ОБЕСПЕЧИТЬ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
СИТУАЦИЯ В ОПК ТРЕБУЕТ БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ
"Военно-промышленный курьер". 18.08.04
Игорь КОРОТЧЕНКО
(окончание)
Опыт последних лет подтверждает, что создавать и совершенствовать производственно-технологический комплекс, ориентированный на разработку и производство СЯС, поддерживать его мощности в состоянии готовности к изготовлению всей номенклатуры техники в требуемом темпе и сохранять кадры специалистов экономически наиболее рационально в рамках целевых государственных программ по каждому комплексу вооружения, финансируемых за счет средств федерального бюджета в форме инвестиций на безвозвратной основе. Но любая форма мероприятий по поддержке производства требует финансирования, которое в последние годы почти полностью прекращено. Например, целевая государственная программа серийного производства ракетного комплекса "Тополь-M", финансирование которой должно быть произведено в 1996-2000 гг., в 2003 г. была профинансирована лишь на одну треть.
Необходима также целевая государственная поддержка проектно-конструкторского сектора промышленности, обеспечивающего создание и гарантийный надзор за ракетной техникой, ее безопасную эксплуатацию и поддержание боевой готовности.
Представляется необходимым осуществление поддерживаемого на уровне федерального законодательства комплекса мероприятий по совершенствованию всего государственного механизма управления программой создания СЯС, который должен предусматривать:
- целевое финансирование программы в форме защищенных статей федерального бюджета;
- 2-3-летний цикл бюджетного планирования программы с ежегодным уточнением объема выделяемых ассигнований;
- обязательное помесячное выделение бюджетных средств в течение финансового года;
- выделение в гособоронзаказе целевых статей расходов на приобретение сырьевых продуктов, комплектующих элементов и изделий технологическими партиями или производства с прерыванием технологического цикла;
- создание целевой системы кредитования серийного производства;
-запрет на объявление процедуры банкротства предприятий, задействованных в технологическом цикле производства СЯС, и комплекс мер по их организационно-финансовой поддержке;
- запрет прекращения подачи энергоносителей на предприятия, выполняющие государственный оборонный заказ;
- отмену уплаты НДС на все виды работ, выполняемых по государственному оборонному заказу, а не только в рамках опытно-конструкторских работ, как это предусматривается действующим налоговым законодательством.
С целью парирования почти ежедневно возникающих чрезвычайных ситуаций из-за неправовых или ошибочных действий в отношении производств, создающих СЯС России, со стороны некоторых должностных лиц (а такие ситуации порой способны нанести непоправимый экономический ущерб и даже приводить к тяжким экологическим последствиям) необходимо срочное создание Специальной комиссии, наделенной чрезвычайными полномочиями. Она могла бы оперативно вмешиваться в ситуацию и исключать такие явления, как прекращение подачи всех видов энергоносителей, необоснованные действия должностных лиц при смене форм собственности или собственников на объектах промышленности, особенно тех, кто проходят стадию банкротства, и принимать другие срочные меры.
Необходимо завершение формирования процедуры закрепления за государством доли акций, эквивалентной размеру госинвестиций, осуществляемых в подготовку производства предприятий негосударственной формы собственности, предусмотренное Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Необходимо организовать работу по подготовке нормативных актов законодательного характера по поддержке промышленности, обеспечивающей создание и производство оборонной техники, и координацию ее с работой по формированию актов правительства Российской Федерации.
Необходимо добиться стратегической цели на этом направлении - обеспечить устойчивое функционирование и развитие ОПК в интересах гарантированной национальной безопасности государства.
Что для этого нужно сделать?
Первое. Разработать Программу вооружений на 2006-2015 гг. с учетом складывающейся новой военно-стратегической и политической ситуации в мире и существенного сокращения финансовых и производственных возможностей современной России.
В основу Программы вооружений должен быть положен принцип программного планирования, который не просто декларируется, а подлежит безусловному исполнению на практике и предполагает создание конкретных типов вооружений в системе координат "работы (исполняемые программы) - ресурсы (интеллектуальные, трудовые, финансовые, материальные) - время".
Программа вооружений должна быть увязана с требованиями и положениями международных обязательств России в области ограничения и сокращения вооружений, нераспространения ракетно-ядерных технологий и других областях.
В целях обеспечения соответствия Программы вооружений требованиям государственной политики и гражданского общества должен быть установлен порядок осуществления общественного контроля за реализацией такой Программы.
Второе. Система государственного управления ОПК должна эффективно обеспечивать требования национальной безопасности.
Третье. Реструктурировать ОПК, исходя из следующих критериев:
обеспечение гарантированной национальной безопасности государства в современных условиях;
- рациональная оптимизация структуры ОПК с целью исключения дублирования и повышения эффективности работы отрасли при гарантированном обеспечении социальной защищенности работников, высвобождаемых с военного производства.
Четвертое. Финансирование государственного оборонного заказа должно быть обеспечено законодательно. В федеральном бюджете должно быть предусмотрено финансирование отдельной строкой важнейших программ разработки и производства образцов вооружения и военной техники на планируемые годы, установлены объемы разрешенных расходов.
Пятое. Незамедлительно приступить к глубокой, рациональной модернизации производственных мощностей на основе использования высоких технологий.
Приоритетной сферой государственной инвестиционной политики должны стать целевые инвестиции в ту часть ОПК, которая составит его ядро. При этом ядро, являясь по своему содержанию и направленности оборонно-ориентированным, должно создаваться не изолированно от общепромышленной базы, а формироваться в направлении наиболее полной интеграции с гражданским сектором промышленности, что является необходимым условием повышения рентабельности предприятий ОПК.
Шестое. Максимально интегрировать с учетом интересов национальной безопасности потенциал ОПК в структуру международного сотрудничества в области борьбы с международным терроризмом и распространением наркотиков, разработки и создания вооружений при безусловном соблюдении соответствующих международных обязательств России. При этом требуется мощная политическая и экономическая поддержка российских экспортеров со стороны государства.
Седьмое. Проводить рациональную кадровую политику по закреплению квалифицированных специалистов и молодежи на предприятиях ОПК, создать для их работников адекватные социально-экономические условия, когда работа на этих предприятиях была бы почетна и престижна.
Восьмое. Обеспечить условия гарантированного развития в интересах ОПК прикладной и фундаментальной наук, без которых создание современных вооружений невозможно и которые оказывают положительное влияние на развитие экономики страны в целом, являясь основой высокотехнологичного производства. Признать недопустимой ревизию совместного решения Государственного совета РФ, Совета безопасности РФ и Совета по науке и высоким технологиям при президенте РФ от 20 марта 2002 г. Отказаться на период до 2010 г. от попыток какого-либо пересмотра Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", устанавливающего минимальную норму финансирования научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения в размере не менее 4% расходной части федерального бюджета.
Считать стратегической целью государственной политики в области науки и технологий переход к инновационному пути развития экономики на основе избранных приоритетов.
http://forum.vif2.ru:2003/nvk/forum/3/co/C2EDCE86/831