Шурави
На «настоящей» войне слишком много информации, которая может стать критической. Чем больше глаз, тем лучше. И на приборы, и вокруг смотреть надо.
Что нужно для одноместного, чтобы приблизиться к двухместному:
1) Управление (основное) на ШГ и РУ, причем чтобы оно было простым и интуитивным, что-то - голосом.
2) Система огибания рельефа/предупреждения о столкновении (лазерная и при необходимости ММВ) на ПМВ. Система должна исправлять ошибки, чтобы пока крутишь головой, не въехать куда-нибудь.
3) Вся необходимая информация, включая прицел - в шлем. Удобное восприятие.
4) ПТУР типа Хеллфайра - «пустил, забыл», даже если это будет подсветка лучом, можно комбинировать, когда нет помощи и ПВО слабенькая - сам, захватив цель в автомате, подсвечивать самостоятельно, иначе пустил и удрал, пусть кто-нибудь другой со стороны светит.
5) Навигация - GPS(GLONASS)/Инерциальная, быстро приводимая в действие, чтобы не ждать по 40 минут раскрутки.
6) Очки/ИК/РЛС ММВ, возможно модульная конструкция, чтобы легко было устанавливать ночное по необходимости.
7) Защита хвоста от ПЗРК
Здесь вся проблема в прилагательных - «простым», «удобным», у нас обычно делают так, чтобы ты понимал, что не зря получаешь зарплату.
И все равно, не совсем понятно, как будешь себя чувствовать в одиночку на малой, когда вокруг работают все подряд, по тебе облучают всякие Хоки, Ф-16 и прочая дрянь (или думаешь, что облучают), где-то Чапарелы со Стингерами прячутся... Однозначно, эффективность будет меньше, чем у двухместного (при наличии схожего оборудования), но на сколько ? Основная разница именно в том, что вдвоем легче заметить опасность или цель, какое бы оборудование не было.
Против партизан тоже лучше вдвоем, но если ПВО слабая, можно спокойно и одному, ну пропустишь чего - да и х.. с ним, не первый, не последний. И высоту можно держать побольше, а если приходится снижаться до травы - опять-таки, упустил кого, пусть живет. Если же ПВО сильная, это уже настоящая война со всеми вытекающими.
Отсюда следует, что нет смысла иметь одну машину для слабой ПВО и вторую для сильной, дешевле иметь единый вертолет.
<Хорошо что эта бредовая идея не была реализована полностью. А то бы в случае войны бы получили вместо Х количества слётанных экипажей, 2Х неслётанных. К тому же, следует учитывать, что через пару лет отсидки на передней лавке у лётчика (к примеру, лейтенанта после училища, по уровню налёта 1984 года, 250-300 часов) в значительной мере утрачиваются навыки техники пилотирования.>
Может, и не такая бредовая. Естественно, не нужно ничего разбивать. Есть еще понятие «угрожаемый период». В это время можно подготовить операторов и влить их (во всех смыслах ) в экипажи. Даже если война началась, не все сразу бросаются в бой, в тылу готовится смена, тоже можно организовать и восстановление навыков, и подготовку экипажей. От оператора требуется умение применять ПТУР и видеть местность. Первое - работы на месяц, если у него голова есть, второе - только по прибытию на место, но тоже занимает около того. Пилотирование для оператора есть вещь хорошая, но ею можно заняться позже, если выжили.