Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Пермском крае «О нарушении международных и конституционных норм в связи с признанием отдельных некоммерческих организаций Пермского края выполняющими функции иностранного агента» 2013 (doc, 111 Кб)
Заключение и выводы [показать]В соответствии с пунктом 11 (d) Резолюции Совета по правам человека ООН «Защита правозащитников» от 15.03.2013 г., Совет по правам человека, руководствуясь Всеобщей декларацией прав человека, призывает государства обеспечить, чтобы все правовые положения и их применение, затрагивающие правозащитников, были четко определены, допускали прекращение действия и не обладали ретроактивной силой во избежание потенциальных злоупотреблений в ущерб основным свободам и правам человека. В частности обеспечить, чтобы любые положения или решения, которые, возможно, затрагивают осуществление прав человека, в обязательном порядке основывались на уважении основных принципов, закрепленных в международном праве, для обеспечения их законности, пропорциональности, недискриминационности и необходимости в демократическом обществе».
Таким образом, Уполномоченный по правам человека в Пермском крае констатирует, что в отношении правозащитных организаций Пермского края со стороны прокуратуры Пермского края ведется деятельность, направленная на неправомерное препятствие работе правозащитников в связи с источником финансирования, с использованием расширенного толкования норм Федерального закона от 20.07.2012 № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», что противоречит Резолюции Совета по правам человека ООН «Защита правозащитников», принятой на двадцать второй сессии 15 марта 2013 г. и направленной против любого закона, используемого с целью неправомерного препятствия работе правозащитников или ее криминализации в связи с источником финансирования.
Тексты представлений прокуратуры, по сути своей, в негативном свете представляют реальное участие НКО в управлении делами государства, что не только не запрещается в нашей стране, но утверждается Конституцией РФ и международными стандартами.
Также в представлении прокуратуры в адрес Пермского правозащитного центра и Пермской гражданской палаты негативно представлены контакты общественности с международными фондами по линии правозащитной деятельности, в том числе, с Организацией Объединённых Наций (ООН), которая существует за счёт взносов государств-участников, в том числе и нашей страны. Подобное утверждение противоречит существующей международной системе поддержки общественных правозащитных организаций как полноправных участников (наряду с государствами) международной системы защиты прав человека.
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае с сожалением констатирует, что расширительное толкование понятия политической деятельности и, как следствие, ошибочное отнесение ряда пермских некоммерческих организаций к выполняющим функции иностранного агента, не удалось разрешить во внесудебном порядке. (Позиция Уполномоченного по правам человека, направленная в прокуратуру Пермского края, не была учтена при принятии постановлений о возбуждении административного производства).
В связи с тем, что изменения в статью 19.34. «Нарушение порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента» (введены Федеральным законом от 12.11.2012 № 192-ФЗ)
допускают избыточно широкое толкование понятия «политической деятельности», приравнивая к ней любую общественную деятельность, в том числе правозащитную, Уполномоченный по правам человека считает возможным внесения изменений в Федеральный закон № 192-ФЗ в части уточнения понятия политической деятельности.
Уполномоченный по правам человека полагает, что у пермских некоммерческих организаций есть возможность оспаривания представлений прокуратуры в судебном порядке, а неопределённость понятия политической деятельности - в Конституционном суде РФ.
В случае нарушения права на справедливое судебное разбирательство, правозащитные организации имеют достаточные основания для обращения в Европейский суд по правам человека.
Уполномоченный по правам человека выражает надежду, что пермское гражданское общество по - прежнему активно и конструктивно будет участвовать в развитии региона, осваивать ответ Центра ГРАНИ на представление прокуратуры Пермского края технологии гражданского участия в государственном управлении и в самоуправлении на местном уровне.