[image]

Чудеса электроакустики

 
ab>http://ixbt.com/dvd/cables.shtml
ab>а для легкого развлечения
Ни чего себе легкое развлечение. Два ночи, а я хохочу как ненормальный
   
+
-
edit
 

Balancer

администратор
★★★★★
Там обсуждение этой статьи веселее всего :D
   
RU Ведмедь #18.12.2004 13:15
+
-
edit
 
Веселее всего там сборник цитат аудиофилов.

 
RU Ведмедь #18.12.2004 15:05
+
-
edit
 

Ведмедь

модератор
★★
Короче так - для особо продвинутых девчонок - посуда Zepter, а для оччень продвинутых пацанов - кабели Nordost. Золотые с пузырьками азота. :)
   
RU Андрей Суворов #20.12.2004 01:19  @Ведмедь#18.12.2004 13:15
+
-
edit
 

Андрей Суворов

координатор

Ведмедь>хорошая статья.[»]
Статья плохая. Голословная. Кроме эмоциональных аргументов в ней нет ничего.
Колоночные кабели на звук влияют. Это 100% факт. Входное сопротивление колонок для импульсного сигнала может быть меньше 0,1 ома - это тоже факт. Попробую объяснить его на пальцах. Подвижная система динамика, несмотря на то, что выглядит, как катушка, в определённых условиях ведёт себя, как конденсатор. Это потому, что она связана с механически упругим элементом, и находится в магнитном поле. Она представляет собой магнитоэлектрический двигатель, подобный обычному коллекторному, только развёрнутый в линию, и ограниченный в подвижности. Но это не мешает механической энергии, запасённой диффузором, и прилегающим к нему воздухом, преобразовываться обратно в электрическую, за счёт чего приведённое сопротивление может сильно отличаться от померянного на синусоидальном сигнале импеданса.
Правда, такие экстремальные случаи бывают не всегда, но всё же даже у моих 100АС-022 входное сопротивление для тэта-импульса около одного ома (при том, что модуль полного электрического сопротивления на 1000 Гц - положенные 4 ома).
Дальше. Полупроводниковые эффекты на границах зёрен меди М1 (1% примесей) увеличивают её удельное сопротивление вдвое по сравнению с медью М0 (0,1%), из которой обычно изготавливаются провода. Проблема в том, что кислород имеет тенденцию диффундировать вдоль границ кристаллитов внутрь провода. Медь М00 имеет примерно на 5-10% меньшее удельное сопротивление, чем М0, для большинства применений это безразлично.
Ещё. В колоночном проводе полупроводниковые эффекты при мощностях 10-25 ватт (при сопротивлении колонок 4 ома и проводов 0,1 ома) могут дать нелинейные искажения вполне измеримой величины 0,0001...0,0003%, что сравнимо с искажениями сверхвысококачественного УМЗЧ. Конечно, услышать их практически невозможно. Но вот интермодуляционные искажения могут при этом быть на порядок больше (0,001%) Но даже такой величины искажения могут зарегистрировать очень немногие эксперты, даже специально на это тренированные.
Должен сказать, однако, что я нисколько не аудиофил. Я готов признать, что кабель ценой 50 долларов имеет право на существование, но, всё, что стоит дороже - однозначно разводка лохов.
Я должен сказать, что спектральной моделью человеческий слух описывается неполно. При оцифровке 96 кГц 24 бита никакие эксперты не отличали звук от аналогового, а вот при оцифровке 48 кГц 24 бита от четверти до половины испытуемых с 75% вероятностью могли угадать, что они слышат - аналоговую версию, или прошедшую АЦП и ЦАП.

Что же касается МЕЖБЛОЧНЫХ кабелей, то вся правильность их должна сводиться к неокисленным контактам, хорошему заземлению экрана, минимальной длине, чтоб не было наводок, и нормальной изоляции.

Но цифры и результаты испытаний обязательно должны присутствовать в такой статье. Если он берет на щит девиз - всё, что нельзя померять, нельзя и услышать - пусть меряет! Пусть обвешивается режекторными фильтрами, 24-битными АЦП, устройствами выборки-хранения, цифровыми осциллографами, и прочими атрибутами технократа!

Один мой знакомый, купив наушники за 200 долларов, сказал мне - в них я стал чётко слышать разницу между МП3 на 160 кбит и 192 кбит, а вот между 192 кбит и 256 уже не слышу - но цифрует всё равно на 320 кбит, в крайнем случае, на 256 - потому что он знает, что разница есть.

Я тоже твёрдо знаю, что разница есть, и хочу знать, какими циферками и после какого количества ноликов она выражается. Этим я отличаюсь от аудиофила с их "воздухом" и прочими "звенящими" и "дышащими" эпитетами. Я вполне отличаю звук 300-долларового усилителя от своей "Орбиты-50УМ002", но 1000-долларовые, не говоря уже о 10000-долларовых, для меня - полная бессмыслица.
   

ED

старожил
★★★☆
АндрейСуворов>Входное сопротивление колонок для импульсного сигнала может быть меньше 0,1 ома
Вы про омическое сопротивление катушек не забыли?

АндрейСуворов>у моих 100АС-022 входное сопротивление для тэта-импульса около одного ома (при том, что модуль полного электрического сопротивления на 1000 Гц - положенные 4 ома).
При этом практически все эти 4 ома – активное сопротивление. А ему форма сигнала по барабану.
   
RU Андрей Суворов #20.12.2004 08:52  @ED#20.12.2004 04:04
+
-
edit
 

Андрей Суворов

координатор

АндрейСуворов>>Входное сопротивление колонок для импульсного сигнала может быть меньше 0,1 ома
ED>Вы про омическое сопротивление катушек не забыли?
АндрейСуворов>>у моих 100АС-022 входное сопротивление для тэта-импульса около одного ома (при том, что модуль полного электрического сопротивления на 1000 Гц - положенные 4 ома).
ED>При этом практически все эти 4 ома – активное сопротивление. А ему форма сигнала по барабану.[»]

Для тормозов и прослушавших повторяю: Вы никогда не пробовали разогнать коллекторный электродвигатель, отключить его от источника энергии, и, пока он ещё вращается, закоротить его? Нужно только, чтоб это был двигатель с возбуждением от постоянного магнита, а не какой-нибудь пылесос или дрель. Вся механическая энергия, накопленная ротором, попытается превратиться в электрическую, а ток, протекающий через ротор, попытается остановить его как можно быстрее, и ротор со статором станут в это мгновение почти что единым целым. Моторчик весом граммов в 100 может от неожиданности вырваться из рук, так его дёрнет...

Но в коллекторном моторе нет упругих элементов, поэтому генерируемая ЭДС не может превысить той, которая мотор разгоняла. А в динамике есть.

Что толку в том, что омическое сопротивление 4 Ома, если в катушке наводится вчетверо большее напряжение, чем мы туда прикладывали от усилителя? Кстати, активное сопротивление у 100АС022 - 2,4-2,45 Ома, а вовсе не 4.
   

ED

старожил
★★★☆
2 Андрей Суворов:
Хамить не надо.

АндрейСуворов>Вы никогда не пробовали разогнать коллекторный электродвигатель, отключить его от источника энергии, и, пока он ещё вращается, закоротить его?
А як же!

АндрейСуворов>Но в коллекторном моторе нет упругих элементов, поэтому генерируемая ЭДС не может превысить той, которая мотор разгоняла.
Попробуйте сами раскрутить и измерить. Сильно удивитесь.

АндрейСуворов>Что толку в том, что омическое сопротивление 4 Ома, если в катушке наводится вчетверо большее напряжение, чем мы туда прикладывали от усилителя?
Что толку в наведённом напряжении (кстати, почему именно вчетверо), если активное сопротивление всё равно остаётся?

АндрейСуворов>Кстати, активное сопротивление у 100АС022 - 2,4-2,45 Ома, а вовсе не 4.
Сомнительно. Но спорить не буду – во первых, справочника под рукой нет; во вторых, это и не важно, всё равно ведь не 0,1 ома. Правда?



   
RU Андрей Суворов #20.12.2004 11:24
+
-
edit
 

Андрей Суворов

координатор

ED>2 Андрей Суворов:
ED>Хамить не надо.

Извините, пробило.

АндрейСуворов>>Но в коллекторном моторе нет упругих элементов, поэтому генерируемая ЭДС не может превысить той, которая мотор разгоняла.
ED>Попробуйте сами раскрутить и измерить. Сильно удивитесь.

Пробовал неоднократно. Иголки, связанные с разрывностью коллектора, возможны, но среднее значение напряжения меньше, чем то, что его раскручивало. Разница от единиц процентов до 15%, в зависимости от мотора.

АндрейСуворов>>Что толку в том, что омическое сопротивление 4 Ома, если в катушке наводится вчетверо большее напряжение, чем мы туда прикладывали от усилителя?
ED>Что толку в наведённом напряжении (кстати, почему именно вчетверо), если активное сопротивление всё равно остаётся?

Да и по барабану! Мы приложили напряжение в 12 вольт, и думали, что будет 3 ампера, а в ответ шандарахнуло 15 ампер! Вчетверо - это фигура речи. Реально моя колонка - а над чужими я экспериментировать стремаюсь - едва-едва до тройки дотягивает. Но, если в ответ на перепад напряжения в 12 вольт возникает скачок тока амплитудой в 15, можно ли считать, что приведённое сопротивление для этого сигнала составляет менее одного ома?

АндрейСуворов>>Кстати, активное сопротивление у 100АС022 - 2,4-2,45 Ома, а вовсе не 4.
ED>Сомнительно. Но спорить не буду – во первых, справочника под рукой нет; во вторых, это и не важно, всё равно ведь не 0,1 ома. Правда?

0,1 ома - это экстремальный вариант. Он реализуется, если приведённая масса подвижной системы достигает килограмма, что вполне возможно у 20-дюймовых динамиков. Но даже на моей скромной и дешевой 100АС-022 (а в девичестве 35АС-222, так она называлась до смены системы обозначений) были померяны те циферки, что написаны выше.
   

ED

старожил
★★★☆
АндрейСуворов>если в ответ на перепад напряжения в 12 вольт возникает скачок тока амплитудой в 15, можно ли считать, что приведённое сопротивление для этого сигнала составляет менее одного ома?
15 – это ампер? Эквивалентная схема реальной динамической головки – эта же головка со сверхпроводящей катушкой и с последовательно подключённым активным сопротивлением, равным омическому сопротивлению реальной катушки. Вопрос – откуда появятся эти 15 ампер, если напряжение на концах последовательной цепи равно 12 вольт, а в цепи стоит активное сопротивление, равное 2,4-2,45 Ома?

ЭДС, возникающая в движущейся головке АС не уменьшает, а увеличивает её полное сопротивление, по сравнению с чисто активным сопротивлением провода катушки. Ток, соответственно, уменьшается.
   
Это сообщение редактировалось 20.12.2004 в 22:57
RU Андрей Суворов #21.12.2004 00:38
+
-
edit
 

Андрей Суворов

координатор

АндрейСуворов>>если в ответ на перепад напряжения в 12 вольт возникает скачок тока амплитудой в 15, можно ли считать, что приведённое сопротивление для этого сигнала составляет менее одного ома?
ED>15 – это ампер?

Да, 15 ампер в пике.

ED>Эквивалентная схема реальной динамической головки – эта же головка со сверхпроводящей катушкой и с последовательно подключённым активным сопротивлением, равным омическому сопротивлению реальной катушки.

Ну, это верно только при жёстко закрепленной относительно магнитной системы катушке. Вообще-то к ней ещё прилагается электрически сопряжённый механический колебательный контур.

ED>Вопрос – откуда появятся эти 15 ампер, если напряжение на концах последовательной цепи равно 12 вольт, а в цепи стоит активное сопротивление, равное 2,4-2,45 Ома?

Сила упругости подвеса плюс разность давлений воздуха по разные стороны диффузора создают ускорение, которое при движении катушки в магнитном поле создаёт ЭДС в катушке. Фаза этой ЭДС смещена относительно фазы питающего напряжения. Но говорить о фазах можно только в случае синусоидальных сигналов. Реальные же звуковые являются скорее импульсными сигналами.

ED>ЭДС, возникающая в движущейся головке АС не уменьшает, а увеличивает её полное сопротивление, по сравнению с чисто активным сопротивлением провода катушки. Ток, соответственно, уменьшается.

Это, в общем случае, неверно, так как фаза наведённой ЭДС зависит от частоты. Типичная зависимость модуля полного электрического сопротивления фазоинвертора включает два "горба" разной высоты, но между ними есть и спады, где этот самый модуль меньше величины омического (активного) сопротивления катушки.

Но, опять же, это всё применительно к синусоидальному сигналу. Ещё раз повторю - бросок тока в 15 ампер зарегистрирован мною экспериментально, как импульс напряжения в 1,5 вольта на безындуктивном резисторе 0,1 ома, включённом между колоночным проводом "-" и соответствующим выводом усилителя. Если желаете, могу это продемонстрировать, только приезжайте со своим осциллографом - мой таки сдох после тяжёлой и продолжительной болезни (высоковольтный преобразователь). Моя аська 54006526
   

ED

старожил
★★★☆
АндрейСуворов>Ну, это верно только при жёстко закрепленной относительно магнитной системы катушке.
А какая разница для чисто омического сопротивления провода – жёстко он закреплён или нет, в магнитном он поле или вне оного?
   
+
-
edit
 

AleX413

опытный

Я бы еще добавил про индуктивность колоночного кабеля... При сопротивлении 4 Ом даже единицы мкГн влияют на ВЧ - десятые доли Ома в таком случае уже могут оказаться заметны, пусть и на уровне единиц процентов.
Другое дело, что проблема решается медным электротехническим кабелем потолще, покороче и без колец.
   

TEvg

аксакал

админ. бан
>Один мой знакомый, купив наушники за 200 долларов, сказал мне - в них я стал чётко слышать разницу между МП3 на 160 кбит и 192 кбит, а вот между 192 кбит и 256 уже не слышу - но цифрует всё равно на 320 кбит, в крайнем случае, на 256 - потому что он знает, что разница есть.

Разницу между 160 и 192 кбит в мп3 я слышу и в китайских наушниках, а вот цифрую на 192. Потому что этого достаточно. Разница между 192 и 256 и 320 есть, но она не существенна. А если хочется чистого звука то нужен винил.
   
RU CaRRibeaN #21.12.2004 13:12
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

>Эквивалентная схема реальной динамической головки – эта же головка со сверхпроводящей катушкой и с последовательно подключённым активным сопротивлением, равным омическому сопротивлению реальной катушки. Вопрос – откуда появятся эти 15 ампер, если напряжение на концах последовательной цепи равно 12 вольт, а в цепи стоит активное сопротивление, равное 2,4-2,45 Ома?

А мы подключаем параллельно эквивалентный источник ЭДС с малым сопротивлением и вуаля.

Просто тут подводит именно пункт о последовательном соединении катушки и его R - получаеться как бы ЭДС наведенный в катушке последовательно с активным сопротивлением в цепи, хотя он как бы параллелен, нет?






   

ED

старожил
★★★☆
>хотя он как бы параллелен, нет?
Нет.

   
RU CaRRibeaN #22.12.2004 11:45
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

Ок, но и не последователен же :)
   

ED

старожил
★★★☆
Именно последователен.
   
PL CaRRibeaN #23.12.2004 14:00
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

"Холмс, но как?" Разделить катушку и ее R не получаеться. Да, эквивалентная схема последовательная, и все же. Она не полностью адекватна имхо.
   

tarasv

аксакал

TEvg>А если хочется чистого звука то нужен винил.[»]

Это бы надо доказывать, AFAIK отличить нежатую цифру от винила на статистичиских экспериментах крутопальцатые эксперты не смогли, поэтому такие эксперименты аудиофилы очень не любят.
   
RU Серокой #23.12.2004 21:01  @tarasv#23.12.2004 20:43
+
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
tarasv> отличить нежатую цифру от винила на статистичиских экспериментах крутопальцатые эксперты не смогли, поэтому такие эксперименты аудиофилы очень не любят.[»]

А у винила вообще с НЧ проблемы. ;)
   

ED

старожил
★★★☆
CaRRibeaN>Разделить катушку и ее R не получаеться. Да, эквивалентная схема последовательная, и все же. Она не полностью адекватна имхо.
Ну конечно не полностью. Тепловые эффекты, например, совсем неадекватно описываться будут.
Но в ситуации, описываемой Сергеем (когда измеряется ток в цепи), последовательная эквивалентная схема вполне адекватна.
   
существует такая, на первый взгляд довольно логичная теория


>Однако в повести о демпинг-факторе есть еще одно действующее лицо - акустический кабель. А он в состоянии сильно испортить не только цифры, но и качество звучания. Ведь сопротивление кабеля суммируется с выходным сопротивлением усилителя и становится составляющей демпинг-фактора.
> Для кабеля длиной 2 м сопротивление 0,05 Ом - вполне пристойный показатель. Но для усилителя с выходным сопротивлением 0,01 Ом демпинг-фактор на нагрузке 4 Ом с таким кабелем снизится с 400 до 66. Поводов для беспокойства пока нет. Но если использовать тоненький "шнурок" из комплекта динамиков и сомнительные скрутки общим сопротивлением 0,3...0,4 Ом (ситуация, к сожалению, еще нередкая), то демпинг-фактор упадет до 10, независимо от показателей усилителя. Поэтому на проводах экономить не стоит.

вот только она плохо согласуется с большой нелинейностью сопротивления головки


>Соответственно сопротивление звуковой катушки, а следовательно, и ток через нее, и звуковое давление при неизменном приложенном напряжении изменяются на 10...15%, создавая интермодуляционные искажения соответствующей величины ( в низкочастотных ГГ, тепловая инерционность которых велика, разогрев звуковой катушки вызывает эффект термической компрессии сигнала).
>Изменения индуктивности еще более сложны. Амплитуда и фаза тока через звуковую катушку на частотах заметно выше резонансной в значительной мере определяются величиной индуктивности. А она очень сильно зависит от положения звуковой катушки в зазоре: при нормальной амплитуде смещения для частот, лишь немногим больших, нежели частота основного резонанса, индуктивность изменяется на 15...40% у различных ГГ. Соответственно при номинальной мощности, подводимой к громкоговорителю, интермодуляционные искажения могут достигать 10...25%.

а ведь ежели сопротивление головки нелинейно, то возникает вопрос на кой ляд с большими трудами поддерживать на ней идеально неискаженное напряжение - в результате то получим как раз искаженный ток, а дергает то диффузор именно током через катушку. тогда казалось бы надо усилок с токовым выходом, но увы и там свои проблемы. простого выхода не предвидится ( ну разве что серебрянный трехдюймовый кабель купить и радоваться крутизне немерянной, но это уже не электроника а психология)

то что все не так просто, косвенно подтверждаются и наличием таких опытов


>Экспериментируя с комбинацией различных видов общей обратной связи в УМЗЧ, автор статьи добился положительного эффекта сочетания малого выходного сопротивления на низких частотах и большого - на средних и высоких. Подобный вариант частотно-зависимого выходного сопротивления следует рекомендовать, в первую очередь, для усилителей, работающих с широкополосными динамическими головками, например, в телевизорах и простой звуковоспроизводящей аппаратуре. Доработка усилителя несложная, а улучшение звучания заметно не только искушенному аудиофилу.

таким образом приходим к мысли, что в принципе напряжение на выходе усилителя (если его так можно будет назвать) в идеале должно быть предыскажено для компенсации искажений вносимых головкой. в принципе такой усилитель-компенсатор может быть сделан на базе цифровой обработки, учитывающей влияние сложной нелинейности головки в математике (хотя бы в первом приближении). а может быть и на базе усовершенствования систем электромеханической (или электроакустической) обратной связи.

ну а пока идеального решения нет, возникают всякие гибриды , типа описанного выше со сложным выходным. ну и 3-х дюймовые кабели с магическим эффектом тож.

ну и на закуску еще немного мыслей от грамотного человека о реальной жизни (а к прочтению рекомендуется вся статья)

Сверхлинейный УМЗЧ с глубокой ООС

Сверхлинейный УМЗЧ с глубокой ООС

// www.chipinfo.ru
 

>Аналогичный "финт" частенько делается и при измерении нелинейных искажений: запись, сделанная в паспорте усилителя, - "0,005 % THD в диапазоне частот 20 Гц - 20 кГц" чаще всего означает лишь то, что гармоники сигнала с частотой 1 кГц, попадающие в упомянутую полосу частот, не должны превышать указанной величины, однако она ничего не говорит об искажениях на частоте, скажем, 15 кГц. Некоторые изготовители полагают, что подключать нагрузку к усилителю, проводя измерения искажений, совершенно необязательно, при этом в паспорте мелким шрифтом указывают: "...при выходном напряжении, соответствующем мощности ХХ Ватт на нагрузке 4 Ома...".
> Совсем не редкость также, когда усилитель, имеющий по спецификации "менее 0,01 % THD" на частоте 1 кГц, работая на реальную нагрузку (с кабелями и акустической системой), показывает интермодуляционные искажения по весьма щадящему стандарту SMPTE (На вход усилителя подаются два синусоидальных сигнала с частотами 60 Гц и 7 кГц, отношение их амплитуд 4:1, а результатом измерения считается относительная величина модуляции амплитуды высокочастотного сигнала - низкочастотным.) на уровне 0,4...1 %, а иногда и больше. Иными словами, интермодуляционные искажения уже на умеренно высоких частотах при работе на реальную нагрузку оказываются намного выше пресловутого коэффициента гармоник.
 
+
-
edit
 

tarasv

аксакал

В том-то и дело что усилитель и колонки это система оба элемента которой должны быть согласованы (ну например акустическо-электрической ОС или вобще особенности конкретных колонок должны быть учтены при проектировании усилителя) а продавцы крутых кабелей просто тянуть деньгу, не больше.
   

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru