Подавляющую часть сообщений не читал, очень мало времени, но хочется сунуть и свои 5 копеек.Названные самолеты: Ту-128, Су-15, МиГ-25п – чистой воды перехватчики ПВО. Пишу примерную картину, могу незначительно ошибиться в деталях, но в целом ситуация была такой:
Ту-128
Он начал проектироваться в середине 50-х годов как ответ на принятие на вооружение ВВС США бомбардировщика В-52. Шла «холодная война», которая в любой момент могла перерасти в горячую. В-52, используя аэродромы на Аляске, могли наносить удары, используя бомбы и УР SRAM, с самого уязвимого северного направления (через Северный полюс) по промышленным районам Урала и Сибири. Аэродромная сеть в Заполярье развита слабо, особенно с бетонным покрытием, необходимым для боевой авиации. Например, участок Хатанга –Тикси имеет длину порядка тысячи км , и тогдашние истребители не имели тактического радиуса, позволявшего заткнуть эту «дыру», базируясь на аэродромах Тикси и Хатанга. Появилась необходимость создания самолета, имеющего тактический радиус в 1000 км; мощные ракеты, гарантированно уничтожающие В-52 при попадании; экипаж из двух человек (летчик и штурман-оператор систем вооружения, и он же отвечал за навигацию, т.к. в высоких широтах при тогдашнем уровне развития техники летать было сложно (сейчас несколько проще), и заходить на посадку при минимуме погоды вдвоем легче.
Получился самолет, имеющий относительно невысокую (<0,5) энерговооруженность, максимальную перегрузку всего в 2,5 -3 ед, 4 ракеты с самой мощной (до сих пор) БЧ, хотя их максимальная перегрузка была всего 12-20 (сейчас точно не помню) ед, что против В-52 было вполне достаточно, и удаление рубежа перехвата по крейсерской программе в ППС 1000км ( в ЗПС 970 км). Ту-128 имел преимущество перед В-52 (кроме дальности, разумеется), хотя по перегрузке незначительное, и мог успешно с ним бороться. Ни с какими другими боевыми самолетами он бороться не мог, да и в этом не было особой необходимости - по маршруту через полюс В-52 ходили бы без прикрытия (до принятия на вооружения истребителей следующего поколения с системой дозаправки в воздухе).
Аэродромы базирования Ту-128 были не выше 56 параллели, но в случае обострения обстановки все полки перебазировались на приполярные, и в основном на заполярные аэродромы, надежно перекрывая все участки. При совершенствовании вооружения, принятии на вооружение КР ALCM, В-52 могли наносить удары по разным объектам, не заходя либо незначительно вклиниваясь на территорию СССР, и их было необходимо перехватывать до рубежей пуска ракет, в основном над открытым океаном, ближе к полюсу. Дальности полета Ту-128 уже несколько не хватало, и было принято решение перехватывать В-52 ближе к полюсу, а на обратном пути осуществлять дозаправку на аэродромах с длинной полосой, но не имеющих бетонного покрытия (например о.Средний( архипелаг Северная Земля)). В ходе учений были осуществлены успешные посадки, доказавшие, что перенос рубежей перехвата в район полюса реален. В целом, не смотря на относительно невысокие характеристики, Ту-128 был способен реально выполнить задачу, для решения которой он был создан.
После устаревания Ту-128 практически все полки перевооружились на Миг-31.
Су-15
Создавался как истребитель ПВО по концепции «одной атаки». Зарубежный ровесник-аналог F-104. Внешне они похожи тем, что имели длинный вытянутый фюзеляж и малюсенькие крылышки, не позволяющие нести полноценный маневренный бой, особенно на малых скоростях. Он был вооружен двумя ракетами Р-98 с достаточно мощной БЧ. Под фюзеляжем на двух точках могли подвешиваться ПТБ, бомбы, либо контейнеры с пушками ГШ-23. Модификация ТМ имела еще две точки подвески для УРВВ ближнего боя.
Примерно в это же время разрабатывались истребители Миг-21 и Як-28п.
Миг-21 имел большие эксплуатационные перегрузки, чем Су-15, и был лучше приспособлен для ведения маневренного воздушного боя, но его полуслепой и близорукий прицел РП-21 из-за малой дальности обнаружения не мог обеспечить атаку в ППС (скорость перехватываемых целей в ППС значительно выше, чем в ЗПС), даже если бы он мог нести подходящие ракеты, но и таких ракет у него, увы, не было. Из-за малой дальности обнаружения целей Миг-21 было сложно наводить на цель ночью и в СМУ.
Як-28п имел тот же прицел, что и Су-15, нес пару тех же ракет Р-98 средней дальности и плюс еще пару УРВВ ближнего боя, имел радиус действия несколько больший, чем Су-15 с ПТБ, хотя и меньшую максимальную скорость, но также имел значительное количество аэродинамических ограничений, что значительно компенсировало все его преимущества. Летчики его здорово недолюбливали, и с вооружения он был снят раньше Су-15.
Су-15 мог при атаке в ППС использовать целую ракету Р-98Р (с радиолокационным наведением), а в ЗПС Р-98Р и Р-98Т (с тепловым наведением), наводить на цель его было много проще, чем Миг-21. На вооружении была и модификация тепловой ракеты Р-98ТШ, специально предназначенная для сбития АДА (автоматических дрейфующих аэростатов) с разведывательной начинкой – было одно время такое увлечение у супостата. Простой и надежный, он никуда и никогда не экспортировался (за малым исключением, уже в начале 90-х 3 самолета продали после расконсервации).
Су-15 любили и летчики и техники.
МИГ-25п
Необходимость его разработки была обусловлена о начале разработок в Штатах скоростного бомбардировщика В-70 «Валькирия» и разведчика SR-71. Первоначально кроме SR-71 на базе этого же планера задумывался еще и ударный истребитель F/A-12, но в производство он не пошел – подозреваю из-за высокой дороговизны, а также потому, что высокая скорость SR-71 была достигнута за счет низких эксплуатационных перегрузок (около 2 ед). Если увеличить возможности по перегрузке, это утяжелит конструкцию, да навесить на внешнюю подвеску ракеты, то получится самолет не столь впечатляющий.
По своим возможностям МиГ-25 мог довольно успешно бороться с SR-71 во всем диапазоне высот и скоростей. Кроме того, он имел столь же востребованную модификацию МиГ-25рб (разведчик-бомбардировщик) – практически неуязвимый, что было доказано в 1972 году в знаменитом полете из Египта над территорией Израиля, когда поднимались дежурные «Фантомы», приводились в боеготовность ЗРК, но для Мига все окончилось благополучно. Точно не помню, но по-моему двигатели у 25-го работали только на топливе РТ, имеющего более высокую плотность, чем у обычного ТС-1, но и стоившего в пару раз дороже. Отличный истребитель ПВО (скорость перехватываемых целей в ППС до 3500 км/ч), он был очень дорогим в производстве и эксплуатации (в свое время), поэтому кроме него на вооружении были и значительно более простые и дешевые Су-15 (скорость перехватываемых целей в ППС до 2500 км/ч).