Fakir> А Булгакову, например, для создания "Мастера и Маргариты", тысяча графоманов в той же писательской организции на хрен не нужны и никак не полезны...
Fakir> С точностью до наоборот! Не будь серости в Союзе Писателей - "Мастера и Маргариты" не было бы никогда, по крайней мере, в том виде, в котором мы к роману привыкли!
- Они выступают там просто как среда, причём - отнюдь не благотворная и не благоприятная. Булгаков мог бы ещё тараканов описать, лезущих к нему на кухню, а так же вшей и блох, которых в ту эпоху можно было запросто подхватить в трамвае, управляемой той самой комсомолкой...
Вуду> разумеется, писатели средней руки и просто графоманы никакой питательной средой для писателей больших и великих не являются.
Wyvern-2> Мнэээ..."питательная среда" нужна читателям, а не писателям
Fakir> Нужны-нужны. И даже очень! Причём как раз писателям. Среда нужны, все эти литературные журналы, кружки, общества, вся эта литературная тусня, которая сама по себе интересна только её участникам, а читателям, даже и современникам, а тем более спустя сто лет - нафиг не интересная.
- Вы путаете две большие разницы: реальную жизнь вокруг писателя и жизнь собратьев по цеху этого писателя.
Fakir>Но из этой среды, внутренних войн, споров, пародий, самопародий, литературных игр и прочих капустников - настоящие писатели и поэты и вырастают. Как правило.
- Нет-нет. Они не "вырастают из этого". Настоящие поэты и писатели получают талант от предков, "от Бога", а литературная среда - так, просто среда. И ни к чему преувеличивать её роль. Настоящий поэт и писатель учится не в ресторане ЦДЛ и не на писательских конференциях и даже не в стенах лиетратурных факультетов институтов.
По-настоящему он учиться в библиотеках - сначала общественных, если он беден, потом - в домашних (или сразу в них - если с предками повезло
)
и общаясь (если есть возможность),
с теми, от которых он хотел бы что-то воспринять. А массовая литературная тусовка тут совершенно ничего не может дать.
Избранные общаются с избранными, но отнюдь не все со всеми (исключая обиходную суету, к творческому развитию не имеющую отношения).
Fakir> Возьмём несколько примеров. Первый - Пушкин. Все эти общества "Арзамас", война поклонников Карамзина с Шишковым и иже с ним и прочая ботва - сама по себе никому ровным счётом сейчас неинтересная.
- И это помогало Пушкину творчески развиваться?? Война поклонников Карамзина - или всё же - сами книги Карамзина?!
Fakir> Дальше - Серебряный век (на мой взгляд, названный так незаслуженно, я бы назвал его Платиновым, как минимум). Общества, всякие обэриуты, программные декларации, нескончаемые споры, прочая суета - а сколько талантов осталось!
- И ещё раз могу сказать: талантов осталось много по закону больших чисел - когда все хлынули в искусство, когда из сотен тысяч восторженных и экзальтированных юношей и дев, нанюхавшихся кокаину, выявились и проявились два с половиной десятка больших талантов и несколько гениев, которым "массовка" служила не столько стимулом для творчества, сколько командами фанатов, если пользоваться современной терминологией...
И, мне думается, что не будь даже той обстановки "серебряного века", те же самые таланты всё равно бы себя проявили! Другое дело, что в той экзальтированной среде их сразу возносили на пьедисталы, а в случае иной атмосферы они бы современниками были мало замечены и поняты, и оценены позже, спустя десятилетия и века.
Как Марина Цветаева сказала про свои стихи юношеского периода:
* * *
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Май 1913, Коктебель
Fakir> Борхеса еще можно припомнить - тоже литературные тусовки, всякие его латиноамериканские авторы-приятели, которым он придаёт большое значение, вряд ли где-нибудь в другом месте кому-то интересны. А вот поди ж...
- Нужны были ему только как энтомологу наблюдение за бабочками (или серпентологу - за змеями
)! Cреда, не более того. Где было совсем немного людей, которые ему были действительно интересны...
Fakir> Кроме того, у писателя-середняка вполне может мелькнуть стоящая идея, которую сам он грамотно реализовать не в состоянии, но идея выкидывается в массы, и рано или поздно её подхватывает истинный талант - и лепит конфетку.
- Это вряд ли! Лев Толстой, кажется, сказал, что всех сюжетов всего 39. Остальное - их варианты...
Fakir>А иногда идеи самой по себе у исходного автора может и не быть, главное, чтобы была словесная масса, чтиво, грубо говоря. Получается вроде как у Баха в "Иллюзиях":
Fakir> "Ты просто открываешь ее и попадаешь на то, что тебе необходимо больше всего".
Fakir> "Волшебная книга!"
Fakir> "Нет. Для этого подходит любая книга. Подойдет даже старая газета, если
Fakir> ее очень внимательно читать. А разве ты не делал так раньше? Думал о
Fakir> чем-нибудь, а затем открывал первую попавшуюся книгу, чтобы посмотреть, что она тебе подскажет?"
Fakir> "Нет".
Fakir> "Ну вот, так попробуй как-нибудь".
Fakir>
[»]
- И ещё раз: это может быть совершенно не обязательно литературная среда. Это может быть для писателя театр, музыканты, певцы, художники, скульпторы и т.д. Это может быть мир спорта, мир бизнеса, мир преступный, мир авантюристов и искателей приключений, путешествия экстремального плана. Изредка и для немногих - это мир науки, это философы.
Но считать главным миром для большого писателя среду мелких графоманов...
Нет-с...