Станислав Лем. Возвращение со звезд.

 
RU Centuriones #06.10.2004 13:29
+
-
edit
 

Centuriones

опытный

Что-то про эту его работу стали забывать. И, похоже, не случайно. Когда я впервые прочитал ее (а это было тогда, когда с ней вышел очередной том "Библиотеки современной фантастики") то восприятие было совершенно иным, чем сейчас. Да и после тоже, хотя сколько раз читал "Возвращение" - упомнить уже не могу. И тут, как то, даже не стал ее перечитывать, просто вспомнил. И, честно говоря, ужаснулся. Ужаснулся тому, что наш нынешний "цивилизованный" мир прямиком катится в то общество, которое провидчески гениально описал Лем.
В свое время про "Возвращение" писали или что это пародия на обывательские представления о коммунизме, или, что это, мол, Лем (поляк - ну чего с него взять) втихую издевается над идеями построения светлого будущего...
Оказалось, что он просто в это будущее заглянул. Причем не в какое-то утопическое, а в реальное. Как это получилось, осознано или неосознано, сейчас судить сложно, что он изначально имел в виду... одним словом - философ, и этим все сказано. Главное не то, о чем он думал, когда писал, а то, что в конечном итоге получилось.
В мире "Возвращения" человек "как сыр в масле катается", но лишен одного - способности убивать. Не важно с какой целью. Главное он не может никого убить. Но убийства возможны. Только их делают не люди, а роботы, если припрет. А для человека - все виртуально. Это суть романа, и я ее просто вспомнил, а потом вдруг дошло: а ведь к этому мы и приходим. В "просвещенных Европах и Америках" вполне серьезно рассматриваются вопросы о все более и более активном применении т.н. "несмертельного" оружия. Идет повальная отмена смертной казни. Тело человека становится "высшей ценностью". При этом попытки сопротивления (пока это исламский фактор) подавляются жесточайшим образом, и, пока еще, людьми - профессиональными вояками, мало отличающимися от роботов, но это дело времени. Способность к самопожертвованию во имя цели объявляется безумием, ненормальностью, дикостью. Любовь заменена сексом и жалостью...
И при этом страшная ксенофобия. Страх захвата Земли пришельцами - весьма распространенная фобия, в т.ч. и на Авиабазе. "Мировой терроризм" - еще одна фобия. Под этим соусом пока разговоры идут только о "всеобщей идентификации", но если тенденция продолжится, то и с рождения начнут вшивать микросхемы под кожу новорожденным младенцем. И тут уже не за горами введение сыворотки, лишающей человека способности убивать, а параллельно с этим и бороться, страдать, любить, творить... о чем гениально писал Лем.
Может быть это и есть ад.
Раньше были времена,
А теперь мгновения.
Раньше поднимался дух,
А теперь давление.
 
+
-
edit
 

Balancer

администратор
★★★★★
А я, вообще, не разделяю мир "Возвращения" и, например, "Хищных вещей века" Стругацких.

И то, что это наше реальное будущее осознал практически вместе с прочтением и того и другого :)

А ещё почти в ту же степь - "Глубина отняла у нас звёзды"...
 
RU Alesandro #06.10.2004 13:46
+
-
edit
 

Alesandro
Серокой

координатор
★★★★
"ХВВ", считай, не будущее, это уже настоящее. Но не наше, конечно же. Запада...
Больше не раскалятся ваши колосники. Мамонты пятилеток сбили свои клыки. ©  
RU Centuriones #06.10.2004 15:00
+
-
edit
 

Centuriones

опытный

"Возвращение" я прочитал впервые примерно в 1972 году (4-й том вышел в 1965, сама вещь была написана в 1961-м), если не в 1970-м. Сечас уже не помню. Но тогда мир "Возвращения" у меня не ассоциировался ни с капитализмом, ни с коммунизмом. Он воспринимался именно как фантастический мир, но не как мир предвидения.
Что до миров Стругацких, ("Хищные вещи" сильно подзабыл - это не там "Дрожка" орали на танцах - где "цветомузыкальный" наркотик?), то это не миры Лема. А и Б вначале исходили из "заказа", обличали мещанство и буржуазную мораль, исходя из веяний XX съезда КПСС. А Лем "под заказ" не работал. "Магелланово облако" - проба пера, как и "Страна багровых туч" у Стругацких. А вот далее...
Раньше были времена,
А теперь мгновения.
Раньше поднимался дух,
А теперь давление.
 
RU Guest #06.10.2004 15:43  @Centuriones#06.10.2004 15:00
+
-
edit
 
Centuriones>А Лем "под заказ" не работал. "Магелланово облако" - проба пера, как и "Страна багровых туч" у Стругацких. А вот далее...[»]

Строго говоря, до Магелланова облака, Лем написал Астронавтов. Но мне лично не кажется, что это был какой-то социальный заказ (как, впрочем, и у Стругацких). Просто мы подходим к этим произведениям с мерками сегодняшнего дня, а ведь вполне возможно, что и Лем и Стругацкие на тот момент искренне верили в нарисованный ими вариант будущего.
Да и в любом случае, я бы предпочел проводить водораздел не по линии "заказ - не заказ", а по линии "талантливо - бесталанно". Ведь даже вызывающие сейчас во многих местах улыбку Астронавты читать интересно, в то время как огромная масса внешне похожей литературы ничего кроме зевоты не вызывает. Бывает и талантливо написанная "заказная" книга, а бывает и бездарное, но политически смелое произведение, идущее вразрез с господствующими идеологическими установками :-). Из этих двух книг я выберу первую :-).

 
RU Alesandro #06.10.2004 16:16
+
-
edit
 

Alesandro
Серокой

координатор
★★★★
Ага. В отличие от "Магелланова облака" "Астронавтов" до сих пор с удовольствием перечитываю. :)
Вот поэтому и кажется мне, что "облако" - это заказ, а "Астронавтов" Лем от души писал...
Больше не раскалятся ваши колосники. Мамонты пятилеток сбили свои клыки. ©  
Это сообщение редактировалось 06.10.2004 в 18:26

Anika

координатор
★★☆
Кстати, об "Астронавтах".
"Фиаско", демонстративно завершающее лемовский SF цикл, кое-чем изрядно напоминает именно "Астронавтов".
И это явно неспроста.
Когда говорит масло - пушки молчат. А голос пушек - это голос Муз. (c)Ю.Шерман  
+
-
edit
 

Вуду

старожил

Надо сказать, что "Астронавты" было довольно-таки не любимым детищем Лема, в собрания сочинений свои он их не включал.

А что касаетеся писания Стругацкими книг, обличающих мещанство "на заказ" - это по меньшей мере несерьёзно.
Во-первых, "мещанство" слишком узкий термин и о моральных проблемах вообще Страгацкие писали всю свою жизнь. Фактически, я не могу припомнить у них ни одного произведения, где бы моральная тема не была одной из ведущих, если не центральной. Ни о каком "заказе" речи быть не может.
Ну, а во-вторых, почему действие ряда их книг разворачивается за рубежом СССР? - Да просто потому, что многие вещи и явления могли быть изображены в советской литературе только вынесеными туда. Сугубо по цензурным соображениям.
Хотя даже такой вынос за пределы соц. действительности не всегда помогал и книгу всё равно запрещали - и "Улитку на склоне", и "Гадких лебедей"...
“The only good Indian is a dead Indian”  
RU Centuriones #07.10.2004 00:29
+
-
edit
 

Centuriones

опытный

Вуду!
Вуду:
А что касаетеся писания Стругацкими книг, обличающих мещанство "на заказ" - это по меньшей мере несерьёзно.
 

Centuriones:
А и Б вначале исходили из "заказа", обличали мещанство и буржуазную мораль, исходя из веяний XX съезда КПСС.
 

Есть тут некоторая смысловая разница. Если бы они просто писали "на заказ", то зазорного тут ничего нет. Деньги нужны всем...
Раньше были времена,
А теперь мгновения.
Раньше поднимался дух,
А теперь давление.
 
IL Вуду #07.10.2004 03:14  @Centuriones#07.10.2004 00:29
+
-
edit
 

Вуду

старожил

Centuriones> Если бы они просто писали "на заказ", то зазорного тут ничего нет. Деньги нужны всем...[»]
- Вообще-то, картина: "Стругацкие, пишущие по заказу ГлавПУРа" - это что-то из серии "нарочно не придумаешь!"... %)
Но Вы - смогли! :appl:
Те, кто писал на заказ, были обласканы властью, пригреты ею, вводились этой властью в различные органы правления союза советских писателей и др., и пр., и уж, разумеется, их книги никогда не подвергались критическим разносам печати и уж тем более - не запрещались...
У Стругацких в повести "Хромая судьба" немножко освещается эта "кухня" и их отношение к ней:
“The only good Indian is a dead Indian”  
RU Centuriones #07.10.2004 05:30
+
-
edit
 

Centuriones

опытный

Да разве у них "фронда" была? Так, "волны гасили ветер"...
Раньше были времена,
А теперь мгновения.
Раньше поднимался дух,
А теперь давление.
 

WiTL

втянувшийся

Вуду>Фактически, я не могу припомнить у них ни одного произведения, где бы моральная тема не была одной из ведущих, если не центральной.

"Страна багровых туч"?
По пути «Ледокола» «тронулся» бредоход. (Послевоенный афориз(униз)м)  
RU Guest #07.10.2004 08:27  @Серокой#06.10.2004 16:16
+
-
edit
 
Alesandro>Ага. В отличие от "Магелланова облака" "Астронавтов" до сих пор с удовольствием перечитываю. :)
Alesandro>Вот поэтому и кажется мне, что "облако" - это заказ, а "Астронавтов" Лем от души писал...[»]

Все возможно, но Астронавты мне тоже нравятся больше чем Облако :)
Не любить же их Лем мог не столько за общую "коммунистическую" направленность (в облаке этого гораздо больше), а скорее потому, что считал их не слишком удачными с литературной точки зрения. Да и вообще, повышенная требовательность писателя к себе у меня вызывает только уважение. Сразу приходит на память Чехов, который безжалостно выкидывал из марксовского собрания сочинений большую часть своих ранних и не очень ранних рассказов.
А Облако мне не понравилось, во-первых, из-за чересчур благостного, санаторного изображения общества победившего коммунизма, которое не слишком отличалось от подавляющей массы советской фантастики того времени (блестяще спародированной Стругацкими в Понедельнике), а, во-вторых, из-за скомканного, на мой взгляд, финала. Ну и характерная лемовская недосказанность, в этой книге как то уж больно просто звучит и производит впечатление авторской небрежности. Вообщем, на месте Лема, я как раз бы Облако не любил :)


 
IL Вуду #07.10.2004 13:39  @Centuriones#07.10.2004 05:30
+
-
edit
 

Вуду

старожил

Centuriones>Да разве у них "фронда" была? Так, "волны гасили ветер"...[»]

- А по-Вашему, фронда только тогда начинается, когда дают семь лет лагерей в солнечной Мордовии? Или за руки-за ноги вносят в самолёт и выкидывают в Швейцарии, как тогдашнего Солженицына?
После расправы над Пастернаком, после процессов над Даниэлем и Синявским, над Бродским и т.д.?
Тем более, Стругацкие не были зациклены на критике "существующего общественного и государственного строя", у них вектора личных моральных ценностей и "морального кодекса строителя коммунизма" не шибко расходились...
И романтика первопроходцев и первооткрывателей не расходилась с тогдашними настроениями многих молодых людей в советском обществе... Они во многом были не только детьми "оттепели", но и невольными жертвами её - они верили, что строй, под названием социализм, моральнее, чем строй, под названием капитализм, и что коммунизм победит когда-нибудь, в конце концов, прекрасным полднем ХХII-го века...
Что дело не в системе организации общества, а в личности людей, в воспитании у них определённых качеств, - моральных качеств, прежде всего.

Я тоже лет до 25, примерно, в это тогда верил... :o Потом - плавно перестал верить... :icon_cry::hilol:
“The only good Indian is a dead Indian”  
Это сообщение редактировалось 07.10.2004 в 13:44

Вуду

старожил

Вуду>>Фактически, я не могу припомнить у них ни одного произведения, где бы моральная тема не была одной из ведущих, если не центральной.
WiTL>"Страна багровых туч"?[»]

- Ну, что Вы! Это уже высокоморальная книга...
Разве что, их ранняя повестушка "Извне" только...

“The only good Indian is a dead Indian”  
RU вантох #07.10.2004 18:42
+
-
edit
 

вантох

опытный

"Возвращение со звезд" как раз о реальных вещах - описан типичный синдром вернувшихся с войны фактически, для людей побывавших в переделках обычная мирная жизнь часто кажется "неправильной". Постпсихтравматический синдром"мы там!, а вы тут...". Может ее даже полезно для реабилитации использовать?



Это просто в нынешних условиях такие методы не применяются, но вообще они есть.  

в начало страницы | новое
 
Поиск
Поддержка
Поддержи форум!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru