Ермак/Сибирь - взгляд из Казахстана

 

Dutch

опытный

исторический чего то седгодня барахлил, запостил пока в "политику", теперь переношу сюды:
http://www.el.kz/Culture/History/2006/08/02/kichim.html
"Время покажет, кто чего стоил в этой пурге" (с)  
+
-
edit
 

RUS_7777

опытный

Dutch> исторический чего то седгодня барахлил, запостил пока в "политику", теперь переношу сюды:
Dutch> http://www.el.kz/Culture/History/2006/08/02/kichim.html
Это показывает, что границы современные нефиг трогать.
 

Lob

втянувшийся
Наткнулся однажды на забавный сайт - называется "Сибирская вольгота", щас что-то не открывается, так что сую не ссылку, а всю статью оттуда

Зачем Ермак в Сибирь ходил?


Оказывается, и на этот простой вопрос не так-то легко ответить. Хотя более
уместно его сформулировать так: по чьему поучению Ермак двинулся в сибирский
поход?

В многочисленных трудах о легендарном герое существуют три общепринятые точки
зрения на причины, побудившие казаков совершить поход, в итоге которого огромная
Сибирь сделалась провинцией русского государства:

1. Иван IV благословил казаков, ничем при этом не рискуя;
2. поход организовали промышленники Строгановы, чтобы обезопасить свои
городки от набегов сибирских военных отрядов;
3. казаки, не спросясь ни царя, ни хозяев своих, пошли в набег "за зипунами",
то есть с целью грабежа.

Ни одна из этих причин, рассмотренная в отдельности, не может объяснить мотивы
похода.

Инициатива Ивана Грозного отпадает сразу: царь, узнав о походе, отправил
Строгановым грамоту с требованием незамедлительно вернуть казаков для обороны
городков, которые как раз в это время подвергались нападению отрядов вогульских
князей и воинов хана Кучума, возглавляемых его старшим сыном Алеем.

Версия о Строгановых как вдохновителях похода тоже не годится: отпускать от себя
казаков им было невыгодно как с военной точки зрения, так и с экономической.
Общеизвестно, что казаки изрядно пограбили их запасы (продовольственные и
ружейные), прихватив все, что плохо лежит. А когда хозяева попытались
воспротивиться подобному произволу, то им пригрозили "живота лишить". В Москву
жаловаться на самоуправство "охранничков" не побежишь, и волей-неволей
Строгановы сделались соучастниками сибирского похода. Но думается, что все-таки
против своей воли. Здесь, в крепостях, казаки им были гораздо нужнее, и
перспектива "покорения Сибири" им и в голову не приходила. Куда там горстке
казаков тягаться с могущественным ханством! Даже после успешного захвата
сибирской столицы набеги со стороны вотульских князей на строгановские вотчины
не прекратились.

Самовольный поход казаков "за зипунами" так же сомнителен. Если речь шла о
легкой и богатой добыче, то казакам следовало бы по логике вещей отправиться по
старой дороге через Урал в Югру, северные земли Приобья, которые давно уже были
московскими вотчинами, где не один раз побывали русские ратники.

Ермаку и его дружине не было необходимости искать новую дорогу в Сибирь и идти
на верную гибель против хорошо вооруженных воинов хана Кучума. В югорской земле,
где и пушнины гораздо больше, местные правители, уже изведавшие силу русского
оружия, были бы гораздо сговорчивее. Так нет, казаки, рискуя собственной
головой, упрямо стремятся на Туру, оттуда на Тобол и Иртыш. По дороге
захватывают несколько городков, и поживы должно бы хватить на всех, но Ермак
приказывает плыть дальше, до самой Сибирской столицы. У атамана иные цели,
скорее личные, чем государственные…

Но вот взята столица Сибири - Искер. Можно бы с почетом уходить обратно на
родину, как это и происходило испокон веку во всех войнах. Противник признает
себя побежденным, обязуется платить дань, не воевать с победителем - и на этом
все заканчивается. Но Ермак даже не делает попыток замирения с Кучумом. Проходит
одна зима, другая, а он преспокойно плавает по сибирским рекам, приводя к
присяге ("шерсти") местное население. А, собственно говоря, кто дал ему такое
право? Может он царскую грамоту на то имеет? Или он чувствует себя не просто
победителем, но… хозяином этой земли?!

Вспомним, с какой неохотой переселялись уже значительно позже русские крестьяне
в Сибирь. Тут тебе не земля обетованная, а каждый божий день надо бороться с
голодом и холодом. Куда как спокойнее жить на обустроенной земле, где и родни
полно, и с питанием не так сложно, да и защита от супостатов имеется. Ведь те же
казаки на зиму из Дикого Поля уходили обратно на родину. А в отряде Ермака
какой-то особый народ подобрался, что и домой идти не желает, и смерти не
боится. Предположения, что русский мужик мечтал прославиться свершением ратных
подвигов, болел за государство, построены на песке.

И еще один интересный момент: на подмогу казачеству в Сибирь посылается воевода
князь Семен Болховский, а вместе с ратниками еще два военачальника - хан Киреев
и Иван Глухов. Все трое не чета какому-то безродному казацкому атаману! Но нигде
в летописях и речи нет о том, чтоб управлять дружиной стал кто-то из них. А на
Руси издавна тот выше по воинскому званию, у кого происхождение знатнее. Так
неужели князь Болховский стал бы подчиняться атаману Ермаку?! Правда, к
несчастью, князь в первую же зиму умер от голода (или от болезни) в Искере, но
двое других остались живы и Ермаку подчинились.

Что-то
здесь не так! Вывод напрашивается сам собой: происхождение Ермака Аленина
довольно высокое, и он вполне мог быть выходцем из князей сибирской земли,
которых затем истребил явившийся из Бухары хан Кучум. Тогда становится понятным,
почему Ермак на этой земле вел себя как хозяин, а не как обычный завоеватель
того времени. И личные счеты он сводил с ханом Кучумом, а не с кем-то иным.
Кучум был для него врагом номер один. Поход Ермака был направлен на то, чтобы
вернуть сибирский престол кому-то из родственников его династии и выдворить из
Сибири бухарского завоевателя.

Только этим можно объяснить и тот факт, что местное население не поднялось на
борьбу с русскими дружинами - во главе их шел один из родственников сибирских
князей, пусть и принявший православную веру, но свой по крови. А Кучум был для
них чужаком; как уже не раз отмечалось, имя его в переводе с татарского означает
"пришелец", "переселенец", "степняк".

А что Сибирь после похода Ермака стала русской провинцией, так то лишь
восстановление исторической справедливости - еще в 1555 году сибирские правители
Едигер и Бек-Булат признали себя подданными Москвы и исправно посылали туда
дань. Первоначально признал эту зависимость и хан Кучум, да только потом на свою
же голову решил рассориться с Иваном Васильевичем. Что из этого вышло, каждому
школьнику известно.

Смена династий на сибирском троне.

Именно такой вывод можно сделать, если внимательно прочесть следующий документ
из Есиповской летописи: "Приидоша вестницы ко царю Кучюму и поведаша ему, яко
идет на него воинством многим князь Сейдяк Букбулатов сын из Бухарские земли,
иже от убиения его крыся тамо, и воспомяну отечество свое и наследие восхоте, и
отмстити кровь отца своего Бекбулата хощет". Далее сообщается, что Кучум
"убоялся страхом велием" и, узнав, что от него бежал со своими людьми придворный
визирь Карача, "восплакался плачем великим и рече" весьма горькие слова, смысл
которых в следующем: кого Бог не милует, того и друзья оставляют, становясь
врагами.

Кого Бог не милует… Вероятно, людей, нарушивших его заповеди, проливших кровь
законных правителей. Вот в этом то и признался низложенный сибирский правитель.
Обратим внимание, что в летописях ни разу не сообщается об открытом нападении
хана Кучума на Ермака и его дружинников, находящихся в Искере. Конечно, это
можно объяснить страхом или малыми воинскими силами. Но если бы бывший сибирский
хан боялся казаков, то он давно ушел бы из этой земли, а меж тем воинство Ермака
таяло буквально на глазах. Нет, тут действовали иные законы, а не животный
страх, который приписывается престарелому хану многими исследователями. И если
он, Кучум, испытывал страх, то это был страх перед законным правителем
Сибирского ханства.

И все же Кучум решился напасть на Ермака во время их ночевки на Багайском
"ермаке". Но необходимо сразу оговориться, что сообщают об этом нападении
русские источники, а в преданиях сибирских татар оно рисуется несколько иначе.
Да и можно ли верить показаниям людей, бросивших своего атамана, а затем уже
излагающих картину боя в выгодном для себя свете? Побывав на месте гибели
легендарного атамана, мне так и не удалось найти место, откуда нападавшие могли
бы подкрасться незаметно даже под покровом ночи. В гибели Ермака очень много
неясного, и любой следователь наших дней, поручи ему выяснить обстоятельства
смерти казачьего атамана, нашел бы массу противоречий в показаниях свидетелей.

Думается, Кучум выбрал ночное нападение, если принять русскую версию последнего
боя, не только для внезапности (казаки могли под покровом ночи ускользнуть
незаметно для нападающих), а скорее для того, чтобы противник не мог знать, кто
напал на них. Кучум боялся встретиться лицом к лицу с Ермаком. А так поступает
лишь виновный!

Казаки, ожидавшие возвращения Ермака в Искере, потеряли не просто своего
предводителя, но правителя завоеванной страны и "бежаша к Руси", а "град же
Сибирь оставивша пуст". Об этом сразу же стало известно сыну Кучума Алею, и он
занял ханскую ставку. Опять вопрос: почему не Кучум, а его сын? Ниже летописец
объясняет причину нежелания Кучума вернуться в опустевшую столицу - возвратился
князь Сейдяк: "И собрался со всем домом и с воинскими людьми, и приде ко граду
Сибири, и град взят, и царевича Алея и прочих победи и из града изгна. Приемлет
же сей отчизну отца своего Бекбулата и тако пребыша во граде". Итог известен:
свергнута династия Шейбанитов вместе с правителем Кучумом и его детьми и
воцаряется законная сибирская династия Тайбугинов.

На второе лето после гибели Ермака по Иртышу приплыли к Искеру суда воеводы
Ивана Мансурова. Узнав, что город занят законным правителем Сейдяком, русские
воины поплыли дальше на север и основали городок у иртышского устья при впадении
в Обь. Похоже, что к тому времени в Сибири воцарился мир. И когда воевода Данила
Чулков прибыл на иртышские берега, то никто не помешал ему заложить город
Тобольск и столь же спокойно жить совсем неподалеку от старой столицы Сибири.
Кучум, который кочует где-то вблизи, не нападает на законного правителя Сибири,
а до русских ему, похоже, и дела нет. У Сейдяка, продолжившего традиции своего
отца, к русским нет никаких претензий. Мир?

Но сложившееся равновесие решились нарушить не кто-нибудь, а русские поселенцы.
Может, самому Сейдяку они и верят, но рядом с ним находится бывший визирь Кучума
Карача. Именно он хитростью заманил к себе атамана Кольцо с товарищами и там
расправился с ними. Он обложил зимой казаков в Искере, когда многие умерли с
голоду. Такому человеку доверять было никак нельзя. А далее происходит весьма
ординарное для того времени событие: князя Сейдяка, Карачу и некоего царевича
Казачьей орды Салтана пригласили в "град Тобольск", усадили за стол и предложили
испить вина за здоровье присутствующих. Может, законы ислама не позволяли тем
пить хмельное, может, вино оказалось чересчур крепким, но поперхнулись все трое.
Это было истолковано как сокрытие злого умысла, и всю троицу повязали, перебив
сопровождавшую их охрану. Правда, затем именитых сибирцев отправили в Москву "к
великому государю", где их приняли с почестями и пожаловали землями с
крепостными.

А что же Кучум? Летописи сообщают, что он и не пытался приблизиться к Тобольску,
кочуя вблизи и разоряя поселения местных жителей. Он вел войну с бывшими своими
подданными, но не с русскими. Взяли в плен и отправили в Москву одного за другим
его сыновей, да и ему самому неоднократно направлялись грамоты с предложением
перейти на русскую службу. Но состарившийся хан гордо ответил, что он "вольный
человек" и вольным умрет. Вернуть себе сибирский престол он так и не сумел.

Гибель двух противников - Ермака и Кучума - покрыта некой тайной. Неизвестны
могилы их, и лишь предания живут в татарском народе.

Кстати, говоря о могиле Ермака, следует обмолвиться, что, по преданию,
похоронили его на Баишевском кладбище "под кудрявою сосной" неподалеку от
мавзолея преподобного Хаким-Аты - шейха-проповедника, принесшего ислам на
сибирскую землю. Вряд ли мусульмане - а Кучум настойчиво вводил в своем ханстве
ислам как государственную религию - допустили бы погребение иноверца рядом с
прославленным святым.

Очень много вопросов возникает, когда начинаешь перечитывать сибирские летописи
несколько под иным углом зрения, чем было принято ранее. Дело в том, что все
летописи писаны русскими авторами, которые героев разводили на две стороны: с
одной стороны - русские, с противоположной - татары. И все. В результате и хан
Кучум оказался татарином (хотя никогда таковым не был), и Ермак с его тюркским,
по сути, прозвищем-кличкой зачислен в былинные герои земли русской. Героизация
поволжского атамана дала сказочного героя-богатыря наподобие Ильи Муромца, но
тем самым притушила, стерла саму суть сибирского похода, оставив на поверхности
лишь конечный результат - присоединение Сибири к России.

Народ уже сказал свое слово и брать его назад не собирается. Да и нужно ли
снимать краски с холста, чтобы убедиться, что под ярким красочным слоем
находится грубая основа - серая и невзрачная?

Ермак в народном сознании сделался героем; Кучуму досталась участь злодея, хотя
его трагическая судьба дает ему право на иной ореол, а свободолюбие и
независимость делают честь его личности. Но теперь уже ничего не изменишь… Вряд
ли мы с вами сегодня сможем ответить, кто был на самом деле атаман Ермак, но то,
что это был далеко не лубочный герой, которого мы привыкли видеть в нем,
несомненно.
 

volk959

коммофоб

hcube> Понимаешь, при наличии очень и очень слабо - даже сейчас - заселенной Сибири никакого смысла нету вести завоевательные войны.

Ага, вот только атаман Ермак не знал про это и по незнанию завоевал Сибирское ханство.
 7.07.0
RU Luchnik #28.07.2010 13:39  @Волк Тамбовский#28.07.2010 12:45
+
-
edit
 

Luchnik

аксакал
★☆
hcube>> Понимаешь, при наличии очень и очень слабо - даже сейчас - заселенной Сибири никакого смысла нету вести завоевательные войны.
volk959> Ага, вот только атаман Ермак не знал про это и по незнанию завоевал Сибирское ханство.

А чё он туда попёрси ? Никак помстить, по просьбе Строгановых, за пограбленные уральские городки.... :)
 
+
-
edit
 

Kernel3

аксакал

Luchnik> А чё он туда попёрси ? Никак помстить, по просьбе Строгановых, за пограбленные уральские городки.... :)

Не. Чтобы подальше от Вани Грозного быть. Остальное случайно получилось... :)
Broken Windows® cures my ills and makes me feel alright... ©  
+
-
edit
 

Luchnik

аксакал
★☆
Luchnik>> А чё он туда попёрси ? Никак помстить, по просьбе Строгановых, за пограбленные уральские городки.... :)
Kernel3> Не. Чтобы подальше от Вани Грозного быть. Остальное случайно получилось... :)

Всякие версии есть...

"Ермак был сначала атаманом одной из многочисленных казацких дружин, на Волге защищавших население от произвола и грабежа со стороны крымских татар. В 1579 г. дружина казаков (больше 500 человек), под начальством атаманов Ермака Тимофеевича, Ивана Кольцо, Якова Михайлова, Никиты Пана и Матвея Мещеряка была приглашена уральскими купцами Строгановыми для защиты от регулярных нападений со стороны сибирского хана Кучума и пошла вверх по Каме и в июне 1579 прибыла на реку Чусовую, в чусовские городки братьев Строгановых. Здесь казаки жили два года и помогали Строгановым защищать их городки от грабительских нападений со стороны сибирского хана Кучума."

...

"1 сентября 1581 по приказу Ивана Грозного дружина казаков под главным начальством Ермака, выступила в поход за Каменный Пояс (Урал) из Орла-городка. По другой версии, предложенной историком Р. Г. Скрынниковым, поход Ермака, Ивана Кольцо и Никиты Пана в Сибирь датируется 1582 годом, так как мир с Речью Посполитой был заключён в январе 1582 года, а в конце 1581 Ермак всё ещё воевал с литовцами ."

....

"Инициатива этого похода, по летописям Есиповской и Ремизовской, принадлежала самому Ермаку, участие Строгановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием. По свидетельству Строгановской летописи (принимаемому Карамзиным, Соловьёвым и другими), Строгановы сами позвали казаков с Волги на Чусовую и отправили их в поход, присоединив к отряду Ермака (540 человек) 300 ратных людей из своих владений."



Ермак Тимофеевич — Википедия

Ермак Тимофеевич
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 января 2012;
проверки требуют 12 правок.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 января 2012;
проверки требуют 12 правок.


// Дальше — ru.wikipedia.org
 



:)

Вот кратко по Сиб. ханству и его взаимоотношениям с Москвой - СИБИРСКОЕ ХАНСТВО
 
+
-
edit
 

Kernel3

аксакал

Luchnik> Вот кратко по Сиб. ханству и его взаимоотношениям с Москвой - СИБИРСКОЕ ХАНСТВО

Да я в курсе, это шутка юмора была :F
Broken Windows® cures my ills and makes me feel alright... ©  

RU Barbarossa #28.07.2010 15:07  @Kernel3#28.07.2010 14:22
+
-1
-
edit
 

Barbarossa

Любитель тунисских тётков
★★★★
Kernel3> Не. Чтобы подальше от Вани Грозного быть. Остальное случайно получилось... :)

А так вся Российская империя появилась. народ бежал от власти, а власть шла по пятам.
 
RU Фагот #28.07.2010 16:54
+
-
edit
 

Фагот

координатор
★★☆
Кстати, могу порекомендовать отличную книгу Скрынникова о Ермаке из серии ЖЗЛ
 
RU Jerard #29.07.2010 04:16  @Волк Тамбовский#28.07.2010 12:45
+
-
edit
 

Jerard

аксакал

volk959> Ага, вот только атаман Ермак не знал про это и по незнанию завоевал Сибирское ханство.

Монголы пришли через Сибирь. Так что это "ответ на монгольскую агрессию". :lol:
Вообще, все что до Монголии включительно было репарациями в счет компенсации ига.
"Остановите Землю — я сойду" (С) Лесли Брикасс, Энтони Ньюли  3.6.83.6.8
Последние действия над темой

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru