ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ НЕИЗБЕЖНО В ИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ
114. Как объяснено в параграфе 65-67, 70-73, современный человек связан сетью правил и инструкций, и его судьба зависит от действий людей, на чьи решения он не может влиять. Это - не случайность или результат произвола высокомерных бюрократов. Это необходимо и неизбежно в любом технологически продвинутом общество. Система ДОЛЖНА регулировать человеческое поведение, чтобы хорошо функционировать На работе, люди должны делать то, что им скажут, иначе производство оказалось бы в хаосе. Бюрократия ДОЛЖНА управлять по твердым правилам. Позволять любую вольность бюрократам низшего уровня, это значит разрушать систему. Истинно, что некоторые ограничения на нашу свободу могли быть устранены, но ВООБЩЕ ГОВОРЯ, регулирование наших жизней большими организациями необходимо для функционирования индустриально-технологического общества. Результат - ощущение бессилия со стороны среднего человека. Может быть, формальные инструкции все чаще и чаще будут заменяться психологическими инструментами, которые смогут заставлять нас желать делать то, что нужно системе.
115. Система ДОЛЖНА вынудить людей вести себя способами, которые являются все более и более отдаленными от естественного образца человеческого поведения. Например, система нуждается в ученых, математиках и инженерах. Она не может функционировать без них. Именно поэтому тяжелое давление оказывается на детей, чтобы они соревновались друг с другом в этих сферах. Но ведь для юного человека неестественно тратить большую часть его времени, сидя за столом и уткнувшись в изучение наук. Нормальный подросток хочет тратить свое время в активном контакте с реальным миром. Среди примитивных народов детей учили тому, что им надо было для того, чтобы находиться в естественной гармонии со импульсами своей души. Среди Американских индейцев, например, мальчики были обучены охоте, и им это нравилось. Но наши дети вынуждены изучать технические науки, и большинство детей делает это неохотно.
116. Из-за постоянного давления системы, желающей изменить человеческое поведение, постоянно увеличивается число людей, не желающих или не способных приспосабливаться к требованиям общества: приживалы, члены бандитских молодежных группировок, радикальные защитники окружающей среды и различные партизаны.
117. В любом технологически продвинутом обществе судьба индивидуума ДОЛЖНА зависеть от решений, на которые он лично не может влиять в большой степени. Технологическое общество не может быть разбито на маленькие автономные общины, потому что производство зависит от сотрудничества очень большого числа людей и механизмов. Такое общество ДОЛЖНО быть высоко организовано, и решения ДОЛЖНЫ быть такими, которые затрагивают очень большое число людей. Когда решение затрагивает, скажем, миллион людей, тогда каждый из них имеет в среднем только миллионную часть голоса в принятии решения. Что обычно получается на практике - решения принимаются общественными должностными лицами или исполнителями корпорации, или техническими специалистами, но даже когда решение принимается путем общего голосования, число голосующих слишком велико, чтобы голос каждого отдельно взятого человека был существенным. Таким образом, большинство индивидуумов неспособно влиять на принятие главных решений, которые касаются их жизни. И нет никаких мыслимых способов изменить эту ситуацию в технологически продвинутом обществе. Система пробует "решать" эту проблему, используя пропаганду, чтобы заставить людей ХОТЕТЬ решений, которые были приняты за них. Но даже если людям после таких решений было бы лучше, они все равно чувствовали бы унижение.
118. Консерваторы и некоторые другие защищают систему множества маленьких автономий. Когда-то местные общины имели самостоятельность, но их самостоятельность становилась все меньше и меньше. Поскольку местные общины все больше зависели от крупных систем типа общественных предприятий коммунального обслуживания, компьютерных сетей, систем шоссе, СМИ, современной системы здравоохранения Еще одно нарушение самостоятельности людей в том, что технология, приложенная в одном месте, часто затрагивает жизнь людей в другом месте. Так использование пестицидов или других химикатов рядом с ручьем или рекой могут загрязнять воду, которую потребляют люди, живущие очень далеко вниз по течению.
119. Система не делает и не может сделать так, чтобы удовлетворить человеческие потребности. Вместо этого система меняет человеческое поведение, чтобы приспособить людей к требованиям системы. Это не имеет никакого отношения к политической или социальной идеологии, которая может объяснять технологическую систему. Это - ошибка технологии, потому что система руководствуется не идеологией, а технической потребностью. Конечно, система удовлетворяет много человеческих потребностей, но вообще говоря, делает это не для людей. Это - потребности системы, которые для человека не являются главными. Например, система обеспечивает людей продовольствием, потому что система не могла функционировать, если бы люди голодали. Это при том, что человек способен сам добыть себе еду. Система проявляет внимание к психологическим потребностям людей тогда, когда это можно сделать УДОБНО. Ведь система не могла бы функционировать, если бы слишком много людей были угнетенными или бунтовали бы. Но система, по практическим причинам, должна постоянно давить на людей, чтобы приспосабливать их поведение к потребностям системы. Накапливается слишком много отходов? Правительство, средства информации, образовательная система, защитники окружающей среды – все они наводняют нас массой пропаганды о рециркуляции. Нуждаетесь в более технически совершенном персонале? Хор голосов призывает детей изучать науку. Никто не спрашивает, гуманно ли вынуждать подростков тратить большую часть их времени на изучение предметов, большинство которых они ненавидят. Когда квалифицированные рабочие выброшены из технологической цепи усовершенствованием механизмов и должны "переквалифицироваться", никто не спрашивает, является ли это оскорбительным для них, что их работу превратили в ненужность. Это просто считает само собой разумеющимся, что каждый должен прогибаться под "техническую потребность". Если бы человеческие потребности были выше технических потребностей, были бы экономические проблемы. Концепция "умственного здоровья" в нашем обществе определена в значительной степени тем, как индивидуум ведет себя в соответствии с потребностями системы.
120. А все усилия, направленные на то, чтобы создать у людей ощущение цели и самостоятельности в пределах системы - не более чем шутка. Некоторые компании пробовали давать их служащим большее количество автономии в их работе, но по практическим причинам, это могло быть сделано только в очень ограниченной степени. И в любом случае служащие никогда не получат самостоятельность достаточную для осуществления их окончательных целей - их "автономные" усилия никогда не могут быть направлены к целям, которые они выбирают лично, но только к целям их предпринимателя, типа выживания и роста компании. Любая компания быстро вышла бы из бизнеса, если бы она разрешила своим служащим самостоятельность. Точно так же в любом предприятии в пределах социалистической системы, рабочие должны направлять свои усилия для осуществления целей предприятия. Иначе предприятие не будет работать как часть системы. Большинству индивидуумов или маленьким группам невозможно иметь много автономии в индустриальном обществе. Даже владелец мелкого бизнеса обычно ограничивает автономию своих рабочих. Кроме потребности правительственного регулирования, он ограничен фактом, что он должен вписаться в экономическую систему и соответствовать ее требованиям. Например, когда кто-то развивает новую технологию, мелкий предприниматель часто должен использовать эту технологию независимо от своего желания, чтобы оставаться конкурентоспособным.
"ПЛОХИЕ" АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИИ НЕ МОГУТ БЫТЬ ОТДЕЛЕНЫ ОТ "ХОРОШИХ" АСПЕКТОВ
121. Вот еще одна причина, почему индустриальное общество не может быть преобразовано в пользу свободы. Современная технология является объединенной системой, в которой все части зависят друг от друга. Вы не можете избавляться от "плохих" частей технологии и сохранять только "хорошие" части. Вот, например, современная медицина. Развитие медицинской науки зависит от развития химии, физики, биологии, информатики и других наук. Современное лечение требует дорогого, высокотехнологичного оборудования, которое может быть доступным для всех лишь в технологически прогрессивном, богатом обществе. Понятно, что не может быть мощного развития медицины без целой цепи технологических систем.
122. Даже если бы развитие медицины могло бы происходить без развития других технологий, это принесло бы зло. Предположим, например, что найдено средство для лечения диабета. Люди с генетической тенденцией к диабету будут тогда способны справляться со своей болезнью. Но при этом они будут воспроизводить таких же диабетиков. После чего на свете появится множество людей, генетически больных диабетом. Естественная природная борьба с генами диабета прекратится, и эти гены через какое-то время появятся у большинства населения. То же произойдет и другими болезнями, что приведет к генетической деградации населения. Единственным выходом будут какие-то евгенические программы или генная инженерия людей, и в будущем человек перестанет быть созданием природы или Бога (в зависимости от ваших религиозных или философских воззрений) и превратится в искусственно изготовленное изделие.
123. Если Вы думаете, что верховная власть СЕГОДНЯ слишком сильно вмешивается в вашу жизнь, то в будущем власть будет регулировать генетическую конституцию ваших детей. Такое регулирование неизбежно последует за развитием генной инженерии людей, потому что последствия нерегулируемой генной инженерии были бы катастрофическими.
124. Обычный ответ на такие беспокойства звучит так: "Этические нормы защитят нашу свободу от генной инженерии". Но кодекс этики применительно к генной инженерии еще ухудшил бы ситуацию. Кодекс этики, применимой к генной инженерии, стал бы средством регулирования генетической конституции людей. Кто - то (вероятно верхний средний класс) решит, какие генные изменения являются допустимыми, а какие – нет. И верхний средний класс будет руководствоваться собственными нормами, то есть нормами большинства. То есть, мнение различных меньшинств не будет принято во внимание. Единственный кодекс этики, который наверняка защитил бы свободу человека, это тот, который запретил бы ЛЮБУЮ генную инженерию людей. И вы можете убедиться, что такой кодекс никогда не будет применяться в технологическом обществе. Кодекс, который уменьшил бы вмешательство в строение человека до минимума, не будет принят. Так как искушение огромной властью биотехнологии непреодолимо, тем более, что для большинства людей многие аргументы биотехнологов покажутся недвусмысленно хорошими (устранение физических и умственных недостатков, прививка людям тех способностей, которые сегодня они должны развивать в себе с большим трудом). Неизбежно, генная инженерия будет использоваться экстенсивно, но только теми способами, которые необходимы индустриально- технологической системе.
ТЕХНОЛОГИЯ - БОЛЕЕ МОЩНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИЛА, ЧЕМ СТРЕМЛЕНИЕ К СВОБОДЕ
125. Невозможно найти ДЛИТЕЛЬНЫЙ компромисс между технологией и свободой, потому что технология - намного более мощная социальная сила и непрерывно посягает на свободу через ПОВТОРНЫЕ компромиссы. Вообразите случай: два соседа, каждый из которых имеет одинаковое количество земли, но один из которых более мощных и сильный, чем другой. Сильный постоянно будет требовать для себя часть земли соседа. А слабый будет сопротивляться. Сильный скажет: "ХОРОШО, давайте идти на компромисс. Дайте мне, половину того, что я попросил". Слабый при таком небогатом выборе возможностей рано или поздно сдастся. Через некоторое время сильный снова попросит себе еще земли, и снова будет все тот же компромисс. Толкая слабого соседа на постоянные компромиссы такого рода, сильный постепенно завладеет всей его землей. Это и подобно конфликту технологии и свободы.
126. Позвольте нам объяснять, почему технология - более мощная социальная сила, чем стремление к свободе.
127. Технологический прогресс, который, кажется, не угрожает свободе теперь, угрожает ей в перспективе. Например, ситуация с транспортом. Раньше пешеходы ходили, где им вздумается, и не знали ни о каких правилах движения. Когда появились автомашины, они, казалось, увеличивали свободу человека. Они посягали на свободу пешехода, никто не был обязан иметь автомобиль, если он этого не хотел. И каждый автомобилист мог передвигаться, где он хотел, и с какой угодно скоростью. Но появление моторного общественного транспорта изменило общество так, чтобы существенно ограничить свободу пешехода. Когда автомобилей стало много, стало необходимо регулировать их движение. В автомобиле, особенно в плотно населенных областях, нельзя ехать на произвольной скорости. Автомобили управляются даже не законами, а темпами движения соседних автомобилей. Пусть и в соответствии с правилами движения. Каждый автомобилист связан различными обязательствами: правила получения лицензии, испытание водителя, регулярная регистрация, страхование, автосервис. Кроме того, использование моторного транспорта больше не является вспомогательным. С момента появления моторного транспорта структура наших городов изменилась. Большинство людей больше не может жить, работать и делать закупки в одном месте, то есть не могут НЕ ЗАВИСЕТЬ от автомобиля. Или они должны использовать общественный транспорт. А там даже меньше возможности для них контролировать движение, чем за рулем автомобиля. Даже свобода пешехода теперь очень ограничена. В городе он непрерывно должен стоять перед светофором. Ходить по шоссе стало для него опасно. Вывод такой. Когда новый шаг прогресса представляется, как выбор между старым и новым, который волен делать сам человек, этот шаг в будущем не обязательно ОСТАНЕТСЯ добровольным. Во многих случаях новая технология изменяет общество так, что люди, в конечном счете, ощутят себя ВЫНУЖДЕННЫМИ делать это.
128. В то время как технологический прогресс ВЦЕЛОМ непрерывно сужает нашу сферу свободы, каждый новый шаг прогресса, РАССМАТРИВАЕМЫЙ ОТДЕЛЬНО, кажется желательным. Электричество, слесарное дело, быстрые коммуникации ... Кто же спорит с необходимостью этих отдельно взятых вещей? Было бы абсурдно отрицать необходимость телефона, например. Телефон привнес в мир множество преимуществ и никаких неудобств. Все же, как мы объяснили в параграфах 59-76, все эти шаги прогресса, рассматриваемые вместе, создали мир, в котором судьба среднего человека больше не в его собственных руках или в руках его соседей и друзей. Но в руках политиков, глав корпораций, неизвестных ему техников и чиновников. А поскольку отдельный человек не может влиять на их решения, движение прогресса по такому пути продолжится и в будущем. Давайте опять вспомним генную инженерию. Немногие будут сопротивляться развитию техники, которая устранит наследственную болезнь. Ведь это не приносит очевидного вреда, зато предотвращает много страданий. При этом большинство генетических усовершенствований, вместе взятых, превратят человека в проектируемое изделие.
129. Другая причина, почему технология - такая мощная социальная сила, следующая. В контексте данного общества технологический прогресс шагает только одном направлении; и оно никогда не может быть полностью изменено. Как только техническая новинка была поставлена на поток, люли превращались в зависимых от нее существ. И не просто люди, сама система становится зависимой от этой технологической новинки. Представьте себе, что случилось бы с системой сегодня, если бы вдруг исчезли компьютеры. Так что система может двигаться только в одном направлении, к еще большей технологической зависимости. Технология постоянно подавляет свободу. За исключением тех случаев, когда ниспровергается целая технологическая система.
130. Технология развивается с большой скоростью и угрожает свободе в многих различных аспектах. Чтобы сдержать любую угрозу, нужна долгая социальная борьба. Те, кто хотят защитить свободу, подавлены большим числом новых атак технологии.. Бороться с каждой новой угрозой отдельно бесполезен. На успех можно надеяться только тогда, когда люди сражаются с технологической системой в целом. Но это революция, а не реформа.
131. Техники (мы используем этот термин в его широком смысле, чтобы охарактеризовать всех, кто выполняют специальную задачу, требующую обучения) все больше и больше становятся вовлеченными в их работу (деятельность заместителя). И когда возникает конфликт между их технической работой и свободой, они почти всегда предпочитают работу. Это очевидно в случае с учеными, но не только. Корпорации и правительственные агентства, когда им это надо, не стесняются собирать информацию о людях, не обращая внимания на их право на секретность жизни. Большинство должностных лиц верит в свободу, секретность и конституционные права, но когда эти вещи входят в противоречие с их работой, они обычно решают в пользу своей работы.
132. Известно, что люди работают лучше за награду, а не для того, чтобы избежать наказания. Ученые и технологи работают за награду, которая им дается за их работу. Но те, кто выступает против технологизации человечества, работают, чтобы избежать отрицательного результата. А значит очень мало тех среди них, кто действительно хорошо работает.
133. Никакие социальные меры, законы, учреждения, обычаи или этические кодексы не могут обеспечивать постоянную защиту против технологии. История показывает, что все социальные меры преходящие; они все в конечном счете оказываются недейственными. Но технологические авансы прогресса постоянны в контексте конкретной цивилизации. Предположим, например, что было бы возможно за счет неких социальных мер предотвратить применение генной инженерии для моделирования людей, или предотвратить применении генной инженерии могущее поставить под угрозу свободу. Но технология стала бы ждать. Рано или поздно социальная договоренность была бы сломана. Вероятно, достаточно быстро, учитывая темпы перемен в нашем обществе. Тогда генная инженерия начала бы посягать на нашу свободу, и это вторжение будет необратимо (за исключением случая, когда революция сломает всю технологическую цивилизацию). Иллюзия, будто нашу цель можно достигнуть лишь при помощи мирных социальных мер. Посмотрите, что в настоящее время происходит с законами об охране окружающей среды. Несколько лет назад казалось, что в мире действовали юридические барьеры, предотвращающие, по крайней мере, НЕКОТОРЫЕ из худших форм деградации окружающей среды. Изменение политического ветра тут же разрушило эти барьеры.
134. По всем предшествующим причинам, технология - более мощная социальная сила, чем стремление к свободе. Но это заявление требует важной расшифровки. Кажется, что в течение следующих нескольких десятилетий индустриально-технологическая система будет испытывать серьезные проблемы из-за экономических сложностей и проблем окружающей среды, и особенно из-за проблем человеческого поведения (отчуждение, восстание, враждебность, разнообразие социальных и психологических трудностей). Мы надеемся, что проблемы, с которыми система, вероятно, столкнется, сломают систему. Или, по крайней мере, так ее ослабят, что революция пройдет успешно. И в тот момент стремление к свободе станет более мощным, чем технология.
135. В параграфе 125 мы использовали аналогию со слабым соседом, который лишается своей земли, вынужденный отдать ее соседу сильному. Но предположите, что сильный сосед может заболеть и будет неспособен защитить себя. Слабый сосед может забрать свою землю обратно. Или убить обидчика. Если он просто отнимет землю назад и простит обидчика, то он – дурак. Сильный выздоровеет и снова восстановит статус-кво. Единственная разумная альтернатива для слабого – убить сильного соседа, пока у него есть такой шанс. Так же и мы должны уничтожить индустриальную систему во время ее болезни. Если же мы пойдем на компромисс и позволим ей выздороветь, это в конце концов уничтожит всю нашу свободу.
БОЛЕЕ ПРОСТЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАЛИСЬ ТЯЖЕЛЫМИ
136. Если кто-то все еще воображает, что возможно преобразовать систему так, чтобы защитить свободу от технологии, приведем такой пример. Как неуклюже и неудачно наше общество пыталось справиться с проблемами, которые по сути проще проблем с технологическим прогрессом. Общество не сумело остановить деградацию окружающей среды, политическую коррупцию или торговлю наркотиками.
137. Возьмите, например, проблемы окружающей среды. Вот конфликт ценностей: экономическая целесообразность противостоит сохранению природных ресурсов для наших внуков. Но на ту тему больше болтают те, кто имеет власть и не имеет никакого последовательного плана действий. А проблемы окружающей среды продолжают накапливаться, и с ними будут вынуждены жить наши внуки. Проблема окружающей среды состоит из борьбы и компромиссов между различными фракциями власти, некоторые из которых господствующие в один момент, другие в другой момент. Линия борьбы изменяется вместе с изменением политической окраски партии власти и общественного мнения. Это - не рациональный процесс, не то, что может привести к своевременному и успешному решению проблемы. Главные социальные проблемы, если они решаются вообще, редко или никогда не решаются рациональным способом. Фактически, принципы, которые мы сформулировали в параграфах 100-106, заставляют это казаться сомнительными, что рациональное, долгосрочное социальное планирование может КОГДА-ЛИБО быть успешно.
138. Таким образом, ясно, что человеческая раса имеет очень ограниченные возможности для того, чтобы решить даже относительно простые социальные проблемы. Но как тогда она собирается решать гораздо более трудную и тонкую проблему урегулирования свободы с технологией? Технология представляет четкие материальные преимущества, принимая во внимание, что свобода - абстракция, которая означает различные вещи с различными людьми, и ее потеря легко заменяется пропагандой.
139. И очень важное примечание: мыслимо ли, что наши проблемы с окружающей средой (например) могут однажды быть улажены через рациональный, всесторонний план? Но если это случится, то только, потому, что это стало долгосрочным интересом самой системы. Ноне в интересах системы сохранить автономию маленькой группы. Напротив, система заинтересована в том, чтобы контролировать человеческое поведение по максимуму. Так что когда практические соображения могут вынуждать систему решить проблемы окружающей среды, то также практические соображения вынудят систему регулировать человеческое поведение.
РЕВОЛЮЦИЯ ПРОЩЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ
140. Мы надеемся, что мы убедили читателя, что система не может быть преобразована таким способом, чтобы урегулировать свободу с технологией. Единственный путь состоит в том, чтобы обойтись без индустриально-технологической системы в целом. Это подразумевает революцию, не обязательно вооруженное восстание, но конечно радикальное и фундаментальное изменение общества.
141. Люди думают, что если при революции больше изменений, то она сложнее, чем просто реформа. Но иногда некоторые революции проще реформы. Причина в том, что революционное движение может вдохновлять интенсивнее, чем реформы. Реформы просто предлагают решать специфическую социальную проблему, революционное движение предлагает решать все проблемы одним махом и создавать целый новый мир. Это идеал, ради которого люди будут рисковать и многим жертвовать. А поскольку свергнуть целую технологическую систему легче, чем эффективно ограничить технологию, то большее число людей могут посвящать себя революции против индустриально-технологической системы Мы отметили в параграфе 132, что реформаторы будут работать, чтобы избежать отрицательного результата. Но революционеры работают, чтобы получить мощную награду – воплощение в жизнь их революционного идеала. Поэтому им будет проще.
142. Реформа - всегда риск последствий слишком сильной реформы. Но как только революционная лихорадка захватит общество, люди сами захотят подвергаться неограниченным затруднениям ради их революции. Это ясно показали и французская, и русская революции. Может быть, в таких случаях только меньшинство населения действительно предано революции, но это меньшинство достаточно активно, чтобы стать доминирующей силой в обществе. Мы вернемся к вопросу революции в параграфах 180- 205.
КОНТРОЛЬ ЗА ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ПОВЕДЕНИЕМ
143. Начиная с истоков цивилизации, организованные общества должны были давить на людей, чтобы социальный организм функционировал. Виды давлений меняются от одного общества к другого. Некоторые из давлений - физические (скудная еда, грязный труд, грязный воздух), некоторые - психологические (шум, поведение людей). В прошлом жизнь была более постоянной, или, во всяком случае, менялась только в небольших пределах Следовательно, общества были способны давить на людей только до некоторых пределов. Когда предел человеческой выносливости достигнут, начинаются сложности: восстания, преступление, коррупция, уклонение работы, депрессии, увеличение смертности, снижение рождаемости или что-то еще, чтобы или общество сломалось, или его функционирование стало бы неэффективным.
144. Таким образом, человеческая природа становится преградой для развития общества. Люди могли развиваться до определенного предела. Но сегодня это не так, потому что современная технология развивает и принципы изменения людей.
145. Вообразите общество, которое повергает людей в такие состояния, что они становятся несчастными, а затем дает им лекарство от их несчастья. Научная фантастика? Это уже случается до некоторой степени в нашем собственном обществе. Известно, что клиническая депрессия развилась в последние десятилетиях. Мы полагаем, что это случилось из-за разрушения процесс власти, как объяснено в параграфах 59-76. Но даже если мы не правы, увеличение депрессии - конечно результат НЕКОТОРЫХ условий, которые существуют в сегодняшнем обществе. Вместо удаления этих условий современное общество дает людям антидепрессанты. Антидепрессанты - средства изменения внутреннего состояния индивидуума таким способом, чтобы сделать его терпимым к социальным условиям, которые он без лекарств счел бы невыносимым. Да, мы знаем, что депрессия часто имеет генетическое происхождение. Мы обращаемся здесь к тем случаям, в которых окружающая среда играет преобладающую роль.
146. Наркотики - только один пример методов управления человеческим поведением. Но есть и другие методы.
147. Есть методы наблюдения. Скрытые видео-камеры теперь используются в большинстве магазинов и во многих других местах. Компьютеры используются, чтобы собирать и обрабатывать обширное количество информации о людях. Информация увеличивает эффективность физического принуждения. Есть методы пропаганды, которой служат СМИ. Индустрия развлечений есть важный психологический инструмент системы, возможно даже когда она пропагандирует слишком много секса и насилия. Развлечение обеспечивает современного человека своеобразными средствами ухода от действительности и спасения от этой действительности. В то время, как человек поглощен телевидением, видео, и т.д., он может забывать о своей неудовлетворенности. Примитивные народы, когда они не имеют работы, весьма довольны сидением в течение многих часов, ничего не делая. Потому что они в мире с самими собой. Но современные люди должны быть постоянно заняты или чем-то, иначе они станут беспокойными и раздражительными.
148. Другие методы действуют глубже. Образование больше не в том, чтобы отшлепать ребенка, когда он не знает уроки, и похвалить его, когда он все выучил. Образование превращается в технику управления ребенком. Психологические методы используются все чаще не только в специальных школах, но и в обычных. Методы "Воспитания", которые преподаются родителям, предназначены для того, чтобы заставить детей принять фундаментальные ценности системы и вести себя способами, которыми система находит желательным. Программы "Умственного здоровья", психотерапия и т.д. якобы предназначены, чтобы принести пользу индивидуумам, но практически они обычно служат методом для стимулирования индивидуумов, чтобы они думали и вели себя так, как хочет система. Здесь нет никакого противоречия. Индивидуум, чье поведение приносит ему конфликты с системой, сражается с силой, которая является слишком мощной для него. Значит он будет страдать. Ему станет легче, если он подчинится системе. В этом смысле система действует для выгоды индивидуума. Жестокое обращение с детьми в его и очевидных формах грубо осуждено в большинстве культур. Мучение ребенка по тривиальной причине или вообще без причин – это то, что ужасает почти каждого. Но много физиологов интерпретируют концепцию злоупотребления гораздо более широко. Физическое наказание используется, как часть рациональной и последовательной системы дисциплины. Вопрос будет, в конечном счете, решен после того, как определится следующее: действительно ли шлепающий приводит ребенка к тому, что он становится в компромиссные отношения с системой. Слово "злоупотребление" все чаще интерпретируется, как любой метод отношения с ребенком, которое приводит того к конфликту с системой. Так что на самом деле программы для предотвращения "жестокого обращения с детьми" направлены на управление человеческим поведением.
149. Возможно, в будущем психологические методы управления человеческим поведением станут более эффективными. Но мы думаем, что маловероятно, что для этого будут использоваться только психологические методы. Вероятно, будут использоваться и биологические методы. Мы уже имеем опыт использование лекарств в этой связи. Невралгия может обеспечивать другие направления изменения человеческого мнения. Генная инженерия людей уже начинает происходить в форме "терапии гена", и нет никакой гарантии, что такие методы в конечном счете не будут использоваться для того, чтобы изменить те физические свойства тела, которые затрагивают умственную деятельность.
150. Мы упомянули в параграфе 134, что индустриальное общество скоро испытает серьезные проблемы (частично по причинам проблем человеческого поведения и частично к экономическим и проблемам окружающей среды). И значительная часть экономических проблем системы и проблем окружающей среды вытекает из способов, которым люди ведут себя. Отчуждение, низкое чувство собственного достоинства, депрессия, враждебность, восстание, дети, которые не хотят учиться, молодежные банды, незаконное использование наркотиков, насилие, жестокое обращение с детьми, другие преступления, опасный секс, подростковая беременность, прирост населения, политическая коррупция, расовая ненависть, этническая конкуренция, ожесточенный идеологический конфликт, политический экстремизм, терроризм, саботаж, антиправительственные группы. Все они угрожают самому выживанию системы. Система будет ВЫНУЖДЕНА использовать любые практические средства управления человеческим поведением.
151. Социальное разрушение, которое мы видим сегодня, конечно не результат случайности. Это – результат тех условий жизни, которые система ставит людям. Мы говорили, что самое важное из этих условий - разрушение процесса власти. Если система преуспеет в контроле над человеческим поведением, чтобы гарантировать собственное выживание, наступит новая эра в истории человечества. Принимая во внимание, что раньше пределы человеческой выносливости не позволяли обществу развиваться дальше определенного момента (как мы объяснили в параграфах 143, 144), индустриально-технологическое общество будет способно увеличить эти пределы, изменяя людей психологическими методами, биологическими методами или обоими методами сразу. В будущем в социальных системах не будут учитываться потребности людей, так как биотехнологическими методами потребности людей приспособят к потребностям системы.
152. Вообще говоря, технологический контроль над человеческим поведением, вероятно, не будет вызван тоталитарным намерением или даже просто сознательным желанием ограничить человеческую свободу. Каждый новый шаг в утверждении контроля над человеческим сознанием будет объясняться как рациональный ответ на проблему, с которой столкнулось общество. Типа лечения алкоголизма, сокращение преступности или стимулирования молодых людей для изучения наук. То есть, во многих случаях это вмешательство будет гуманитарное оправдано. Например, когда психиатр предписывает антидепрессант своему пациенту, он делает это для его же пользы. Было бы негуманно отказать в лекарстве тому, кто нуждается в этом. Когда родители посылают детей в образовательные центры, они хотят, чтобы детям было лучше.
153. Таким образом, контроль над человеческим поведением будет внедрен не по расчету властей, а в результате социального развития (БЫСТРОГО развития). Процессу будет невозможно сопротивляться. Потому что последствия прогресса будут казаться меньшим злом, чем последствия регресса (смотри параграф 127). Пропаганда, например, используется для множества хороших целей. Типа борьбы с жестоким обращением с детьми или расовой ненависти. Сексуальное образование очевидно полезно, но эффект сексуального образования (успешного сексуального образования) передаст формирование сексуальных отношений от института семьи в руки государства.
154. Предположим, что биологическая черта обнаружена. И что генная инженерия сможет убрать из организма ребенка, например, гены преступности. Конечно большинство родителей, чьи дети обладают задатками преступников, пожелают провести со своими детьми терапевтическое лечение, чтобы они не стали преступниками. Было бы негуманно не сделать этого, иначе ребенок вырастет преступником. Но многие примитивные общества имеют низкий уровень преступности по сравнению с нашим обществом, даже при том, что они не имеют ни высокотехнологичных систем детской системы наказания. Нет никакой причины предполагать, что современные люди имеют больше врожденных агрессивных черт, чем примитивных люди. А значит, высокий уровень преступности нашего общества происходит из-за недостатков самого общества, из-за давления на людей, которое многие из людей не могут вынести. Таким образом, способ для терапии ген потенциальных преступников – пусть и частично, но не столько лечение, сколько возможность приспособить людей к жизни в современной системе.
155. Наше общество имеет тенденцию называть "болезнью" любой способ мысли или поведения, который неудобен для системы. Потому, что когда индивидуум не вписывается в систему, возникают проблемы не только у него, но и у системы. И манипуляция человеком для того, чтобы приспособить его к системе, считается "лечением" от "болезни", то есть, чем-то хорошим.
156. В параграфе 127 мы указали, что, если использование нового явления технологического прогресса ПЕРВОНАЧАЛЬНО является дополнительным, оно не обязательно ОСТАНЕТСЯ дополнительным. Потому что новая технология имеет тенденцию изменять общество таким способом, что для индивидуума трудно или даже невозможно жить без этого явления. Это относится и к технологии человеческого поведения. В мире, в котором большинство детей приучают стремиться к знаниям, родитель будет вынужден обучать своего ребенка. Если он этого не сделает, его ребенок вырастет нетрудоспособным. Или, например, если биологическое лечение не дает нежелательных эффектов, но уменьшает психологическое напряжение. И если большинство