[image]

F-16 vs МиГ-29.

 
1 2 3 4 5 6 7 8
+
-
edit
 

Savage

опытный

Balancer,

Просто имя у странички кучерявое... :)
   

Zeus

Динамик

Savage> MD,
>>>, и объяснить, почему, и на основании какой информации или знаний ты так к этому относишься.
Savage> http://video.brazd.qaz.ru/c0003/v000326.mpg [»]

Во-1, MD этот ролик вряд ли скачает, потому что он качается только только по России.

Во-2, мне не нравится ваш тон. Штраф пока не ставлю только потому, что вы здесь человек относительно новый и не знаете, какие основания судить есть у MD, да и у других участников. Постарайтесь вести себя так, чтобы вам хотя бы возражать было интересно.
   
+
-
edit
 

Savage

опытный

MD,

Какие у Вас есть основания так судить?
   
+
-
edit
 

Savage

опытный

zeus,

>>>MD этот ролик вряд ли скачает

Жаль. Очень наглядное свидетельство, Вы не находите?
   

Zeus

Динамик

Savage> zeus,
>>>>MD этот ролик вряд ли скачает
Savage> Жаль. Очень наглядное свидетельство, Вы не находите? [»]

А мне он, увы, тоже недоступен. Но если свидетельство того, что "поучиться нечему" - то заранее не нахожу :)
   
+
-
edit
 

Savage

опытный

Zeus,

>>А мне он, увы, тоже недоступен

Я это знаю. :)

P.S. Жаль конечно, что хамам предупреждение не выносится. Странное модерирование :(
   
+
-
edit
 

Savage

опытный

MD,
>>>- аэродинамика, движки, ЭДСУ... улучшали-улучшали, и, видимо, улучшили достаточно...

Видимо, может быть, наверно, мне бабка сказала. Вы весь в Вуду.
Может и у Вас доступ к ДСП?
Хотелось бы фактов, подтверждающих ваши слова.
   

Zeus

Динамик

Savage> P.S. Жаль конечно, что хамам предупреждение не выносится. Странное модерирование :( [»]

Понял! Исправляюсь, будет вам предупреждение :D
   
+
-
edit
 

MD

координатор
★★★★☆
Savage> MD,
>>>>- аэродинамика, движки, ЭДСУ... улучшали-улучшали, и, видимо, улучшили достаточно...
Savage> Видимо, может быть, наверно, мне бабка сказала. Вы весь в Вуду.
Savage> Может и у Вас доступ к ДСП?
Savage> Хотелось бы фактов, подтверждающих ваши слова. [»]

Хотя бы персональное общение с американскими летчиками, один из которых летал И на Миг-29 (бывшем ГДР-овском), И на F-16, и на F-18 разных модификаций. Кстати, сейчас летает на F-15Е. На нем и в Ираке, в 1991, воевал. Подполковник.

Ессно, летал он по настоящему - по должности - только на F-16 и F-15С и E, остальные "пробовал" в рамках различных учебных и тренировочных программ.


Тем не менее, по его мнению, нормальный строевой летчик (нормальный - по американским меркам, с американским налетом) большего в бою добьется на любой из американских машин - они НАМНОГО проще в управлении, послушнее, забирают меньше внимания и для реализации их возможностей требуею ГОРАЗДО менее высокой квалификации. Хотя, по его мнению, в пределе возможности МиГа и Су превосходят соответствующие американские машины. Только, чтобы использовать такие возможности, надо быть пилотом уровня тех, что на авиасалонах выступают. А в реальном бою и вовсе не до этого - там драться надо, а не воображение публики поражать невероятной аэробатикой.
Конкретно про Хорнет он говорил, что тот управляется лучше, послушнее и предсказуемее всего, что летает, в том числе и американского. А с русским вообще не сравнить. Мало того, по его мнению, уже тогда - в 2001 - Суперхорнет (единственный) мог тягаться с Су-27 по маневрированию на малых скоростях, а ведь тогда он был еще совсем молодой, ЭДСУ и прочий полетный софт не отлажен. Салон в Фарнборо, на котором он те знаменитые трюки крутил, произошел года через два, вроде бы...

А насчет "русским есть чему поучиться", так и до того было - скажем, никакой Су не может настолько точно, "дискретно" и мгновенно реагировать на управляющие воздействия, как F-15 - тот мужик как раз говорил, что русские самолеты отличает некоторая "плавность", растянутость реакций на действия пилота, и все надо делать чуть-чуть заранее. В то время как F-15 реагирует очень остро, моментально, и реакция очень точно дозируется.
Кстати, ув. Zeus, когда я этот разговор запостил, тут же и объяснил с инженерной точки зрения - что-то там с гидравлическими приводами...


А теперь, если нет возражений, объясните, почему у Вас иное мнение - что русским у американцев в этой области учиться нечему, во всяком случае в смысле маневренности истребителей? Неужели на основании одного клипа?
   

MD

координатор
★★★★☆
Savage> MD,
>>>>- аэродинамика, движки, ЭДСУ... улучшали-улучшали, и, видимо, улучшили достаточно...
Savage> Видимо, может быть, наверно, мне бабка сказала. Вы весь в Вуду.

Кстати, это на нашем Форуме можно как комплимент рассматривать - Вуду все же подполковник, профессиональный военный летчик, и преподаватель в соответствующем училище. 26 лет за плечами... У нас тут таких не так уж много.
Или Вы это и имели в виду, сравнивая меня с Вуду - хотели подчеркнуть уважение, и вежливо попросить высказать мое мнение по некоторым другим вопросам, когда у меня будет для этого время? Так зря - я все же дилетант, и в специальных вопросах своего мнения не имею, если только не заполучил его от людей, квалификации которых можно доверять...
   

DPD

опытный

2 MD:

Специально переговорил с летчиками МиГ-29 и Су-27 - ничего подобного сказанному американцем, очень приемистые машины, "идут за ручкой" без проблем, никаких "плавность", растянутость реакций на действия пилота, и все надо делать чуть-чуть заранее". Они были очень удивлены такой оценке. Амосу нужно было бы чуть побольше полетать на наших машинах, тогда и "внимания забирать будут меньше" и т.д.:). Тем более непонятно, он ведь на Су не летал, только на МИГ-29, как он может судить о Су-27?
   
+
-
edit
 

Balancer

администратор
★★★★★
DPD> Специально переговорил с летчиками МиГ-29 и Су-27 - ничего подобного сказанному американцем, очень приемистые машины, "идут за ручкой" без проблем

Хачковский про МиГ-29 вообще говорил - "пилотировать его, всё равно, что держать в руках кошку, которая этого не хочет". В смысле того, что машина очень вёрткая и реагирует на малейшие движения, порой даже чрезмерно :)
   

Zeus

Динамик

DPD> Специально переговорил с летчиками МиГ-29 и Су-27 - ничего подобного сказанному американцем, очень приемистые машины, "идут за ручкой" без проблем, никаких "плавность", растянутость реакций на действия пилота, и все надо делать чуть-чуть заранее".

Идут, куда они денутся. Тем более для неизбалованных русских летчиков :) Тут могут сравнивать только те, кто пробовал оба - хотя бы на симуляторе.

Динамика управления МиГ и особенно Су действительно заметно сложнее, особенно в некоторых задачах (точное слежение, например, и вообще точный пилотаж). Все это достаточно известные факты. Понятно, что летчики привыкают (вот вы же сами говорили, что пилотировать Ми-24 нет особых проблем (в смысле компенсации перекрестных связей), все на уровне наработанных инстинктов). Но даже эти инстинкты забирают долю внимания, пусть и незаметно. И все это достаточно легко измеримо.

>Они были очень удивлены такой оценке. Амосу нужно было бы чуть побольше полетать на наших машинах, тогда и "внимания забирать будут меньше" и т.д.:)

Да, в частности, это одна из особенностей: привыкания требуется больше. Но это и есть недостаток, о чем МД, в частности, и говорит. Необходимая квалификация на F-16/18 при прочих равных ниже.

>Тем более непонятно, он ведь на Су не летал, только на МИГ-29, как он может судить о Су-27? [»]

А Су еще сложнее (для точного пилотажа, опять же), причем заметно. На нем просто плотным строем лететь - уже искусство. Понаблюдайте хотя бы за ручкой, что они с ней делают, есть съемки...
   
RU Максимка #20.01.2005 22:17
+
-
edit
 

Максимка

опытный

Привет!

Господа, а вы не забыли , что у Миг-29 нету ЭДСУ , а у всех остальных - есть?



   

DPD

опытный

<Идут, куда они денутся. Тем более для неизбалованных русских летчиков Тут могут сравнивать только те, кто пробовал оба - хотя бы на симуляторе.>

Да есть им с чем сравнивать - оба не начинали сразу с МИГ-29 и СУ-27, а прошли многие типы самолетов. Симулятор, кстати, не сильно поможет для сравнения - я летал на тренажере F-16 - чисто компьютерная штучка, ничего интересного.

<Динамика управления МиГ и особенно Су действительно заметно сложнее, особенно в некоторых задачах (точное слежение, например, и вообще точный пилотаж). Все это достаточно известные факты.>

Очень сильное заявление. Было бы интересно почитать что-нибудь об этих фактах.

<Да, в частности, это одна из особенностей: привыкания требуется больше. Но это и есть недостаток, о чем МД, в частности, и говорит. Необходимая квалификация на F-16/18 при прочих равных ниже.>

Да не больше привыкания, а просто нужно было ему чуть ПОБОЛЬШЕ полетать на нашем типе. У нас расположение многих приборов отличается, даже индикация другая, естественно, есть разница в пилотировании, но это обычные особенности самолета, к любому самолету нужно привыкать. Есть даже такое явление, что сами машины ведут себя по разному, некоторые вообще летать не хотят, так и остаются на земле, заводчики только руками разводят. Главное, что нет никаких «растянутость реакций на действия пилота», нормальные машины в смысле пилотирования.

Но возможно он имел ввиду то, что эргономика у нас действительно не во всем на «уровне», об этом не всегда думали (нахождение выключателей, последовательность применения и т.д.). В этом смысле, возможно, квалификация требуется побольше (опять же, для человека, который видел «западные» машины, остальным все-равно). Сейчас, правда, этому больше уделяется внимания и ситуация должна исправляться. Но само пилотирование есть процесс, основанный на инстинктах, к этому «подгоняют» все СДУ, поэтому время «привыкания» к особенностям пилотирования любого типа, западного или восточного, примерно одинаково.

<А Су еще сложнее (для точного пилотажа, опять же), причем заметно. На нем просто плотным строем лететь - уже искусство. Понаблюдайте хотя бы за ручкой, что они с ней делают, есть съемки...>

Совсем непонятно из съемок только Су-27, сложнее ли. А с ручкой - совершенно понятно, при «плотном строе», т.е. показухе, дистанции измеряются в сантиметрах, поэтому каждое движение должно сопровождаться контр-движением, чтобы парировать инерцию. Машина-то на пилотаже очень прилично весит, это не игрушка.
   

Zeus

Динамик

DPD> Да есть им с чем сравнивать - оба не начинали сразу с МИГ-29 и СУ-27, а прошли многие типы самолетов.

Так я и сказал: по сравнению с прежними поколениями, конечно, эти самолеты - просто сказка. Я имел в виду сравнение именно с F'ами соответствующего поколения.

>Симулятор, кстати, не сильно поможет для сравнения - я летал на тренажере F-16 - чисто компьютерная штучка, ничего интересного.

Все очень сильно зависит от задачи. Надо правильные задачи ставить, а не просто "полетать". (Я не упоминаю, что тренажер должен быть "настоящим", а не игрушкой. Что, кстати, не означает, что он должен быть дорогим и красочным. Можно вообще сымитировать только короткопериодическое движение, нарисовать крестик с ноликом и сравнить - на тех задачах, где этого достаточно, разумеется. Ручку только надо более-менее адекватную).

DPD> <Динамика управления МиГ и особенно Су действительно заметно сложнее, особенно в некоторых задачах (точное слежение, например, и вообще точный пилотаж). Все это достаточно известные факты.>
DPD> Очень сильное заявление. Было бы интересно почитать что-нибудь об этих фактах.

Я это рассказывал более-менее подробно здесь на форуме с год назад. "Почитать" можно, пожалуй, рассказы летчиков, которым доводилось пробовать и то, и другое; да и хотя бы просто рассказы, только поподробнее и побольше. Тех же "Витязей" хотя бы. Практически все, что я слышал, именно подтверждает то, что я сказал.

Слышал я, кстати, больше, чем читал (как и вы, очевидно :)), потому с сылками не помогу. А что касается непосредственных измерений - это делали в лаборатории пилотажных систем в МАИ, в которой я полтора года проработал.

DPD> Да не больше привыкания, а просто нужно было ему чуть ПОБОЛЬШЕ полетать на нашем типе.

Это практически одно и то же. Но это мелочи; я говорю о более принципиальных вещах. Даже после привыкания на управление динамически более сложной системой будет уходить больше внимания, чем более простой, при прочих равных.

>У нас расположение многих приборов отличается, даже индикация другая, естественно, есть разница в пилотировании, но это обычные особенности самолета, к любому самолету нужно привыкать.

Об эргономике я вообще не говорю, здесь даже не все очевидно: мне встречались, и не раз, заявления летчиков, что в чем-то наши кабины удобнее (приборы крупнее, хотя бы :)). Или хотя бы то, что индикация АГД (с подвижным самолетом) эффективнее индикации с подвижным горизонтом, особенно на маневренной машине.

>Есть даже такое явление, что сами машины ведут себя по разному, некоторые вообще летать не хотят, так и остаются на земле, заводчики только руками разводят.

Тоже наша особенность, между прочим. Найти два одинаковых самолета - это еще постараться надо :) И это тоже не плюс...

>Главное, что нет никаких «растянутость реакций на действия пилота», нормальные машины в смысле пилотирования.

Смотря относительно чего. Во многих аспектах они более чем "нормальные". ЭДСУ все же не зря стоит. Но есть у нее серьезная проблема. Если на пальцах, то чем сложнее электронная система управления, тем большее запаздывание она вносит. Там куча фильтров стоит. Десятые (и даже сотые) доли секунды, но тем не менее фазовая характеристика портится и вся динамика усложняется. От летчика требуются опережающие воздействия, что сильно повышает загрузку внимания.

К этому еще добавляется запаздывание в более медленных приводах...

DPD>Но само пилотирование есть процесс, основанный на инстинктах, к этому «подгоняют» все СДУ, поэтому время «привыкания» к особенностям пилотирования любого типа, западного или восточного, примерно одинаково.

Даже если так, то загрузка внимания все равно будет неодинаковой.

Один из самых известных и описанных в рассказах примеров: если F-16 (не помню насчет модификации) останавливает движение по крену, когда ставишь ручку в нейтраль (элероны сами совершают обратное движение для остановки), то на МиГ-29 (как и на Су-27 - у них обоих нет ЭДСУ по крену) нужно самому компенсировать. Компенсация, понятное дело, зависит от разных параметров, и даже научившись ей инстинктивно, свою долю мозгов она забирает. А так же снижает точность.

DPD> Совсем непонятно из съемок только Су-27, сложнее ли. А с ручкой - совершенно понятно, при «плотном строе», т.е. показухе, дистанции измеряются в сантиметрах, поэтому каждое движение должно сопровождаться контр-движением, чтобы парировать инерцию.

Проблема еще с этими самыми опережающими воздействиями. Надо еще "тормознутость" системы управления компенсировать, и очень четко при плотном строе.
   

DPD

опытный

&lt;Один из самых известных и описанных в рассказах примеров: если F-16 (не помню насчет модификации) останавливает движение по крену, когда ставишь ручку в нейтраль (элероны сами совершают обратное движение для остановки), то на МиГ-29 (как и на Су-27 - у них обоих нет ЭДСУ по крену) нужно самому компенсировать. Компенсация, понятное дело, зависит от разных параметров, и даже научившись ей инстинктивно, свою долю мозгов она забирает. А так же снижает точность.&gt;

Опять переговорил с пилотом МИГ-29 - ПОСЛЕ ОТКЛОНЕНИЯ РУЧКИ В СТОРОНУ НЕ НУЖНО ДАВАТЬ КОНТР-ХОД, просто в нейтраль и машина СРАЗУ останавливается, как на F-16 и прочих самолетах. Никаких мозгов пилотирование не забирает и точность не снижает. На Су-27 летчики тоже не помнят никаких «опережающих воздействий», очень послушная машина, они от нее в восторге. А вот, скажем, МиГ-21 (т.е. предыдущее поколение) ощутимо «шустрее» МИГ-29 по крену, но это и понятно, последний сам по себе тяжелее и больше (размах крыла, например).
Из вышесказанного вытекает, что ВСЕ машины имеют свои особенности в пилотировании, но принципы управления одинаковы, поэтому эти особенности никакого существенного влияния на пилотов не оказывают. И системы управления подбираются так (фильтры и пр.), чтобы на выходе летчик не ощущал разницу. Не верю что-то, что электроника СДУ может дать ощутимые задержки для человека (если специально этим не заниматься, конечно). И самолеты просто РАЗНЫЕ в пилотировании, а не хуже или лучше, для одного летчика лучше «медленный» и он «сделает» любого на таком самолете, другому нужен «шустрый», для одних задач подходят одни качества, для других они вредны. И т.д.
А пилотирование «Витязей» именно потому и отличается от остальных, что это пилотирование на сантиметрах, там подходы ДРУГИЕ.
Не нужно искать то, чего нет, лучше концентрироваться на реальных недостатках.
   
RU Aaz #21.01.2005 14:45  @Максимка#20.01.2005 22:17
+
-
edit
 

Aaz

модератор
★★☆
Максимка> Господа, а вы не забыли , что у Миг-29 нету ЭДСУ , а у всех остальных - есть? [»]

Чисто формальное отличие - там в систему управления столько рулевых машинок напихано, и алгоритмы к ним столько вылизывали, что особой разницы с точки зрения пилота и нетутя...
   

Nikita

аксакал

Aaz> Чисто формальное отличие - там в систему управления столько рулевых машинок напихано, и алгоритмы к ним столько вылизывали, что особой разницы с точки зрения пилота и нетутя... [»]

Да хоть завылизывайся, все равно как были рулевыми машинками, так ими и останутся, и ничего серьезного на них не сделать.
   
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
Боевая машина хороша на столько , на сколько хорош её экипаж

Воюют и побеждают не машины, а люди...

ВЫВОД данного(и многих других) топика:

Ни один из обсуждаемых самолетов не дает какой либо стороне решающего преимущества. Победа будет зависеть от тактики, количества машин и выучки пилотов.
Хотелось бы отметить, что и по этим параметрам решающего преимущества нет ни у одной из сторон(РФ или США).

Ник
   
+
-
edit
 

Nikita

аксакал

Wyvern-2> Хотелось бы отметить, что и по этим параметрам решающего преимущества нет ни у одной из сторон(РФ или США).
Wyvern-2> Ник [»]

Вы это, розовые очки снимите.
   
+
-
edit
 

Max Ader

втянувшийся
Wyvern-2
- Хотелось бы отметить, что и по этим параметрам решающего преимущества нет ни у одной из сторон(РФ или США). -
 

Этож надо такое сказать :o У арабов против израилитян шансов куда поболе было - у них хоть самолеты летали, танки ездили, и всего этого было дофига... А у РФ и этого нет... Ни людей, ни техники :unsure:
   
RU Максимка #21.01.2005 16:51
+
-
edit
 

Максимка

опытный

Привет!

Wyvern-2> Хотелось бы отметить, что и по этим параметрам решающего преимущества нет ни у одной из сторон(РФ или США).
Есть одна маленькая проблема. У наших пилотов средний налет - 40 часов, а в частях ВВС летает в лучшем случае 1-2 звена, а остальные самолеты - источник запчастей.

Если же говорить только о технической стороне вопроса, то есть еще одна проблема: с нашими Р-27 против AMRAAM мы проигрываем в ДВБ.
   

Zeus

Динамик

DPD> Опять переговорил с пилотом МИГ-29 - ПОСЛЕ ОТКЛОНЕНИЯ РУЧКИ В СТОРОНУ НЕ НУЖНО ДАВАТЬ КОНТР-ХОД, просто в нейтраль и машина СРАЗУ останавливается, как на F-16 и прочих самолетах.

Это не так. Либо это так ему кажется по ощущениям (машина действительно достаточно резкая, но инерцию никто не отменял), либо он незаметно даже для себя делает компенсацию. Это нередкость. Летчики (не испытатели!) далеко не всегда могут адекватно описать свои действия. Даже как правило не могут.

>Никаких мозгов пилотирование не забирает и точность не снижает.

Забирает еще как. Это моя специальность, вообще говоря :)

>На Су-27 летчики тоже не помнят никаких «опережающих воздействий», очень послушная машина, они от нее в восторге.

Все правильно, послушная, но запаздывание в ней в продольном канале, если правильно помню, порядка 0.1 с. Или 0.05, честно говоря, забыл уже. Это довольно серьезно.

DPD> Из вышесказанного вытекает, что ВСЕ машины имеют свои особенности в пилотировании, но принципы управления одинаковы, поэтому эти особенности никакого существенного влияния на пилотов не оказывают.

Одинаковы только в общих чертах. Влияние оказывают вполне измеримое.

>И системы управления подбираются так (фильтры и пр.), чтобы на выходе летчик не ощущал разницу.

В идеале. Не всегда это возможно, есть куча ограничений. Скажем, ограничение по скорости приводов рулей у Су-27 вынудило поставить фильтр в управление и затяжелить ручку, чтобы не увести самолет на неустойчивый режим и исключить (насколько можно) раскачку самолета летчиком. (Упрощаю по большому счету, но суть такая).

(Кстати, чтобы не было недоразумений: собственно скорость рулей у Сушки поболее, чем у МиГа, гидросистема лучше. Но ему, как статически неустойчивому самолету, требуется определенный запас скорости рулей, чтобы была возможность компенсировать эту самую неустойчивость. Поэтому на приводы (от ручки) просто нельзя подавать максимальные сигналы, они специально "притормаживаются", чтобы оставить запас автоматике СУУ).

>Не верю что-то, что электроника СДУ может дать ощутимые задержки для человека (если специально этим не заниматься, конечно).

Проблема, конечно, не в быстродействии электроники (тем более для аналоговых систем). Там все хитрее... Статическая неустойчивость, приводы, человек... все влияет.

>И самолеты просто РАЗНЫЕ в пилотировании, а не хуже или лучше, для одного летчика лучше «медленный» и он «сделает» любого на таком самолете, другому нужен «шустрый», для одних задач подходят одни качества, для других они вредны. И т.д.

Разница вполне может быть качественной; но даже и без этого она измерима. Берется одна и та же задача, и куча летчиков прогоняется на тренажере через разные модели. Так вот в случае задачи прицеливания по быстро маневрирующей цели (в продольном канале) результаты на модели F-16 стабильно лучше, чем на МиГ-29, у которого, в свою очередь, лучше, чем на Су-27. Причем оценка производится разными методами: и субъективная оценка летчиком по специальной шкале, и средняя ошибка прицеливания, и по частоткам много чего видно.

DPD> А пилотирование «Витязей» именно потому и отличается от остальных, что это пилотирование на сантиметрах, там подходы ДРУГИЕ.

Подходы там вполне знакомые, встречаются в разных задачах. Самое очевидное - дозаправка в воздухе. При посадке на корабль тоже возникает подобное.

Да и речь опять же о сравнении. Blue Angels тоже "на сантиметрах" летают, вот посмотреть бы на их ручку...

DPD> Не нужно искать то, чего нет, лучше концентрироваться на реальных недостатках.[»]

Что есть, то оно есть, но спорить с такой постановкой, конечно, нельзя :) Суховцы именно так и отвечали насчет не слишком хороших характеристик 27-го в некоторых задачах: мол, предназначен он в основном для другого, и в 95% реальных ситуаций такой недостаток несущественен.
   
Это сообщение редактировалось 21.01.2005 в 17:20
1 2 3 4 5 6 7 8

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru