stas27>> ПМСМ, дело хуже. Происходит методичное упрощение картины мира, сведение его к штампам (политкорректность тоже этому помогает). Fakir> То есть полагаешь всё настолько плохо?
В целом да, ситуация с культурой и умением хоть как-то критически мыслить у масс удручает.
Fakir> Но это 1. искренне сдуру, потому что у инициаторов самих в голове не мозги, а кю; или 2. целенаправленно?
Это, ПМСМ, оба пункта сразу. Самая характерная статистика, которую я видел была что-то типа того, что в 70е во время президентских кампаний средняя длина политического ролика на ТВ была 5 мин, сейчас - 50 сек. Что реально самый супер-пупер кандидат может донести до избирателя за 50 сек, кроме "Мы - хорошие, они - плохие"? И это преподносится серьёзными людьми как абсолютная реальность. И получается классическая "Ловушка-22" - чем больше подстраиваются под эту реальность СМИ, тем более чёрно-белой получается картинка.
Добавь к этому блага Интернета - каждый почти может легко найти в Сети товарищей, которые полностью разделяют его мнение. Соответственно, аргументы другой стороны уже не воспринимаются от слова "совсем". Раньше это всё-таки было труднее - при наличии в стране 2-3 массовых движений или идеологий и 3-5 каналов на ТВ споры между ними выносились на страницы прессы/экраны телевизоров, и volens nolens народ слушал хоть какие-то дебаты. Теперь этого не нужно - не нравящееся мнение легко переключить, залезть в Сеть и найти единомышленников.
Один из ярчайших примеров этой эволюции - мой начальник. В начале 2000х с ним можно было поговорить/поспорить, теперь - бессмыссленно. На любое утверждение, противоречащее его убеждениям (которые совершенно чётко эволюционировали в сторону зажиточного либерала - самый писк был, когда он меня всерьёз убеждал, что каждый должен добровольно закупаться исключительно в мелких местных магазинчиках, платя на 20-30% больше, чем в сетях больших магазинов, ибо это позволит увеличить массу местных налогов и муниципалитеты смогут тратить больше на школы и т.п., улучшая жизнь всех и каждого. А увеличение расходов на 20-30% - это совсем не страшно для семейного бюджета в наше время) следует многозначительное покачивание головой и глубокомысленное "Это не так", на чём диспут и кончается.
Другой пример - я сам. Мне физически претит идеологизированная дурь, которой забита местная пресса в отношении России, и которая тиражируется на сайтах типа пресловутого Waronline. В результате я хожу сюда, а не туда, хоть колебания вместе с линией партии выводят и здесь (см. хотя бы историю с Эрдоганом - от прямого пособника ИГИЛа обратно к другу за год с небольшим

)
1.
Fakir> Но если целенаправленно - то нафига? цель, смысл?
ПМСМ, цели сделать мышление людей чиста чёрно-белым не было. Было обычное желание заработать бабла или его эквивалента. Вот хоть посмотреть на эволюцию Голливуда - от почти документально-точного "Тора Тора" к развесистой клюкве "Пирл Харбора". От фильмов для детей/семей типа "Мэри Поппинс" 1968(?) г к "Босс-бэби" прошлого года, где первые четверть фильма идут непрерывные вопли и мельтешение, которые даже у меня вызвали такой выброс адреналина, что я не выдержал и это произведение выключил. Т.е. зрителя сознательно уводили от использования коры головного мозга в сторону использования подкорки, чистых эмоций. И это делалось специально - так легче продавать, но результат-то именно тот, о котором я пишу.
Добавь сюда комплексы безнадёжно хорошо прокормленного общества, которое не имеет реально существующих жизненно важных проблем в массе - в той же Канаде достаточно трудно умереть с голоду или там от руки бандита. Вместо этого создаются искусственные проблемы, нацеленные на создание имиджа по-настоящему доброго и хорошего человека, который хочет помочь всем. В той же школе придумали "новую систему преподавания математики". Эта "система" заключается в полном отказе от заучивания базового материала (типа таблицы умножения и правил), вместо этого детей "учат" искать закономерности и т.п. В результате пару лет назад появилась статья, в которой говорилось, что то, что канадские школьники по уровню владения математикой съехали среди стран OECD с 2-3 места на 11-12 (ЕМНИС) буквально за несколько лет, и что пора бы подумать о том, что закономерности без базовых правил очень слабо помогают в решении мат. задач. А исходные изменения в свою очередь были сделаны потому, что не все дети развиваются одинаково, и некоторым объективно труднее учить таблицу умножения во втором классе. Значит,
нечестно несправедливо заставлять учить эту самую таблицу всех. Добавь к этому то, что в этих же классах стали обучать детей "со специальными потребностями" (т.е. с проблемами в развитии) и становится совсем ясно, что не стоит учить таблице умножения в начальной школе, а в средней не стоит показывать, как использовать уравнения для решения задач. Надо же сделать так, чтобы все дети чувствовали, что они что-то могут. И ужас в том, что в принципе эти люди правы, но вот способ достижения этого благостного состояния выбран простейший - обучение на уровне наименьшего общего знаменателя (всяких мини-школ я не касаюсь - доступ к ним появляется в старшей школе - с 8го класса, куда мы ещё не добрались

).
Понимаешь, этот самый принцип апелляции к наименьшему общему уровню пронизывает всё общество чуть более, чем полностью. Ну и приводит к тому, о чём я и пишу...
1Утешает только то, что в колебаниях линии партии в РФ видна хоть какая-то логика, нацеленная на защиту и продвижение интересов РФ, как их видит Российская элита во главе с Самим, в то время как кульбиты Запада подобные "Асад - ценный союзник в борьбе с радикальным исламом" к "Асад - исчадие Ада на Земле" вызывают оторопь откровенным идиотизмом и пренебрежением своей же заинтересованностью в мирной обеспеченной жизни - см. очередные новости о бомбе в Лондоне. Хотя чёрно-белизация восприятия позволяет понять, почему это могло произойти и, более того, быть принятым подавляющим большинством населения...