
Компании и банки в первом полугодии 2016 года сократили чистый вывоз капитала из России до 10,5 млрд долларов, что почти в 5 раз меньше, чем за аналогичный период прошлого года, свидетельствуют данные Оценки платежного баланса РФ за январь–июнь текущего года.
Основное влияние на динамику оттока капитала оказало резкое сокращение интенсивности выплат по внешнему долгу, которое сопровождалось некоторым оживлением спроса на внешние активы со стороны компаний.
Положительное сальдо текущего счета платежного баланса России в первом полугодии 2016 года, по оценке Банка России, составило 15,9 млрд долларов и было значительно ниже, чем годом ранее (46,5 млрд долларов США в январе–июне 2015 года).
Текущий счет сформировался под воздействием существенного уменьшения стоимостных объемов экспорта товаров в условиях невысоких цен на сырье при постепенном восстановлении импорта и уменьшении дефицита баланса услуг и баланса инвестиционных доходов.
ЦБ РФ также прогнозировал, что чистый отток капитала из России в 2016 и 2017 годах будет на уровне $25 млрд в год, а в 2018 году составит $29 млрд. Ранее Центробанк ожидал чистого оттока капитала на уровне $40 млрд в 2016 году, $47 млрд - в 2017 году и $52 млрд - в 2018 году.
Согласно базовому сценарию Минэкономразвития РФ, этот показатель в 2016 году составит $40 млрд против $58 млрд в 2015 году, а к 2019 году замедлится до $20 млрд.
Эпохе коллективного правления друзей Путина наступает конец. Условный "Кооператив "Озеро", который правил Россией более 15 лет, если еще и не высушили до дна, то уже весьма близки к этому.
На вершину посткоммунистической власти вместо "князя", правившего со своею "дружиной", взошел "царь", управляющий со своими "холопами". На смену системе псевдоколлективного правления с заседаниями "неформального политбюро", исследование состава которого было излюбленным занятием придворных политтехнологов, приходит система единоличной власти с ее отвратительными "тайными вечерями", исход которых непредсказуем - ни для сторонних наблюдателей, ни для самих ее участников.
На смену вальяжным друзьям приходят булганины и маленковы нового времени: дисциплинированные и неизбалованные. Большая "чистка" государственного аппарата, в рамках которой "друзей Путина" постигнет судьба "старых большевиков", практически неизбежна. В общем, она уже идет вовсю, но ее масштаб пока не осознан обществом. Можно надеяться, что и по размаху, и по методам она все-таки будет существенно отличаться от своего прототипа - 1937 года. Но суть процесса от этого другой не становится. Природа посткоммунистической власти меняется на наших глазах, и отставка Сергея Иванова - существенный момент этого процесса.
Как это ни парадоксально, происходящее в общем и целом способствует укреплению режима. Диктатура становится более "регулярной", подчиняется неким формальным внутренним алгоритмам.
Для "партизанщины" во власти остается все меньше свободного пространства. Новые люди не знали молодого вождя и потому лишены соблазна сравнений. У них нет и не может быть других заслуг перед ним, кроме служебного рвения. Они выросли внутри бюрократической иерархии, а не были имплантированы в нее извне. Они более аскетичны и потому более дешевы (что в условиях кризиса немаловажно): их можно поощрить квартирой в московской новостройке, в то время как чиновников старой формации нельзя было удивить и виллой на Женевском озере. В общем и целом они более образованы и технократичны.
Все эти перемены происходят чрезвычайно вовремя. Их катализатором, безусловно, стал кризис, о котором не принято говорить вслух, но масштаб которого в Кремле прекрасно осознают.
То, что власть меняется, свидетельствует о гораздо большей жизнеспособности режима, чем принято считать в среде его оппонентов. Без лишнего шума заработали адаптационные механизмы, которые подгоняют политическую систему России под новые задачи "кризисного менеджмента".
Обществу внушают мысль, что все чиновники – воры, что не только не соответствует действительности, но и прямо опровергается все более жесткими мерами Кремля по борьбе с коррупцией. Но проблема в том, что у немалой части общества уже практически сформировалось устойчивое представление о том, что у власти находятся очень богатые люди, которые используют власть для обогащения, работая по схеме «власть – деньги – власть». То есть люди хотят видеть у власти честных и небогатых чиновников, управленцев советского типа – притом что сама экономика у нас уже не государственно-плановая и функционирует по рыночным законам. Этот запрос никуда не денется – и нужно понять, отвечает ли ему вектор движения российской власти и самой России.
С приходом Путина в Кремль сложилась ситуация двоевластия – новый президент стал вытеснять ставленников или союзников олигархата, возвращая государству реальный контроль над экономикой, банковской системой и самим процессом управления страной.
Двоевластие в той или иной форме продолжалось большую часть нулевых – при неуклонном уменьшении влияния олигархата на государственную власть. Капитализм стал из олигархического государственным – при этом часть старых чиновничьих элит перековалась на ходу и стала работать уже на государство, а не на «заказчика».
Но связка «чиновники – бизнес» не была полностью ликвидирована. Во-первых, и после перевода все большей части госсобственности (в том числе и возвращенной государству) в формат госкорпораций или компаний, в которых у государства был контрольный пакет акций, сохранилась возможность откатов и коррупционных схем. Во-вторых, само чиновничество разделилось на обычное и госкорпоративное – при огромных официальных заработках у вторых не очень понятно было, как спрашивать по всей строгости с первых с их официально низкими, на уровне средней зарплаты в Москве, заработками.
Поэтому власть, по сути, закрывала глаза на то, что у чиновников были сверхуспешные жены-бизнесмены и прочие «источники дохода». К тому же то поколение чиновников прошло 90-е, то есть было в массе своей «порченое» – и сам тот факт, что теперь они работали в первую очередь на государство, уже воспринимался властью как движение в правильном направлении.
В последние годы начался новый этап – реальное ужесточение кодекса поведения чиновников. Борьба с коррупцией и конфликтом интересов, резкое повышение зарплат госаппарата, серьезные льготы и соцпакеты – все это должно сформировать у вновь приходящих на госслужбу нормальное, здоровое отношение к ней. Если раньше в работе во власти привлекала именно возможность незаконного обогащения – и, соответственно, туда шел вполне определенный тип людей – то теперь главной мотивацией должны стать здоровые карьерные и патриотические амбиции.
По уровню коррупции Россия догнала США
....
Согласно результатам опроса, если в прошлом году 48 процентов российских респондентов сообщали о том, что считают коррупцию в корпоративном секторе широко распространенным явлением, то в этом году такое мнение высказали только 34 процента. Это на пять процентных пунктов ниже общемирового показателя и на одном уровне с США.
Хеллевиг подсчитал, что за период 2005 — 2013 годах аккумулированный рост экономики России составил 147 процентов. Западные же экономики в реальном ВВП (после вычета показателя роста государственного долга из показателя ВВП) ушли в минус. За период 2004 — 2013 годов безусловным лидером в росте долгового бремени стали США — добавившие к нему $9,8 трлн. долларов. За этот период рост государственного долга там превысил рост ВВП в 5 раз. А вот другой пример. «Если вычесть долги, то мы увидим реальный масштаб обвала экономики Испании — минус 56,3 процентов, это ужасающий показатель. Если же использовать общепринятую официальную методику расчета темпов прироста ВВП (за вычетом прироста долга), то получается всего лишь минус 6,7 процентов», — сравнивает Хеллевиг.
Российский президент Владимир Путин хотел бы увидеть будущего лидера РФ молодым, но зрелым. Об этом он сказал в интервью Bloomberg.
"Исхожу из того, что будущий лидер должен быть достаточно молодым человеком, но зрелым", - сказал президент России.
Он отметил, что решать государственные задачи сейчас труднее, чем в России в эпоху Ивана Грозного, Николая II или СССР времен Леонида Брежнева, Никиты Хрущева и Иосифа Сталина.
"При всей критике со стороны, прежде всего, наших западных партнеров у нас развиваются процессы внутренней демократии. У нас, скажем, на этих выборах на порядок больше будут участие принимать партии, чем в предыдущие годы", - сказал российский лидер.
Кроме того, по словам Путина, Россия перевернула самые тяжелые страницы своей истории и теперь будет только укрепляться.
"Думаю, что самые тяжелые страницы своей истории Россия перевернула, мы будем только идти вперед и только укрепляться", - сказал Путин, подчеркнув, что Россия будет укреплять свою внутреннюю политическую структуру и экономику.