А.Н.>>Доверять словам, которые не подтверждены документами, можно вообще с большими оговорками. Хотя бы потому, что при таком воспроизведении по памяти может быть не учтён контекст, а значит, во многом искажён смысл. Например, эмоциональная фраза, брошенная в сердцах, может быть (вольно или невольно) представлена как "руководящее указание".berg> Давайте уточним контекст. Подавляющее большинство своих статей и книг Гессен впервые издал в царской России, мне сейчас будут втирать, что он имел возможность миновать цензуру и рассказать, что-то неприятное о властях.
Часть цитированных сочинений (не только Гессена) были изданы после революции
(Материалы для истории антиеврейских погромов в России, т. 1. — Пгр., 1919
Материалы для истории антиеврейских погромов в России, т. II. — Пгр. — М., 1923),
т. е. цензура, само собой, была, но уж точно не царская. Часть его сочинений переиздана уже в наше время
(Гессен Ю. История еврейского народа в России. — Москва-Иерусалим, 1993),
можно посмотреть комментарии. Но, как бы то ни было, его что — заставили преуменьшить число жертв погромов 1880-х годов? Или придумать, что несколько погромщиков были застрелены войсками?
berg> В таком случае можно заявить, что погромов вообще не было. Сколько документов о них сохранилось? Ась? Один том расследования кишинёвской истории из четырёх.
А в архивах?
А.Н.>>На такой "вопрос в лоб" я могу ответить только: не знаю. Может быть, в 1902 - 03 годах, когда уже назревала революция (точной даты её начала никто, разумеется, не знал, но приближение ощущалось), все силы соотв. ведомств были брошены на выявление антиправительственной агитации, а на антисемитскую просто внимания не оставалось? Но даже если на неё и сознательно смотрели сквозь пальцы, то это не означает, что тем самым сознательно стремились содействовать организации погромов.berg> Берём всё тот же уголовный кодекс и находим интересное слово сочетание «своим действием или бездействием».
Так "бездействием" — другое дело! Царское правительство "своим действием или бездействием" и Ходынку допустило, и Кровавое воскресенье, и собственное свержение. Ну, не справлялось оно с обязанностями.
berg> Итакberg> 1. Финансировало государство издание антисемитской литературы? да/нетberg> 2. Занимались ли этим сотрудники МВД? . да/нетberg> 3. Были ли наказаны подстрекатели кишинёвского погрома? да/нетberg> 4. Продолжало ли государство финансировать издания этих подстрекателей? да/нетberg> 5. Разоружала ли полиция евреев до и вовремя погрома? да/нетberg> 6. Можно ли считать деятельность Комиссарова подстрекательской и провокационной? да/нетberg> 7. Оставлен ли он был при своей должности по распоряжению царя? да/нетberg> 8. Были ли наказаны погромщики за убийства совершённые 6-8 апреля 1903его года? да/нет [»]
Ну прямо как на допросе! На все вопросы я сейчас ответить не могу. Частично на эту тему:
Что же касается кровавых событий 1903 года в Кишиневе, сотни погромщиков были после них осуждены, а представители местных властей во главе с губернатором были с позором отправлены в отставку — прежде всего за то, что не обеспечили своевременных и решительных действий военной силы для пресечения погрома.
Видимо, за то, что переусердствовали, выполняя волю царя? Или чтобы отвести от него подозрение?
Про погромы 80-х:
Уже упомянутый действительно серьезный еврейский историк Ю.И. Гессен писал в 1926 году, что само по себе “возникновение в короткий срок на огромной площади множества погромных дружин (речь шла о погромах 1880-х годов. — В.К.) и самое свойство их выступлений устраняют мысль о наличии единого организационного центра”.
Малая Советская Энциклопедия, т. 6. — М., 1931, с. 627-628.
Надо полагать, в 1926 (или 1931) году Гессен обелял царское правительство? Какая цензура его заставляла? Или он был тайным монархистом и оставался таковым и в 20-е - 30-е годы?
Между тем правительство сразу же после первого погрома 1881 года издало циркуляр, где о погромщиках говорилось, как об опасных преступниках, которые “впадают в своеволие и самоуправство... Подобные нарушения порядка не только должны быть строго преследуемы, но и заботливо предупреждаемы: ибо первый долг правительства охранять безопасность от всякого насилия и дикого самоуправства” (там же, с. 615). Как уже сообщалось, во время погромов 1880-х годов вызванными войсками были убиты 19 погромщиков и множество из них ранены. А в Уложение о наказаниях, как уже говорилось, была введена специальная статья о погромщиках
В открытую осуждали и пресекали (издание циркуляров, ужесточение законов, стрельба на поражение по погромщикам), тайно подстрекали? Не слишком ли много конспирологии?
В высшей степени характерно, что противоеврейские погромы начала 1880-х годов действительно стремилась подтолкнуть и разжечь отнюдь не власть, а, напротив, главная революционная организация тех лет — партия Народной воли, о чем писал, например, Ю.И. Гессен: “...судя по партийному органу, члены партии считали (и правильно считали! — В.К.) погромы соответствующими видам революционного движения; предполагалось, что погромы приучат народ к революционным выступлениям; некоторые члены Исполнительного Комитета (Народной воли. — В.К.) изготовили 30 августа 1881 года прокламацию, призывавшую к разгрому евреев” (т. 12, с. 617-618).
А это Вы как объясните? Гессен наврал, оклеветал Народную волю? А если это правда, то как может быть, что Александр III делал то же, что и организация, менее чем за полгода до этого убившая его отца?