сейчас в СпецКорре были фрагменты интервью с выжившими, практически картина ясна:
непосредственный исполнитель катастрофы - СТ.Пом который был на вахте, по словам моториста крен присутствовал до подьема трала, машина сообщила на мостик, что поднимать трал нельзя тк ессно крен еще увеличится, СТ.Пом отвечал что у него установка от Капитана и он ее выполнит, потихоньку будут поднимать и смотреть, что будет, трал подняли, крен увеличился, более того СТ.Пом поставил дубль, дальше СТ.Пом продолжал рулить, пошел на поворот - вцелом как выше описано
траулер находился с креном значительное время, речь может идти о часах, говорят крен был и до последнего подьема трала (80-100т), после подьема он увеличился, несмотря на это они поставили дубль, потом пошли на поворот через борт крена, дубль стал тянуть на борт еще больше, тогда и сложилась тяжелая ситуация
далее при крене ~30град. началось затопление рыбцеха, по словам матроса часть захлопок в рыбцехе небыло, часть не закрывалась, через них вода поступала внутрь рыбцеха, и далее, увеличивая крен, в это время:
- на мостике СТ.Пом не предпринимает ничего (БЖС не ведется, Капитана тоже нет)
- в рыбцеху некоторые матросы еще работают по колено в воде
- за 15 мин до ухода судна под воду Капитан поднимается на мостик с вопросом: что у вас тут происходит?
До момента, пока не пришел капитан, а это минимум 30мин. когда судно находилось с креном ок. 30-35 град и принимало воду в рыбцех и далее, никаких действий СТ.Помом не предпринималось, прибывший Капитан сразу отдает команду освобождаться от трала, улова и чуть позже аварийную тревогу, НО ВРЕМЯ УПУЩЕНО, остается ~ 10 минут!
- Капитан таки покидает судно, но погибает на руках у матроса в плоту
основные причины аварии :
- общая: за 1-2 суток до аварии на судне шли обсуждения, машина настаивала на уходе на перегруз и бункеровку, Капитан решил забить груз по полной при минимуме топлива= сомнительной остойчивости (нормальный минимум для всех режимов лова на типовом БАТМ ~250т топлива), хотя как показал этот трагический "тест" и имея всего 50т можно двигаться, но не брать трал и точно категорически не ставить дубль - именно он поставил точку на судне !
- бездумные действия СТ.Пома слепо выполнявшего установку Капитана, закрывая глаза на развитие критической ситуации с остойчивостью. Есть еще подозрение, что будь капитан на мосту после подьема трала, может он решил-бы и не ставить дубль, и все обошлось-бы, а был -ли капитан не в состоянии(%) в момент развития ситуации, или СТ.Пом ему ничего не сообщал, остается непонятным.
основные причины значительной гибели экипажа:
- бездейстиве СТ.Пома и отсутствие Капитана вылилось в остутствие БЖС и каких-либо своевременных команд
- бардак со спас.средствами: на судне не хватало жилетов, и гидрокостюмов которые к тому-же были старые и рваные, часть плотов не раскрылась, обе спас.шлюпки отсутствовали (были демонтированы)!
такая история.....