И снова реактор.

 
EE Татарин #16.09.2004 21:19
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★☆
Блочно-транспортабельная АТЭС

с быстрым натрийохлаждаемым реактором и газотурбинным преобразователем мощностью 300 МВт эл. и 100 МВт для теплофикации (АТЭС БН ГТ-300/100)


М.М. Тревгода, к.т.н., начальник лаборатории и др.
ФГУП "ГНЦ РФ Физико-энергетический институт имени А. И. Лейпунского"


Принципиальные технические решения по АТЭС:

- использование реактора с быстрым спектром нейтронов и натриевым охлаждением (аналогичного применяемым на АС направления БН);
- применение двухконтурной схемы станции (по аналогии с транспортными ЯЭУ с ЖМТ)в отличие от трёхконтурной схемы прототипной АС типа БН;
- применение газотурбинной установки сложного цикла в качестве энергопреобразователя АС вместо традиционной паротурбинной установки;
- ограничение мощности станции и блочно-транспортабельное её исполнение.

Основные особенности станции как следствие принятых технических решений:
- упрощение конструкции АС, снижение её металлоёмкости;
- исключение систем, связанных с локализацией аварий, возникающих при взаимодействии щелочного металла с водой;
- изготовление мобильной части АТЭС БН ГТ-300/100 в заводских условиях и, как следствие, сокращение времени изготовления и доставки оборудования на место работы станции;
- транспортировка мобильной части АТЭС БН ГТ-300/100 к месту ее эксплуатации посредством железнодорожного, водного или иного вида транспорта;
- строительство простейших стационарных сооружений на площадке размещения станции и, как следствие, сокращение объёма строительно-монтажных работ;
- перегрузка активных зон на специализированном предприятии-переработчике ОЯТ;
- обеспечение возможности крупноблочной замены морально или физически устаревшего оборудования станции без длительной её остановки;
- сохранение высокой электрической эффективности станции во всём рабочем диапазоне нагрузок;
- обеспечение возможности выдачи энергии в систему теплофикации без снижения электрической мощности;
- сведение к минимуму или полное исключение ядерно-опасных работ на месте эксплуатации станции при вводе в работу "свежей" активной зоны и замене отработавшей;

D итоге - улучшение экономических показателей станции в сравнении с прототипными АС.


Основные технико-экономические характеристики АТЭС БН ГТ-300/100:

Тепловая мощность, МВт 730
Электрическая мощность нетто, МВт 300
Электрический КПД во всем рабочем диапазоне, % 42
Максимальная мощность теплофикации, МВт (Гкал/час) 100 (86)
Годовой отпуск тепловой энергии коммунальных параметров, Гкал 598 105
КПД с учетом теплофикации, % до 55
КИУМ пускового года, % 56,0
КИУМ второго года и последующих лет, % 80,0
КИУМ средний за срок службы, % 79,5
Энерговыработка РУ в течение срока службы, млрд. кВтч 93,978
Конструкция активной зоны аналогична активным зонам реакторов БН большой мощности
Кампания активной зоны, тыс. эффективных часов 35
Себестоимость производства электроэнергии (головн. / серийн.), цент/кВтч 0,95 / 0,91
Стоимость единицы установленной мощности (головн. / серийн.), $/кВт 594 / 477
Срок службы реакторной установки, лет 45
Срок службы активной зоны, лет 4,5
Число загрузок активной зоны (выемной части) 10

Сочетание технологий БН и транспортных ЯЭУ в совокупности дает новое качество проекту АТЭС БН ГТ-300/100, а именно, относительно большая электрическая мощность в ограниченных ж/д габаритах комплекта мобильного оборудования (удельная мощность 167,6 Вт/кг); последнее, в свою очередь, повышает степень его коммерциализуемости, т.е. возможность создания на заемные средства;


Оценка металлоемкости и стоимости изготовления мобильного оборудования

Масса, т Цена изготовления, млн. $
Реакторный 505,0 61,736
Турбогенератора и электрооборудования 348,0 9,430
Регенераторный 400,0 15,200
Турбокомпрессоров и газоохладителей 290,0 16,800
БЩУ 122,0 4,334
Трансформаторный 110,0 6,260
Соединительные газоходы и отсечная арматура 15,0 0,600

Итого: 1 790,0 116,390

С учетом 2-го реакторного вагона: 2 263,8 135,626

Итого с округлением вверх 136,000
...А неубитые медведи делили чьи-то шкуры с шумом. Боюсь, мы поздно осознали, к чему всё это приведёт.  
Это сообщение редактировалось 16.09.2004 в 21:27
EE Татарин #16.09.2004 21:28
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★☆
Насколько можно судить, это зверь, который разрабатывается yuu2.
...А неубитые медведи делили чьи-то шкуры с шумом. Боюсь, мы поздно осознали, к чему всё это приведёт.  
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
Я ентого зверя даже прикупить было собрался. Послал yuu2 письмо-гарантию премьер-министра...не привета , ни ответа :unsure: :huh:

yuu2 отзовись!!!

Ник
Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай мимолетен, опыт обманчив.... Ἱπποκράτης  
EE Татарин #17.09.2004 02:53  @Wyvern-2#16.09.2004 22:21
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★☆
Wyvern-2>Я ентого зверя даже прикупить было собрался. Послал yuu2 письмо-гарантию премьер-министра...не привета , ни ответа :unsure: :huh:
Wyvern-2>yuu2 отзовись!!!
Wyvern-2>Ник[»]

Так сообщение в привате... на личную доску... всего делов.

ИМХО, совсем недавно авианосец обсуждали. :)
...А неубитые медведи делили чьи-то шкуры с шумом. Боюсь, мы поздно осознали, к чему всё это приведёт.  
RU yuu2 #17.09.2004 08:23  @Татарин#16.09.2004 21:28
+
-
edit
 

yuu2

опытный

Татарин>Насколько можно судить, это зверь, который разрабатывается yuu2.[»]

п.1 В и др. как раз нахожусь я.

п.2 Откуда дровишки? В тырь-нет мы пока централизованно ничего не выкладывали.

п.3 Да ну и фиг с ним - всё равно устаревшие параметры! Но всё-равно лучше пока не распространять. Плииииз!
 

yuu2

опытный

Wyvern-2>Я ентого зверя даже прикупить было собрался. Послал yuu2 письмо-гарантию премьер-министра...не привета , ни ответа :unsure: :huh:
Wyvern-2>yuu2 отзовись!!!
Wyvern-2>Ник[»]

У нас (тут) в научно-технической политике слишком много политики. В тот момент то письмо попало в руки к специфическому товарисчу. Но если до сих пор актуально, я расшевелю обстановку - нет проблем.
 

au

   
★★☆
yuu2>п.3 Да ну и фиг с ним - всё равно устаревшие параметры! Но всё-равно лучше пока не распространять. Плииииз![»]

Может убрать с глаз пока не началось?
 

yuu2

опытный

au>Может убрать с глаз пока не началось?[»]

Поздняк метаться! Уже началось. Нашёл в сети 6 ссылок. Одна - по конкурсу, хде мы медалюку добыли, эт пусть. Но остальные - не мы их выкладывали, не нам и последствия разгребать.
 

au

   
★★☆
Ну дык это... Крона за хвост взять могут "до выяснения"?
 

muxel

Энтузиаст реактивного движения

Татарин гражданин другого гос-ва, причем тут Рома вообще? :D
 

au

   
★★☆
А Рома крайний, естесственно... :) Может всё же прикрыть, а потом обсуждать?
 

muxel

Энтузиаст реактивного движения

Расслабься =) Тут в соседних топиках и не такое обсуждают... :P Если кто то что то пишет на форуме лишнее, просто приватно просят убрать и все...
 

yuu2

опытный

au>Ну дык это... Крона за хвост взять могут "до выяснения"?[»]

Ни коим образом. Ссылки-то на совсем другие ресурсы. Опять же, мирная энергетика предмет не гос.тайны, а коммерческой.
 
EE Татарин #17.09.2004 11:27  @yuu2#17.09.2004 08:23
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★☆
yuu2>п.2 Откуда дровишки? В тырь-нет мы пока централизованно ничего не выкладывали.
Можно и удалить, но это ж все именно из Сети.
Конкретно эта инфа - из какой-то базы инвестиционных проектов "Новые технологии" или что-то вроде. Могу повторно отыскать и дать уже не инфу, а ссылку, но там кучу проектов одной длиной простыней, читать неудобно.

yuu2>п.3 Да ну и фиг с ним - всё равно устаревшие параметры! Но всё-равно лучше пока не распространять. Плииииз![»]
Ок. Потереть тут?
...А неубитые медведи делили чьи-то шкуры с шумом. Боюсь, мы поздно осознали, к чему всё это приведёт.  
RU yuu2 #17.09.2004 13:42  @Татарин#17.09.2004 11:27
+
-
edit
 

yuu2

опытный

Татарин>Ок. Потереть тут?[»]

Да хай живЭ! Всё равно без подробностей.
 
RU CaRRibeaN #17.09.2004 23:31
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

Сколько же еще лет ждать до того, как этот проект выползет на поверхность и по нему появяться нормальные новости? А то вон создатели плавучих АЭС спамят новостями раз в пару месяцев...
Shadows of Invasion.  
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
CaRRibeaN>..... А то вон создатели плавучих АЭС спамят новостями раз в пару месяцев

Как раз ЭТО показатель, чей проект серьезней ;)

Ник
Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай мимолетен, опыт обманчив.... Ἱπποκράτης  
RU CaRRibeaN #18.09.2004 02:20
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

>Как раз ЭТО показатель, чей проект серьезней

Я так не считаю. Хотя с другой стороны рыночным образом это не протолкнуть, так что подковерные методики небесмысленны, очевидно.
Shadows of Invasion.  
RU вантох #18.09.2004 22:04
+
-
edit
 

вантох

опытный

Вот нашел
В рамках четырехдневной выставки в Ханое российские ЗАО "Атомстройэкспорт", ОАО "ТВЭЛ", "Техснабэкспорт" представят свои товары и услуги.
Среди них — образцы атомных электростанций и ядерных реакторов, в том числе плавучая станция, реакторы на быстрых нейтронах и с газовой турбиной,
http://www.auditenergo.ru/show_news.php?id=371
Журнал "Новости космонавтики"
В SAFE-400 предполагается использовать реактор на быстрых нейтронах со 127 каналами, каждый из которых представляет из себя интегрированный модуль – тепловая труба плюс три топливных стержня из нитрида урана диаметром 1 см. Диаметр активной зоны составляет 25 см (вместе с отражателем – 51 см), рабочая высота – 56 см. Тепловые трубы длиной 145 см (рабочее тело – натрий) выходят из активной зоны на 75 см, где находятся теплообменники двух электромашинных преобразователей с газовой турбиной Брайтона. Масса активной зоны оценивается в 512 кг, а теплообменников – по 72 кг. При тепловой мощности реактора 400 кВт преобразователи дают по 50 кВт каждый. Ожидаемый ресурс такой установки составит примерно 10 лет.

А как решили старую пробллему со свищами от натрия(какой материал)?
Это просто в нынешних условиях такие методы не применяются, но вообще они есть.  
RU yuu2 #20.09.2004 08:28  @вантох#18.09.2004 22:04
+
-
edit
 

yuu2

опытный

вантох>А как решили старую пробллему со свищами от натрия(какой материал)?[»]

Для космоса решили очень давно. Т.е. для космического ресурса в несколько тыс. часов. Попытка сделать на тех же принципах, материалах и пр. судовую установку (не говоря уж про экономически эффективную гражданскую) с трррррреском провалилась.

Где-то я январе мы подавали заявку на эту же Шанхайскую выставку. Но политика возобладала.

 
RU CaRRibeaN #20.09.2004 23:16
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

А вот интересно, на новых американских лодках тип "Вирджиния" реактор вроде как будет неперегружаемым за весь САС.
Shadows of Invasion.  
+
-
edit
 

yuu2

опытный

CaRRibeaN>А вот интересно, на новых американских лодках тип "Вирджиния" реактор вроде как будет неперегружаемым за весь САС.[»]

Для лодочного КИУМ 12-15% знамо дело проще добиться большого ресурса в часах, чем на энергетическом реакторе. А в энерговыработке неперегружаемые лодочные - страшно дефорсированные. Для некоторых вариантов выгорание меньше 1%!
 
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
вантох>Вот нашел
вантох>В SAFE-400 предполагается использовать реактор на быстрых нейтронах со 127 каналами, каждый из которых представляет из себя интегрированный модуль – тепловая труба плюс три топливных стержня из нитрида урана диаметром 1 см. Диаметр активной зоны составляет 25 см (вместе с отражателем – 51 см), рабочая высота – 56 см. Тепловые трубы длиной 145 см (рабочее тело – натрий) выходят из активной зоны на 75 см, где находятся теплообменники двух электромашинных преобразователей с газовой турбиной Брайтона. Масса активной зоны оценивается в 512 кг, а теплообменников – по 72 кг. При тепловой мощности реактора 400 кВт преобразователи дают по 50 кВт каждый. Ожидаемый ресурс такой установки составит примерно 10 лет.

А теперь делаем Стирлинг, на каждый поршень(или вернее на два) которого сажаем такой реактор.... Мдя, агрегат должОн получится весьма и весьма :) Нет? :rolleyes:

Ник
Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай мимолетен, опыт обманчив.... Ἱπποκράτης  
RU вантох #21.09.2004 20:54
+
-
edit
 

вантох

опытный

Wyvern-2
Мдя, агрегат должОн получится весьма и весьма

А куда его ? Поршневая машина однозначно имеет меньший ресурс чем турбина. В случае реактора КПД преобразователя не очень лимитирует - лучше потерять в КПД, чем иметь дополнительные проблемы с весом/габаритом(против турбины скажем в космосе) и надежностью(везде). Впрочем встречал расчеты для атомного ледокола(в старом ТМ) - там просто паровая машина поршневая выгоднее турбоэлектрического агрегата получалась ;) . Разве что Стирлинга типа мотора подкрадывания на АПЛ ввиду малошумности применить .

А случайно никак нельзя МГД-принцип к жидкометаллическому теплоносителю применить - он ведь хороший проводник (может как-нибудь его двигаться под действием нагрева принудить,типа вскипятить :blink: ?).
Это просто в нынешних условиях такие методы не применяются, но вообще они есть.  
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
вантох>Wyvern-2
вантох>Мдя, агрегат должОн получится весьма и весьма
вантох>А куда его ? Поршневая машина однозначно имеет меньший ресурс чем турбина.

Да, да...кроме Стирлинга :D Это абсолютно уравновешенные, тихоходные машины с плавным расширением газа, с практически вечным ресурсом. Они конечно тяжелые, в смысле низкое отношение кВт\кг(хотя достигнуты практически дизельные параметры), НО!!! - безредукторный Стирлинг прямо на валу гребного винта - эротическая галлюцинация любого подводника ;) Это абсолютно безшумная лодка, акустическая сигнатура которой определяется только условиями обтекания корпуса.
И то же для энергетика - ввиду К.П.Д. ;)

Ник
Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай мимолетен, опыт обманчив.... Ἱπποκράτης  

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru