[image]

Война войной, а быт - бытом

Теги:история
 
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
Вот читаю я эту страницу форума - и подумалось мне: обсуждаем тут всякие войны, военную технику и прочее. А ведь между войнами были некоторые промежутки времени, называемые миром :D . И ведь люди как то жили в эти годы. И решил я завести тему, посвященную интересным фактам из самой обыкновенной бытовой жизни прошлых лет.


Для начала пара фактов из жизни Ленинграда 30-х годов, показавшихся мне интересными.

Попался мне на глаза список артелей Ленгоркоопинсоза от 1939 года. Оказывается частные охранные предприятия (ЧОП), отнюдь не примета новейшего российского времени. В этом списке я нашел как минимум две артели, у которых в графе род деятельности указывалось: "Охрана магазинов и складов". Назывались они: "Ответственная охрана" (Конюшенный пер. 1, тел 260-98), и "Красная охрана" (8 линия Васильевского острова, 9-1, тел.269-79).

Опять же просматривая "Правила пользования такси", утвержденные Президумом Ленсовета от 04.04.39 года обнаружил, что оказывается в Ленинграде в 1939 году были маршрутные такси! Помимо обычных ес-но.

Для питерцев для наглядности цитата:
//Маршрут №1. От Московского вокзала до пл. Льва Толстого.
Начало движения от Московского вокзала в 8 час. 35 мин., от пл. Льва Толстого - в 9 час. Окончание движения у Московского вокзала в 0 час. 50 мин., у пл. Л.Толстого - в 1 час 15 мин. Протяженность маршрута 7 км., пробег 24 мин.
Путь следования: Московский вокзал, пр. 25 Октября, пл. Урицкого, Республиканский мост, Пушкинская площадь, мост Строителей, Мытнинская набережная (в обратном направлениии - пр. Добролюбова, Зоологический пер.), пр. М. Горького, ул. Р. Люксембург, пр. К. Либкнехта, пл. Л.Толстого. Стоимость проезда по всему маршруту 2 р. 50 коп. с пассажира.

Маршрут №2. От Финляндского вокзала до Балтийского вокзала.
Начало движения от Финляндского вокзала 9 час. 02 мин., от Балтийского вокзала - 9 час 30 мин. Окончание движения у Финляндского вокзала - 0 час. 40 мин., у Балтийского вокзала - в 1 час. 10 мин. Протяженность маршрута 7,5 км., пробег 26 мин.
Путь следования: Финляндский вокзал, Финский пер., Нижегородская ул. (в обратном направлении - Арсенальная наб., аллея Ленина), Литейный мост, пр. Володарского, пр. Нахимсона, Загородный пр., Международный пр., 1-я Красноармейская ул., пр. Красных командиров, Варшавский вокзал.
Стоимость проезда по всему маршруту 3 р. с пассажира.........//

P.S. Вот только не понял какие машины тогда использовались в виде маршруток. Про обычные такси в правилах четко сказано: М-1 (1 р. за км.), и ЗИС-101 (1 р. 50 коп.), а вот маршрутки?
P.S.S. И еще мне понравилось: за 24 мин от Московского до пл. Л. Толстого - эх, седая старина..... :D







   
RU AlexDrozd #05.10.2004 14:29
+
-
edit
 

AlexDrozd

аксакал
★☆
Alex 129>Вот только не понял какие машины тогда использовались в виде маршруток

Автобусы небольшой вместимости, вероятно.

А вот фотография 1939 года, старый еще "Самсон"

Прикреплённые файлы:
image009.jpg (скачать) [335x538, 37 кБ]
 
 
   
RU AlexDrozd #05.10.2004 14:31
+
-
edit
 

AlexDrozd

аксакал
★☆
Там же спустя 10 лет
Прикреплённые файлы:
image011.jpg (скачать) [490x323, 33 кБ]
 
 
   
+
-
edit
 

BrAB

аксакал
★★
AlexDrozd>Alex 129>Вот только не понял какие машины тогда использовались в виде маршруток
AlexDrozd>Автобусы небольшой вместимости, вероятно.
AlexDrozd>А вот фотография 1939 года, старый еще "Самсон"[»]

Стоп. есть вопрос. когда этим летом мы были в Петергофе экскурсовод рассказывал, что мы последние, кто видит ели посаженные перед главным дворцом. Инда спилят их нахрен уже этой осенью. Т. к. в изначальном плане их не было, а была панорама на залив. А ёлки эти оказывается посадить повелел Хрущёв. А на этой фотографии явно видна ель, причём не меньшая по размеру чем теперешние. В чём глюк?
   
RU AlexDrozd #06.10.2004 13:31
+
-
edit
 

AlexDrozd

аксакал
★☆
BrAB>Т. к. в изначальном плане их не было, а была панорама на залив. А ёлки эти оказывается посадить повелел Хрущёв. А на этой фотографии явно видна ель, причём не меньшая по размеру чем теперешние. В чём глюк?

В экскурсоводе :D
Ель в 39-м есть, причем за струями фонтана еще видны. Ели крупные, возможно еще при царе посаженные. Вполне вероятно, в нарушение первоначального плана. В войну наверняка погибли - посмотрите в каком виде дворец - крыши нет и часть вообще обрушилась. Потом опять посадили, возможно по предвоенным фотографиям.
   

TEvg

аксакал

админ. бан
Нащет быта.. в воскресенье опускал картошку в подвал и думал, что если б все ленинградцы в 1941-м сделали бы тоже самое, то миллион человек бы не откинул копыта.
   
RU AlexDrozd #06.10.2004 14:10
+
-
edit
 

AlexDrozd

аксакал
★☆
TEvg>в воскресенье опускал картошку в подвал и думал, что если б все ленинградцы в 1941-м сделали бы тоже самое, то миллион человек бы не откинул копыта.

Так не было до войны садоводств. Жители пригородов, у которых были огороды, и выжили благодаря эти запасам. А горожане стали сажать овощи (в скверах, парках и прсото на газонах) только весной 42-го. И вообще запасов продуктов дома не держали. Холодильников не было как класса (в 1968 году холодильники в СССР имело 11 % семей, почти исключительно городских).
Зато в каждом районе были дежурные гастрономы, работавшие круглосуточно.



   
RU AlexDrozd #06.10.2004 14:49
+
-
edit
 

AlexDrozd

аксакал
★☆
Вот здесь лежит план Ленинграда 1934-го года.

ОКРЕСТНОСТИ ПЕТЕРБУРГА. Карта "Новый план Ленинграда". 1934 год.

ОКРЕСТНОСТИ ПЕТЕРБУРГА. География, история, описания достопримечательных мест и событий.

// around.spb.ru
 


а здесь 1939-го года ОКРЕСТНОСТИ ПЕТЕРБУРГА. Карта Ленинграда. 1939г

Город, как видно, был значительно меньше. Крестовский остров (где сейчас Приморский парк Победы) был дачным районом. Политехнический институт и Лесотехническая академия располагались на краю города. На месте нынешнего Ольгинского пруда ("Бассейки" на жаргоне) были песчаные карьеры, к которым вела узкоколейка, в Сосновке располагалась база ОСААВИАХИМа.
А нынешний район Гражданка и Гражданский проспект обязаны названием деревне Гражданка. По бывшей главной улице деревни проспект и проложили. В 1968-м еще были видны следы заборов и полисадников.
Электрический трамвай полностью вытеснил паровой только в середине 20-х, последняя линия паровичка была на Выборгской стороне.
Во многих районах была одноэтажная застройка - деревенские дома. Кое-где до сих пор сохранилась. Трамваи были частично пригородным транспортом, в Стрельну, например. На некоторых линиях долго сохранялись старые трамваи - с роликовыми, а не дуговыми токоприемниками. И привычные разворотные круги появились только в 30-х, до этого были треугольники со стрелками. Стрелки трамвайные были с ручным управлением, потом стали делать с дистанционным (а то много травм было у стрелочников), но управлялись они все равно стрелочниками. Некоторые посты управления на перекрестках, встроенные в здания, сохранились до сих пор, хотя по назначению давно не используются. Гужевой транспорт и в середине 60-х был распространен в городе, а уж о 30-х и говорить не приходится. В качестве грузовиков - "ломовые телеги" с першеронами.
Регулировка перекрестков осуществлялась в основном вручную. Причем были регулировщики-виртуозы, на работу которых ходили смотреть! Один такой, китаец по национальности, имел постоянный пост на перекрестке Невского (Пардон, проспект 25-го октября ;) ) и Садовой.
   

BrAB

аксакал
★★
AlexDrozd>Стрелки трамвайные были с ручным управлением, потом стали делать с дистанционным (а то много травм было у стрелочников), но управлялись они все равно стрелочниками. Некоторые посты управления на перекрестках, встроенные в здания, сохранились до сих пор, хотя по назначению давно не используются.

Я больше скажу - оно и сейчас кое-где ручное. сам видел как водитель трамвая вылез из кабины и при помощи лома передвинул рельсы.

P. S. прикольно - в 36 году Ильф и Петров пишут о трамвае - "этот устаревший вид транспорта" :)

   
RU AlexDrozd #07.10.2004 09:31
+
-
edit
 

AlexDrozd

аксакал
★☆
BrAB>Я больше скажу - оно и сейчас кое-где ручное. сам видел как водитель трамвая вылез из кабины и при помощи лома передвинул рельсы.

Ну, это аварийная ситуация, когда управление стрелкой из трамвая не срабатывает :)

   
RU AlexDrozd #07.10.2004 12:03
+
-
edit
 

AlexDrozd

аксакал
★☆
Питер, начало 50-х. Предполагаю, что это ул. Союза Печатников.
Прикреплённые файлы:
image015.jpg (скачать) [343x331, 21 кБ]
 
 
   
IL Барон Ротшильд #10.10.2004 02:34
+
-
edit
 

Барон Ротшильд

координатор

А вот, господа, барильеф эпохи Муссолини с условным названием "Строительство развитого фашизма". Снято мною в Риме.

Прикреплённые файлы:
Lupa_di_Roma.JPG (скачать) [1526x1137, 405 кБ]
 
 
   
RU Alex 129 #24.12.2007 10:07  @Alex 129#04.10.2004 15:19
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
A.1.> Вот читаю я эту страницу форума - и подумалось мне: обсуждаем тут всякие войны, военную технику и прочее. А ведь между войнами были некоторые промежутки времени, называемые миром :D . И ведь люди как то жили в эти годы. И решил я завести тему, посвященную интересным фактам из самой обыкновенной бытовой жизни прошлых лет.


Надо освежить тему - про ношение очков в РИ :) .

«Высоко сидишь – далеко глядишь» – гласит народная пословица. Российские императоры по долгу службы, «по профессии», просто обязаны были «далеко глядеть», и для этого у них были различные источники информации. Но и острота зрения имела для них немаловажное значение, впрочем, как и для любого человека.
Однако проблема заключалась в том, что если обычный человек мог носить монокль, очки или пользоваться лорнетом, то для российских императоров и их окружения это было исключено. Исключено потому, что с точки зрения и самих императоров, и их окружения публичный облик царя был совершенно несовместим с очками. Поэтому слабое зрение для российских императоров и их родных приобретало характер политической проблемы.
Мемуаристы нечасто упоминали о таких «мелочах», как очки. Да и видели их только те, кто мог наблюдать царственную персону исключительно в домашней обстановке. Один из мемуаристов, описывая внешний облик Екатерины II, упомянул, что она «читала в очках и притом с увеличительным стеклом».
Для российских императоров пользоваться постоянными очками было совершенно немыслимым делом. Не только по соображениям неизменности имиджа, но и, как это ни странно, по политическим соображениям. Дело в том, что в России с начала 1820-х гг. факт ношения очков рассматривался властями как свидетельство некой внутренней оппозиции власти. Лорнет – да, монокль – да, но не очки. У Николая I проблем со зрением не было, но именно в период его правления подозрительность властей к «очкарикам» достигает апогея. В результате у разночинной молодежи, втянутой в революционную деятельность в 1870 – 1880-х гг., круглые очки, иногда с простыми синими стеклышками, стали непременным атрибутом внешнего облика нигилиста.
:D
И т.д.

Полный текст:
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10247274@SV_Articles
   
US Машинист #26.12.2007 05:33
+
-
edit
 
У Гитлера по той же причине была пишущая машинка с крупным шрифтом.
   
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
Дореволюционное фото Захара Виноградова (1882–1963) – фотографа, исследователя, члена Русского фотографического общества
.http://fotki.yandex.ru/users/syegor/view/232425/


Интересно, что у дамы посередине в руках нечто напоминающее обычное (т.е. современное нам) эмалированное блюдце. Оно конечно в мурзилках пишут, что металлическая эмалированная посуда в европах появилась в 19 веке, интересно насколько она была обычна (необычна) для русской деревни того времени?
.
.

История фотографии: Захар Виноградов

На удивление мало известно об этом явно незаурядном фотографе. Мне известно лишь, что он объездил весь Волжский регион и создал большой альбом фотографий, за что… // humus.livejournal.com
 
   8.08.0
UA Alex Mandel #08.02.2014 20:44
+
-
edit
 

Alex Mandel

опытный
★☆
Не знал, куда запостить... пусть полежит здесь пока?...
   

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru