Каждый, кто прыгал со спортивным парашютом, в курсе, что для мягкого приземления нужно перед самой-самой землей выставить "крылу" очень большой угол атаки.
Таким образом за счет горизонтальной компоненты скорости какое-то время создается отрицательное вертикальное ускорение... Вымороченная фраза, но по сути так и есть. В результате можно очень точно и мягко приземлиться на пятачок диаметром метра два (на соревнованиях на точность вообще измеряют это дело рулеткой-сантиметром).
Горизонтальную скорость на не очень крытом крыле, которое мне доставалось, я бы оценил в десяток метров в секунду... с вертикальной - сложнее, но пяток метров в секунду есть... Кстати говоря, площадь "крыла" куда
меньше площади круглого "дуба", а уж площадь крутого "крыла" (для крутых, могучих прыгунов) вообще такая, что непонятно - а как после спуска на этой тряпочке чел остался жив?
Если не проделать этот маневр или проделать его неточно/невовремя, есть хорошие шансы остаться инвалидом, но ощущения окупают все. Последний раз прыгал давно, но память хранит.
Теперь вопрос: почему нельзя применить этот принцип для посадки летательных аппаратов и уменьшения пробега по полосе? Взлететь быстрее не получится, это понятно, но хотя бы сесть-то - чем плохо?
Ведь есть применения, где это важно. Например, сократить/нивелировать площадь посадочной палубы на авиносце. Или всякие спасатели - пусть взлетели они и с нормальной полосы, садиться им придется уж где выйдет, причем взлетать обратно сразу и не так важно, куда важнее сесть поближе к цели и не бегать там, где можно пролететь.
И идеальным просто применением для такой системы посадки был бы параплан/надувное крыло для многоразового космического корабля: не надо таскать с собой в космос
тяжелые крылья. Парашют легче, чем защищенное от тепла "железо". Легкий парашют еще легче (а "крыло" может быть меньше по площади и куда легче "традиционного парашюта", по крайней мере, для людей это так). Это значит, например, что систему легко дублировать, выигрывая в надежности и не теряя в функциональности. А уж мягкость посадки
в любом почти месте по выбору , точность - это ж вообще мечта!
Однако, люди так приземляются, а КК - нет. Я - могу, а КК - не может.
Ну так почему? Объясните человеку (только не бейте сильно) - я не понимаю.
...А неубитые медведи делили чьи-то шкуры с шумом.
Боюсь, мы поздно осознали, к чему всё это приведёт.