеральные целевые программы не приводит к адекватным результатам, большинство предлагаемых регионами бизнес-проектов имеют низкое качество, что не позволяет принять решение об их реализации.
Таким образом, даже существенное увеличение бюджетного финансирования в этих условиях не приведет к положительным результатам. Поэтому для обеспечения устойчивого роста потребуется повышение эффективности государственного управления, в том числе через создание новых механизмов, которые обеспечат достижение требуемого уровня управленческих решений и контроля.
Одним из таких механизмов является создание в Северо-Кавказском федеральном округе института развития в форме акционерного общества со 100-процентным участием государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" и с возможностью подключения в дальнейшем к его работе в качестве соинвесторов крупных государственных и частных коммерческих банков.
Работа института развития будет осуществляться по нескольким направлениям - развитие промышленности и сельского хозяйства, туризма, инфраструктуры, привлечение инвестиций.
Институт развития должен стать центром, обеспечивающим систематизацию программ, проектов и мероприятий, реализуемых в Северо-Кавказском федеральном округе, и оказывать содействие реализации инвестиционных проектов. Основными функциями института развития могут стать:
поиск, финансирование и координация бизнес-проектов в приоритетных кластерах и секторах;
планирование ключевых межрегиональных проектов с учетом стратегических приоритетов;
софинансирование основных инфраструктурных проектов и координация их выполнения;
продвижение бренда территории Северо-Кавказского федерального округа в целом и в отдельных приоритетных секторах
 

В общем, основные приоритеты - с/х, туризм, полезные ископаемые, для этого нужны инфраструктура и инвестиции, далее идет список приоритетных программ на ближайшие три года.
Сколько все это будет стоить плюс-минус пара валенков хотя бы, я не нашел
Модераторы переносите если считаете нужным
 

LOT

втянувшийся

Мнээ... выше приведен не то чтобы сценарий развития - это выдержки из Программы развития СКФО, подписанной Путиным осенью прошлого года и принятой к реализации.

Вот еще новость, я чессгря поперхнулся кофем, прочтя заголовок:


Чечня просит у ОАЭ $2,3 млрд


Президент Чечни попросил Объединенные Арабские Эмираты инвестировать более двух миллиардов долларов в энергетический и промышленный секторы этого мусульманского региона, разрушенного в ходе двух сепаратистских войн после 1994 года.

// www.inosmi.ru
 

Глава Чеченской республики попросил Объединенные Арабские Эмираты инвестировать более двух миллиардов долларов в энергетический и промышленный секторы этой мусульманской области, разрушенной в ходе двух сепаратистских войн после 1994 года.

"Я бы хотел подчеркнуть, что наши отношения с ОАЭ являются братскими", - заявил пользующийся поддержкой Кремля лидер Чечни Рамзан Кадыров приехавшей в регион с визитом делегации. "Экономические, спортивные и культурные связи объединяют нас".

Кадыров предложил 17 инвестиционных проектов для региона с населением лишь немногим более миллиона человек, общей стоимостью в 68,89 миллиарда рублей (2,35 миллиарда долларов), сообщили в его пресс-службе. Большая часть инвестиций, как планируется, пойдет на гидроэнергетические станции.
.........
Фахим аль-Касими, который возглавляет департамент экономических и международных отношений ОАЭ, заявил Кадырову, что его страна имеет "огромное желание и заинтересованность в развитии отношений с Чечней"
 
 
Это сообщение редактировалось 17.02.2011 в 22:02
Последние действия над темой

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru