В борьбе за Индию российским оборонщикам нужна помощь Вашингтона
Всего через пять лет Россия может потерять индийский рынок вооружений и военной техники. Этот вывод в кулуарах признают многие из российских участников закончившегося в воскресенье в индийском Бангалоре аэрокосмического салона "Аэро-Индия-2005". Дело в том, что в 2010 году истекает срок действия договора о ВТС между Дели и Москвой. И, чтобы удержать выгодного партнера, России необходима кооперация с конкурентами - с Израилем и США.
Российско-американское противоборство
"Наши отношения с Индией носят плановый, многолетний характер, - утверждает первый зампредседателя Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Денисов. - Выставку в Бангалоре мы рассматриваем, как самую главную в мире - российская экспозиция построена с максимальным учетом интересов индийской стороны". Вторит ему и замглавы госкомпании "Рособоронэкспорт" Виктор Камардин. "По итогам прошлого года ВТС России с иностранными государствами достиг рекордного показателя в более чем $ 5,7 млрд., - сообщил он. - Доля Индии - $ 1,8 млрд."
Правда, это лишь официальные заявления. О неофициальной стороне вопроса говорят совсем другие факты. Подавляющее большинство журналистов на пресс-конференции госкомпании "Рособоронэкспорт" - из России, их индийских коллег практически нет в зале. А индийские СМИ пестрят заметками, в которых, с одной стороны, признается стратегическое партнерство с Москвой и поются дифирамбы российскому оружию, с другой, - то и дело проскакивают мысли, что Америка - все же более предпочтительный партнер. И действительно, за 3 года после снятия в 2001 году эмбарго на поставку оружия в Индию США увеличили до 900 млн. долларов объем военной торговли с этой страной, а во время выставки американский "Боинг" заявил о подписании контракта с Дели на 1,2 млрд. долларов.
Российский павильон на "Аэро-Индия-2005" под литерой "А" - самый большой и стоит напротив американского. Наши представители отмечают, что с прошлой выставки американская экспозиция увеличилась в 3 раза - с 400 метров до 1200. Причем, если российские экспоненты за исключением компаний "Сухой", "Иркут" и "МиГ" выступают под крышей либо "Рособоронэкспорта", либо холдингов, в которые они входят, то американские фирмы предпочитают отдельные представительства. В итоге создается впечатление, что американских фирм, принимающих участие в выставке больше, чем российских. Хотя в Бангалор прилетели представители пятидесяти отечественных компаний.
При этом в составе американской экспозиции оказались отдельные стенды ВВС, ВМС и Сухопутных войск, возле которых, словно на почетном карауле, стоят американские военные в парадной форме - так что стенды больше напоминают призывной пункт армии США. А в PR-целях, видимо, чтобы подчеркнуть перспективы развития ВТС, на стенде американского "Локхид Мартин" весь ряд авиационной продукции от истребителей F-15, F-16 до самого современного F-22 "Раптор" выкрашены в цвета индийских ВВС. "Это всего лишь дань уважения к хозяевам, - признается Стране.Ru представитель фирмы Девид Райт. - Посмотрите на стенд "Нортроп Груман" (также концерн США - ред.) у них там тоже вся техника в индийских цветах."
Открытая площадка, на которой экспонируется реальная техника, тоже стала местом противоборства американского и российского ВПК. Каждый американский экспонат - прямой конкурент российской продукции: 2 истребителя F-15 - МиГу-29, транспортник "Геркулес" - Илу-76, самолет-разведчик "Орион" конкурирует с А-50. Однако Москва практически не прислала технику в Бангалор, исходя из соображений экономии. Все, что могут наши конструкторы продемонстрировать - это три Су-30МКИ, два МиГа-29, один - МиГ 21 и несколько типов вертолетов - все из состава индийских ВВС.
Но российских специалистов это не смущает, и они в один голос говорят, что сегодня им важнее договариваться с индусами, чем демонстрировать технику, тем более, что о ее возможностях индийская сторона более чем осведомлена. В основном обсуждаются не столько технические детали, сколько вопросы позиционирования вооружений на рынке, варианты офсетных программ, лицензионное производство и послепродажное сопровождение. Эти проблемы действительно не менее важны, чем показ железа, и пока нам удается успешно решать их.
"МиГ" готовится к битве за сушу
Сейчас Дели готовится к конкурсу на закупку 126-ти легких истребителей. Поэтому впервые в этом году на авиасалон приехал российский "МиГ", долгое время из-за финансовых проблем не экспонировавший свою продукцию. Упускать шанс побороться за выгодный контракт отечественный концерн не намерен, точно также как и французы с "Миражом-2005" и, конечно, американцы с F-16. Правда, янки свой самолет привезти не смогли, поскольку машины стоят на вооружении Пакистана - стратегического партнера США в регионе. И до окончания операции в Афганистане осложнять отношения с Исламабадом Вашингтон не хочет. Так что перед павильоном американцы выставили надувной, с гордой надписью "United States Air Forse", полноразмерный макет кандидата на участие в тендере, который все дни работы выставки постоянно и совершенно бесстыдно сдувался, словно, символизируя поражение американских оборонщиков, И хотя тендер еще не объявлен, его результаты легко предсказуемы: победят французский "Мираж-2005" и российский "МиГ-29". Глава корпорации "МиГ" Алексей Федоров говорит, что концерн уже приступил к выполнению контракта на поставку шестнадцати истребителей МиГ-29К для авианесущего крейсера "Адмирал Горшков". Уже в этом году в воздух поднимется первая опытная машина, а в следующем будет запущено серийное производство. "То, что мы делаем для Индии, принципиально отличается от того, что когда-то создавалось для авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов", - говорит Федоров. - Это абсолютно разные по своим возможностям и технологическому уровню истребители".
Действительно, дальность полета нового МиГа-29К в 4-5 раз выше, на истребителе установлен новейший радар московского КБ "Фазатрон" - "Жук-МЭ", обеспечивающий работу в режиме картографирования местности и позволяющий, к тому же, успешно вести борьбу как с воздушными, так и с наземными и морскими целями. Существенно расширена номенклатура применяемого управляемого и неуправляемого авиационного вооружения. В отличие от своих ранних модификаций МиГ-29К берет не 4 тонны, а 6 тонн боевой нагрузки, что ставит его практически в один ряд с тяжелыми истребителями, которые могут взять до восьми тонн боевой нагрузки. И г-н Федоров надеется, что реализация морской программы может открыть перед фирмой новые возможности и на суше. Как считают эксперты, Москва сможет "отжать" поставку 80 машин. А это уже не миллионы, как с морским МиГ-29К, а миллиарды долларов.
Видимо, поэтому Федоров не только принял участие в общей пресс-конференции с "Рособоронэкспортом", но дал и свою персональную. При этом на ней журналистский состав изменился - от индийцев не протолкнешься, а российские коллеги в меньшинстве. Индусов интересует все - и передача технологий, и подготовка пилотов, и способность российских партнеров выполнить контракт, и качество его исполнения.
Су разгромил F-16
Не менее напряженная ситуация и на стенде "Сухого". В начале года компания совместно с корпорацией "Иркут" отрапортовала о завершении поставок Су-30МКИ для ВВС Индии и начале их серийного производства на заводах индийской аэрокосмической корпорации Hindustan Aeronautics Limited (HAL). C учетом 18 Су-30К и 38 Су-30МКИ, поставленных из России, общее количество самолетов данного типа со временем вырастет до 190 единиц. Их парк превзойдет по количеству основные истребители ВВС Индии МиГ-27 и "Ягуар", уступив только МиГу-21, закупки и лицензионное производство которого Индия вела с начала 60-х годов. Контракт по Су-30МКИ принес России около трех млрд. долларов, а Индии - ни с чем не сравнимое чувство гордости и буквально осязаемый рост патриотизма. В прошлом году индийские летчики на "Сушках" приняли участие в учениях с американскими F-16, разгромив последние, что называется "под орех". Российские истребители были не только маневренней американских, но и видели цель на значительно большем, чем противник расстоянии, а, значит, раньше могли применить ракеты "воздух-воздух". "Сухой" всегда ориентировался на рынок, рассказывает глава компании Михаил Погосян. - Мы сначала изучаем потребности и только тогда предлагаем готовый продукт. Сейчас мы говорим с индийской стороной о возможностях дальнейшего развития программы Су-30МКИ, включая модернизацию поставленных самолетов".
Помимо этого, "Сухой" разработал концепцию создания в Индии сервисного технического центра для обеспечения безаварийной и ритмичной эксплуатации самолетов марки "Су" индийскими ВВС. Деятельность в области послепродажного обслуживания концентрируется, по словам Михаила Погосяна, на проведении комплексной технической поддержки всего послепродажного цикла эксплуатации самолетов. Это позволяет заказчику избежать необходимости взаимодействия с многочисленными сторонними фирмами-посредниками и отдельными предприятиями, предлагающими отдельные элементы сервиса, а также некондиционное имущество для столь сложного технического объекта, как современный истребитель.
Впрочем, основные ожидания "Сухой" в ближайшей перспективе связывает не столько с военными, сколько с новыми гражданскими разработками. Центром экспозиции фирмы стал среднемагистральный пассажирский самолет RRJ. По словам Погосяна, проект его создания выходит на финишную прямую. В 2006 году начнутся летные испытания машины, а с 2007 года - ее поставки заказчикам. Согласно имеющимся договоренностям, "Сухой" готовится поставить 50 RRJ для такой крупной отечественной авиакомпании как "Сибирь", участвует в тендере "Аэрофлота", где имеет хорошие шансы на победу. "Индия также очень заинтересована в нашей новой машине, - говорит Погосян. - И разговор идет не только о покупке авиалайнеров, но и о совместном производстве. Например, мы провели ряд встреч с представителями HAL, на которых обсуждали возможность участия корпорации в производстве элементов самолета".
Операция "Кооперация"
Одна из отличительных особенностей современного военно-технического сотрудничества - это международная кооперация. Например, тот же Су-30МКИ создавался для Индии российскими, французскими и израильскими фирмами. Генеральный директор ОАО "ОПК "Оборонпром", структуры объединившей производителей вертолетов марки "Ми", Денис Мантуров говорит, что выход на индийский рынок с новыми Ми-17 и Ми-35 он связывает с сотрудничеством с израильской IAI.
"Несмотря на то, что это ведет к удорожанию продукции, - рассказывает Мантуров, - это позволяет нам максимально учесть пожелания покупателя по повышению возможностей техники. Сегодня без кооперации на индийском рынке вести дела практически невозможно. Индия покупает лучшее".
В 2010 году эксклюзивный, не имеющий аналогов в международной практике межправительственный договор о ВТС между Дели и Москвой закончит свое действие, и России по-новому придется строить свои отношения с Индией. В то, что этот диалог будет простым, никто в российской делегации не верит. Подтвердил это и недавний визит в Дели министра обороны РФ Сергея Иванова. После встречи с главой военного ведомства Индии Иванов без особого энтузиазма говорил о перспективах развития сотрудничества. Эксперты считают, что Дели уже выбрал все лучшее из арсеналов Москвы, и поэтому сегодня смотрит в другую сторону - израильскую и американскую. И поэтому ради сохранения своего присутствия в Индии российским оборонщикам не избежать кооперации с конкурентами.
Никита Петров
Страна.Ru