ED>> Страна одна и тем не менее у нас так было. Машины в магазинах не продавались, конечно, а распределялись на предприятиях в порядке очереди. Но на приличных очереди были настолько маленькие...Aaz> А-а-а-а, вот оно в чем дело. Оказывается, ОКБ Микояна просто было "неприличным предприятием". Интересно, а что было "приличным"? Подозреваю, что Марьинский гастроном...
"И ты прав, и ты тоже прав"©
Был такой момент - в 1988 году, когда автопром вышел на максимальные обьемы, а всякие хозрасчеты и кооперативы на госпредприятиях еще только начинались (т.е. еще не начался тогдашний перестроечный рост зарплат - и у народа денег было мало). Я помню в тот год действительно по ленинградскому радио были рекламные обьявления - мол в таких то магазинах вы можете свободно приобрести автомобили Москвич и Запорожец. Но это был только один год, и на Жигули это не распространялось.
По поводу "неприличных предприятий" - в конце 80-х у отца в институте численностью ~1000 человек была очередь на машины примерно 250 человек, причем годовая квота на их институт была 4 машины (2 жигуленка, москвич и запор). Мы в этой очереди были 200-какие то. Всего каких то 50 лет до покупки автомобиля оставалось
.
А машину в 90 году удалось купить следующим образом - отцовский институт закончил важную работу и группа специалистов докладывала ее результаты непосредственно своему отраслевому министру. Министр результатом был очень доволен, и расчуствовавшись, так по-барски сказал - мол просите за работу что хотите, все дам (типа: дарю шубу с царского плеча
) - ну отец возьми и брякни - мол машин бы нам (он сам до сих пор удивляется что он тогда про автомобили заикнулся - поскольку в семье у нас до этого автомобиля никогда не было, и желания особого иметь тоже не было, а в очереди мы стояли на всякий случай - по советской привычке записываться во все очереди
).
Министр: хорошо, я выделю из своих фондов (о волшебное слово фонды!
).
Поскольку министерство было очень большое, важное и богатое - то как потом выяснилось он выделил аж 20 машин.
После этого разговора прошел почти год - мы уже и забыли об этом. И тут бах - приносят телеграмму, в которой написано: что вы должны завтра прибыть туда то (в известное всем ленинградским автолюбителям заведение на Кингисеппском шоссе, 50) для получения автомобиля ВАЗ-21063 (так и было написано - для получения, а не покупки
) имея на руках сумму 9000 рублей и столько то копеек. В общем поснимали деньги со всех сберкнижек, позанимали у родственников/знакомых, взяли с собой соседа (у него права были) и поехали за машиной. Вот так мы и влились в сплоченные ряды советских автомобилистов
.