По сути, у нас с тобой есть главное, по которому мы можем спорить.
Основа, тксзть. Поэтому я чуть сокращу пост (это не значит, что я проигнорировал или согласился
, это значит лишь, что я хочу выделить главное и не хочу спорить о многочисленных следствиях).
Татарин>> Короче говоря: ты думаешь иначе и другие мысли.Татарин>> Тебя не покоробит, если я скажу, что это очевидно и ясен пень? Zeus> Там еще один важный компонент: другим надо тоже дать думать "другие мысли".
Да, это действительно важный компонент. Возможно даже, ключевой.
Ты НЕ МОЖЕШЬ запретить другим думать другие мысли. Не можешь. Физически. Это не в твоих силах. И не в силах кого-либо. Нет таких средств. И никогда не было.
Ты занимаешься ментальным и моральным... эээ... самоудовлетворением: присваиваешь себе нереальные степени свободы, затем отказываешься от них и называешь это "адекватным взглядом на мораль".
Радуешься своей толерантности там, где иного не дано НИКОМУ.
Это, конечно, делает тебе приятно, но ни на йоту не изменяет настоящее положение дел.
Zeus> И не говорить, что мысли эти "плохие".
Чу! Я слышу вдали барабаны..
Ты полагаешь, что если ты скажешь "эти мысли - плохие!" ты выразишь что-то более, кроме как свое личное мнение? что-то кроме своей личной точки зрения?
Зевс, ты НЕ МОЖЕШЬ выразить что-либо иное. Даже если будешь вставлять через слова "народ РСФСР", "властью Совета Старшин" или "от имени всего демократического сообщества", это будет лишь означать (и то не всегда), что ты ДУМАЕШЬ, что выражаешь мнение "народа РСФСР" или "демократического сообщества".
И никак иначе.
А у тебя все время неявно проскальзываает, что можешь. Солипсизм на марше.
Конечно, есть люди, которые верят в то, что они изрекают абсолютную истину. В силу эгоцентризма разной степени.
Однако.
Во-первых, это никак не связано с моралью.
Во-вторых, есть сильное подозрение, что это как раз завязано на генетику.
В-третьих, чем бы это ни определялось, ты никак не можешь заставить этих людей изменить свою точку зрения. Логика, доказательства в данном случае не работают принципиально, и даже более того - ты никогда не сможешь опровергнуть последовательного солипсиста. Ничем.
Множество оборотов навроде:
Zeus> ...Но не надо забывать, что некоторые другие люди будут именно нас считать "моральными уродами". Да неважно почему, такая у них самих мораль. Это не плого и не хорошо, просто так есть и надо это признать.
...
Zeus> ...Поэтому я и предлагаю ограничится хладнокровной декларацией несовместимости.
...
Zeus> Меняет... Хм. В идеале меняет способ мышления на более адекватный Будем считать, что мне не нравится эгоцентризм, потому что он неявно (а иногда и явно) приписывает мне способ мышления других. Если каждый будет высказываться только от себя, это будет корректнее.
и т.п. следуют просто из одной особенности человеческого мышления и общения. Человек-эгоцентрист крайне сложно поддается переубеждению в своих моральных основах, в своей базе. Ты же, как не-эгоцентрист, готов принять возможность существование другой точки зрения.
Когда эгоцентрист говорит "от имени всех", ты вынужден либо это принять и пропустить (то есть - принять, что противник гораздо сильнее), либо сначала пытаться опровергнуть это его право говорить "за всех" (что тоже требует ресурсов, а оппонент этим не заморачивается, для него это право самоочевидно).
В жестком конфликте идей потенциально ты гораздо уязвимей, ты это чувствуешь, и тебе это не нравится. Ты хочешь убрать эту защиту у оппонентов, чтобы сделать условия "более равными".
Крайне наивно.
И уж совсем смешно утверждать, что отсутствие эгоцентризма - это "наиболее адекватно".
Да, у людей не эгоцентричных гораздо больше шансов договориться, согласиться, они спаивают общество. Но эгоцентристы жутко полезны как лидеры, генераторы и проталкиватели идей, они - точки конденсации ресурсов, резонаторы, в которых собирается энергия активной среды людей.
Они готовы отстаивать свою точку зрения тогда, когда все остальные согласились на компромисс.
Не надо говорить, что, мол, ты тоже готов. Это не так. Ты готов по-другому и в меньшей степени. Ты изначально готов к компромиссу.
Но это не всегда плюс.
Zeus> Тут как бы опять - различие в мотивации, что ли. Невозможно наказывать за само наличие другой морали. Право на нее (свободу совести) - самое базовое, более того, оно, может быть, единственное, что есть в нас с рождения, его даже не надо обеспечивать (правда, пользоваться им умеют далеко не все). Таким образом, даже при одинаковых действиях есть коренная разница в восприятии: одни наказывают самого человека, за то, что он "плохой", другие - за несовместимость его действий с собственной моралью. Чувствуешь разницу?
Нет. Не чувствую.
Это, по сути, одно и то же. Просто во втором случае человек более готов к восприятию чужой точки зрения.
Это, повторюсь, не всегда плюс.
Кстати, обрати внимание: я тут намеренно избегал всех моих любимых ИМХО. Чтобы формой подчеркнуть суть.
...А неубитые медведи делили чьи-то шкуры с шумом.
Боюсь, мы поздно осознали, к чему всё это приведёт.