[...]
По словам специалиста Единой системы Организации воздушного движения (ЕС ОрВД), сам перелет был запланирован по маршруту <Сиверская (Ленинградская область) - Черняховск (Калининградская область)>.
Для того чтобы объединиться со своими коллегами в Сиверской, из Лодейного Поля вылетели два самолета Су-27. Военный сектор Санкт-Петербургского регионального центра ЕС ОрВД передал своим гражданским коллегам предупреждение о том, что
этот полет пройдет по маршруту Лодейное Поле - Горка - затем петля на восток (Бокситогорск) - далее выход на Кириши - а затем на Сиверскую. В этой точке они должны были пойти на снижение.
Однако оба Су-27 пошли на снижение раньше - еще над Киришами, <пересекая при этом воздушные коридоры, отведенные для полетов гражданских воздушных судов>. Гражданские диспетчеры вынуждены были немедленно реагировать на этот маневр военных: они приняли экстренные меры к обеспечению безопасности полетов.
В Сиверской истребители объединилась с бомбардировщиками Су-24 и самолетом дальнего радиолокационного обнаружения и наведения А-50. Военные диспетчеры заранее передали в гражданский сектор информацию о том, что над Сиверской группа будет набирать высоты 7200, 7500 и 7800 метров, а А-50 пойдет на высоту 9100 метров.
Далее самолеты ВВС России должны были идти по маршруту Сиверская - Волосово - мыс Кандикуля - остров Гогланд - Ледун - нейтральные воды - Черняховск (под Калининградом). Эту информацию гражданские из Санкт-Петербургского регионального центра ЕС ОрВД передали своим коллегам по юго-западному и
западному направлению и Подходу Пулково (диспетчерскому пункту, управляющему движением в зоне ожидания аэропорта). Hо над Сиверской пошел набирать свою высоту только самолет А-50.
Оказалось, что за три минуты до этого руководитель группы, командующий 6-й воздушной армии Владимир Свиридов, передумал. Он решил, что группа будет набирать высоту не над Сиверской, а прямо по маршруту полета.
В результате самолеты шли на свои высоты, вновь пересекая воздушные коридоры, отведенные для полетов гражданских воздушных судов, утверждают гражданские специалисты. <Самое плохое, что при этом только от некоторых из них шла информация по вторичному радиолокатору о текущей фактической высоте>, - заметил собеседник <Газеты.Ru>. Гражданские диспетчеры регионального центра и диспетчеры Подхода Пулково опять были вынуждены принять экстренные меры - уводить гражданские самолеты из этой зоны.
Из зоны ответственности Санкт-Петербургского центра авиагруппа вышла по утвержденному маршруту. По данным военных диспетчеров, полет проходил по плану до поворотного пункта, который расположен примерно в 30 км от Черняховска.
<Здесь группа должна была взять курс примерно 195 градусов, что все и сделали, - пояснил источник <Газеты.Ru>. - Все, кроме одного отставшего от группы Су-27.
Он взял курс примерно 170 градусов. Это как раз и был истребитель, который, потерявшись, был вынужден упасть в Литве>.
Истребитель примерно 20 минут кружил над территорией Литвы, вырабатывая топливо, после чего летчик катапультировался, направив машину на сельхозугодья. Сейчас литовские эксперты выясняют, почему самолет вошел в воздушное пространство страны. Пока комиссия склоняется к мнению, что причиной этого происшествия стал выход из строя навигационной системы истребителя. Hа этом же настаивает российская сторона. Бортовой самописец самолета расшифрован с помощью украинских специалистов, но его данные пока не разглашаются. Такие промахи случаются с военными летчиками с завидной периодичностью, отметил специалист ЕС ОрВД. Свои претензии на этот счет уже неоднократно, по его словам, высказывала России, например, Финляндия.
<Дело в том, что нейтральных зон (как, к примеру, нейтральных вод) в организации воздушного движения в принципе не существует, - рассказал собеседник <Газеты.Ru>. - Есть неконтролируемое пространство: зоны в Сибири, например, Заполярье: А над нейтральными водами соседние страны все равно делят воздушное пространство на зоны ответственности. Так, наша граница ОрВД местами глубоко уходит в Финляндию, а где-то - наоборот. Российский диспетчер ведет самолет до рубежа, где он передает его финскому диспетчеру. Это регулируется документами IKAO (Международной организации гражданской авиации)>. Hо в случае с полетами военных самолетов в Калининградскую область военные считают, что летят над нейтральной зоной, поэтому никому ничего не должны. <То дадут план полета, то не дадут: Получается, что военный самолет летит поперек всяких эшелонов и никто об этом не предупрежден, - отметил эксперт. - А ведь из Эстонии в Финляндию - масса трасс, в Швецию - масса трасс, Литва завязана: Рано или поздно подобный инцидент должен был произойти, и слава богу, что хоть не было человеческих жертв>.
Поэтому происшествие с истребителем Су-27, который нарушил воздушное пространство Литвы и рухнул на территории республики, стало закономерным событием в полетах ВВС России в Калининградскую область, считают эксперты в организации воздушного движения. По их словам, военные самолеты постоянно
нарушают границы зон воздушного движения стран Балтийского региона и серьезно угрожают безопасности полетов гражданских самолетов. Военные летают так, как считают нужным, не только внутри страны, но и за пределами ее воздушного пространства, утверждают источники <Газеты.Ru>.
[...]
«Газете.Ru» стали известны подробности перелета Су-27, пилотируемого Валерием Трояновым и рухнувшего в Литве. Специалисты наземных служб рассказали, как истребитель, подошедший к поворотному пункту в 30 километрах от пункта назначения, «промахнулся» и взял неправильный курс.
// www.gazeta.ru