По жучку, оказывается, не было еще отдельного топика - исправляю.
Исследования реактивных СВВП во Франции начались в 1954 г., когда новой фирмой BTZ (техническое бюро Г. Зборовского) совместно с известной двигателестроительной фирмой "SNECMA" был разработан и предложен проект СВВП с кольцевым крылом, получившего название "Колеоптер" (кольцекрылый). Подобно американскому реактивному СВВП Х-13 СВВП "Колеоптер" тоже должен был иметь вертикальное положение фюзеляжа при взлете и посадке, что представлялось естественным для легкого боевого самолета, причем кольцевое крыло обеспечивает достаточную базу для размещения на ней опор шасси.
// Дальше — www.airwar.ru
Еще кое-что почитать можно у Ружицкого:
"Европейские самолеты вертикального взлета"
Library Genesis: Ружицкий Е. - Еврорейские самолеты вертикального взлета (djv, 6 Мб)
Library Genesis: Ружицкий Е.И. - Европейские самолёты вертикального взлёта (pdf - осторожно, 100 Мб)
А это - прототип прототипа: летающий стенд "Атар Волан" и созданный по итогам экспериментов с ним собственно "Колеоптер":