Второй Международный военно-морской салон IMDS-2005, прошедший в Санкт-Петербурге, привлек большое внимание специалистов. Перед его открытием эксперты заявляли, что в ближайшие годы доля продаж ФГУП «Рособоронэкспорт» по военно-морской технике увеличится до 51 процента. При этом прогнозируется уход фирм с авиационной тематикой на вторые роли. Однако уже первый день работы военно-морского салона внес в эти прогнозы неожиданные коррективы.
На IMDS-2005 три генеральных директора: Юрий Ласточкин – от «НПО «Сатурн», Витольд Войтецкий – от «НПО «Аврора», Борис Лобода – от «Завода «Киров-Энергомаш» - подписали соглашение о создании российских газотурбинных корабельных агрегатов для ВМФ. Две трети работ по ним предполагается выполнить на предприятии, занимающемся разработкой и производством авиадвигателей, «НПО «Сатурн». Как заявил его гендиректор Юрий Ласточкин, подписанное соглашение открывает новые возможности по созданию конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынках высокоэкономичных автоматизированных газотурбинных двигателей 4-го поколения для боевых кораблей. В настоящее время на головном предприятии компании в г. Рыбинске завершаются все необходимые для этого работы. Руководство Военно-морского флота и Федеральное агентство по промышленности завершают согласование решения о возложении функций комплексного поставщика газотурбинных корабельных агрегатов на ведущую российскую двигателестроительную корпорацию «НПО «Сатурн».
Здесь необходимо пояснить, что ранее надводные корабли ВМФ СССР и России оснащались агрегатами украинского производства. Само принципиальное решение о налаживании аналогичного производства силами отечественных предприятий, по словам начальника управления заказов и поставок кораблей, морского вооружения и военной техники Министерства обороны РФ контр-адмирала Анатолия Шлемова, было принято еще тринадцать лет назад. Ведь с распадом СССР для российских военных Украина стала хоть и ближним, но все же зарубежьем. Требовалось наладить выпуск двигателей на территории России. В качестве единственного предприятия, где существовали потенциальные возможности для такого производства, выбрали «НПО «Сатурн».
Однако в начале 90-х годов прошлого века, когда и экономика страны, и ее флот переживали не лучшие времена, переход от слов к делу был нереальным. Лишь со стабилизацией ситуации в промышленности, развитием производства и появлением четких перспектив поступательного развития ВМФ удалось вновь по-настоящему вернуться к этому вопросу.
Как пояснил руководитель проекта газотурбинных двигателей и агрегатов надводных кораблей ВМФ «НПО «Сатурн» директор программы «Сатурн-ВМФ» Леонид Иванов, подписание соглашения стало закономерным итогом контактов с ведущими российскими судостроительными конструкторскими бюро. Надо особо отметить, что Россия не может идти по пути союзного государства и под каждый закладываемый корабль создавать уникальный агрегат. Таких ресурсов да и необходимости у нашей страны нет. Предложено было создать два-три унифицированных агрегата и в зависимости от типа корабля варьировать их количество. На сегодняшний день получены заявки на корабельные агрегаты в общей сложности для двадцати проектов кораблей.
Сегодня научно-производственное объединение «Сатурн» вышло на новый уровень работ и готово начать изготовление продукции для военно-морских кораблей, не говоря об их гражданских «собратьях», уже серийно изготавливаемых по заказу Газпрома. Демонстрационный стенд «НПО «Сатурн» на IMDS-2005 вызвал большой интерес как у наших, так и зарубежных специалистов. Здесь были выставлены натурные образцы двигателей «Сатурн-М75РУ» мощностью 5-7 тыс. лошадиных сил и «Сатурн-М70ФРУ» мощностью 12-14 тыс. лошадиных сил. Они предназначены для установки на суда и корабли водоизмещением от 60 и 8000 тонн соответственно. И все же создание подобных агрегатов требует широкой кооперации российских предприятий, разрабатывающих и изготавливающих двигатели, редукторы, системы управления, другие узлы и комплектующие. Именно поэтому соглашение открыто для подписания другими российскими организациями.
Насколько надежным и перспективным партнером является научно-производственное объединение «Сатурн»? Развивая деятельность по военно-морской тематике, предприятие уверенно расширяет позиции ведущей двигателестроительной корпорации, специализирующейся на разработке и производстве газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок.
Недавно ФГУП «Рособоронэкспорт» и «НПО «Сатурн» подписали в Бангалоре контракт на разработку и поставку в Индию авиационных двигателей АЛ-55 для учебно-тренировочных самолетов HJT-36 индийских ВВС. Рассматривается возможность установки этого двигателя и на двухдвигательный самолет HJT-39.
Контракт состоит из двух частей. Первая - это опытно-конструкторские работы по созданию двигателя. Вторая - это лицензия на производство около тысячи двигателей на предприятиях индийской корпорации Hindustan Aeronautics Ltd (HAL). Изготавливаться он будет в кооперации с Уфимским моторостроительным производственным объединением. «Горячая часть» двигателя будет производиться в Рыбинске, а сборка - в Уфе. Календарный ресурс двигателя рассчитан на 25-30 лет. При массе в 355 кг АЛ-55 будет иметь тягу около 2200 кг.
«НПО «Сатурн» планирует предложить новую разработку также для российских учебно-тренировочных самолетов МиГ-АТ, Як-130 и беспилотных летательных аппаратов.
Другим перспективным направлением работ в интересах российских ВВС является разработка двигателя для истребителя 5-го поколения.
Недавно выполнен первый испытательный полет самолета Су-27ЛЛ, оснащенного двумя такими двигателями. Как пояснили специалисты, задание выполнено полностью. Средства объективного контроля зафиксировали устойчивую и надежную работу силовой установки.
Как видим, «НПО «Сатурн», лидируя в авиационном двигателестроении, в дополнение к этому разработало корабельные агрегаты для ВМФ. Фирма применила передовые авиационные технологии и разработки в другой отрасли, еще более уверенно отстаивая статус абсолютного лидера российского двигателестроения.
КОММЕНТАРИЙ:
Первый пост этой ветки был такой: 20.08.2003 06:56:24 Отправлено #1
Россия не готова к полномасштабной работе по созданию двигателя пятого поколения - гендиректор ММПП "Салют" (19.08.03 9:53:49)
Москва. 19 августа. ИНТЕРФАКС-АВН - Генеральный директор одного из крупнейших российских двигателестроительных предприятий ММПП "Салют" Юрий Елисеев считает, что российская промышленность пока не готова к полномасштабной работе по проектированию перспективного двигателя пятого поколения.
"Россия не готова к полномасштабной разработке двигателя пятого поколения. Подчеркиваю, не к работе над ним, а к выходу на этап проектирования", - заявил Ю.Елисеев в интервью газете "Коммерсант", опубликованном во вторник в приложении "Коммерсант авиа".
По его словам, в настоящее время отечественное двигателестроение не имеет этого необходимого научно-технического задела.
"Чтобы его создать, нужно не менее двух лет. Я могу перечислить, как минимум 20 необходимых технологий, которые есть на Западе, но отсутствуют в России. Хотя и этих двадцати недостаточно для того, чтобы сделать двигатель поколения 5 или 5плюс", - говорит Ю.Елисеев.
По его словам, если поставить перед собой задачу создать двигатель пятого поколения и работать только над ним, то он появиться не раньше чем через 10-12 лет. Его доводка будет сложной и долгой - так всегда бывает, когда все элементы конструкции создаются заново.
Ю.Елисеев отмечает, что альтернативой создания принципиально нового двигателя пятого поколения может быть последовательная модернизация по продуманной программе всех компонентов уже существующего двигателя: компрессоров высокого и низкого давления, камеры сгорания, турбины, системы управления. В этом случае при условии нормального финансирования двигатель пятого поколения может появиться лет через восемь.