Вопреки отдельным мнениям, сабж всё же снят отнюдь не по Форрестеру, а вовсе по некоему О'Брайену
боевикприключениядрамавоенный фильм
Питер Уир
Алан Б. Кёртис
Питер УирДжон КоллиПатрик О'Брайан (роман)
Рассел КроуПол БеттаниБилли Бойд
Рассел Бойд
Ива Дэвис Кристофер Гордон Ричард Тогнетти
Twentieth Century FoxUniversal PicturesMiramax FilmsSamuel Goldwyn Films
138 мин.
$150 млн
США
2003
ID 0311113
«Хозяин морей: На краю Земли» (англ. Master and Commander: The Far Side of the World — Хозяин и командир: Край мира) — приключенческий фильм режиссёра Питера Уира на военно-морскую тематику на основе романов Патрика О’Брайана из цикла о капитане Джеке Обри и докторе Стивене Мэтьюрине.
// Дальше — secure.wikimedia.org
«Хозяин морей: на краю земли» (англ. Master & Commander: the Far Side of the World) — приключенческий фильм режиссёра Питера Уира на военно-морскую тематику на основе романов Патрика О’Брайана из цикла о капитане Джеке Обри и докторе Стивене Мэтьюрине.
Тоже интересно - особенно что светит второй фильм, хоть и в неопределённом будущем
Расхождения между книгами и фильмом
Сценарий фильма является сочетанием эпизодов из нескольких романов цикла о капитане Джеке Обри и докторе Стивене Мэтьюрине, написанных Патриком О’Брайаном. Основная линия, согласно которой капитан Обри и его корабль «Внезапный» (HMS Surprise) (в русском переводе книги, фрегат имеет название «Сюрприз») преследуют вражеский фрегат, по большей части основывается на книге «The Far Side of the World», но
американский фрегат под названием «Норфолк» (32 пушки: 4 длинноствольных орудия и 28 короткоствольных каронад) из книги на экране превратился во французский приватир «Ахерон» (который на самом деле придуман на основе реально существовавшего корабля «Constitution»). По фильму, фрегат французской постройки «Внезапный» (28 длинноствольных двенадцатифунтовых пушек) является современным судном, однако по книге, он должен был отправиться в Англию для списания из состава флота - в фильме отражен момент из книги про инициалы на «D.O.» мачте, сделанные Джеком еще в бытность юнгой. Несмотря на то, что фрегат имел хороший ход и мог ходить круто к ветру, он был в строю не менее 30 лет, что для того времени было большим сроком- как правило, корпус был сильно подгнившим и изъеденным двевесными жучками.
Большое различие с книгой в том, что орудия на 20-и пушечном военном бриге «Роза» (HMS «Rose»), который сыграл в фильме роль фрегата «Внезапного» (HMS Surprise), расположены на закрытой палубе, в то время, как на корабле в книге, как и на большинстве фрегатов шестого ранга того времени, орудия располагались на открытой верхней палубе, за исключением кормовых орудий, которые располагались в каюте капитана.
Суровая погоня вокруг мыса Горн взята из романа «Desolation Island», и французский «Ахерон» заменил голландский линейный корабль «Waakzaamheid». Кроме того, в книге Обри — сам жертва, а не преследователь. В кино же их поменяли местами. Эпизод, в котором Обри обманывает противника, запустив ночью плот с сигнальными огнями, взят из «Master and Commander». А момент, когда доктор Мэтьюрин оперирует сам себя — из «HMS Surprise».
Но, пожалуй, самая большая разница между фильмом и книгой — в профессиональных занятиях доктора Мэтьюрина, который наряду с медицинскими и естествоиспытательскими занятиями вдобавок является английским разведчиком (шпионом). Хотя некоторые отсылки к обоим его увлечениям и шпионажу сделаны, он никогда не показан как шпион на самом деле.
В фильме старшим помощником является лейтенант Пуллингс. В книге Пуллингс исполняет обязанности лейтенанта, на самом деле являясь капитаном первого ранга (но не имеющим собственного корабля), то есть, он был добровольцем с понижением должности. На корабле присутствовали две женщины: жены сержанта морской пехоты и старшего канонира- в фильме это не показано.
Сиквел «Хозяин морей: на краю земли»
17 июля 2009 года стало известно[2], что Рассел Кроу ведёт переговоры о своём участии в продолжении фильма «Хозяин морей: на краю земли», в котором он сыграл главную роль капитана Джека Обри.
В интервью Associated Press Рассел Кроу рассказал, что сценарий будет основываться на одиннадцатом романе литературной серии Патрика О’Брайана «Обратная сторона медали» («Reverse of the Medal»). Он уже общался с правообладателем на 20-томную серию, и уточнил, что проект пока находится в самой начальной стадии.
Книга «Обратная сторона медали», изданная в 1986 году, рассказывает о путешествии Джека Обри и команды «Внезапный» на Карибы, где он встречает своего незаконнорожденного сына Сэмуэля Панда (Samuel Panda), оказавшегося католическим проповедником.
Рассел Кроу не уточняет, когда начнутся съемки сиквела, но уже всерьез представляет «Обратную сторону медали» одним из своих будущих проектов.
Отдельно обидно, что когда изредка и делают действительно хорошее и качественное кино - окупается оно хреновато...
Если искать какие-то аналогии в творчестве признанного австралийско-американского режиссёра Питера Уира, то эта работа отдалённо может напомнить, с одной стороны, историко-эпическую военную драму «Галлиполи», а с другой — приключенческую драму «Москитное побережье». Хотя сугубо морская тематика фильма «Хозяин морей: На краю Земли» (так не очень-то точно его назвали в нашем прокате) является для Уира необычной. Но постановщик с энтузиазмом взялся за экранизацию двух из двадцати исторических романов популярного писателя Пэтрика О’Брайана, даже сохранив из уважения к нему их названия. Несмотря на то, что первое из сочинений — Master and Commander («Мастер и старший помощник») — отражает лишь начало карьеры Джека Обри, когда он проделал весь нелёгкий путь от гардемарина до мастера, затем старшего помощника и, наконец, капитана парусного корабля.
// www.kinopoisk.ru
И эти мощно и впечатляюще поставленные батальные сцены, включая рукопашные бои после того, как британцы пошли на абордаж французского парусника, как раз представляют вторую отличительную особенность картины Уира. Он умудрился потратить громадную сумму (по одним сведениям — $150 млн., по другим — $170 млн.) не только на дотошную историческую реконструкцию всего антуража военных кораблей двухсотлетней давности, но и на преподанные по-современному (с визуальными и звуковыми спецэффектами) сражения на море, а также на экранное воспроизведение большого шторма, в который однажды попал «Внезапный».
Разумеется, всё это привлечёт тех зрителей, кто предпочитает в кино именно зрелищную сторону разворачивающегося действия. А оно, к сожалению, не всегда энергично и напряжённо, что, видимо, и сказалось на результатах проката в США. Лента Питера Уира так и не достигла стомиллионного рубежа по кассовым сборам, хотя затраты на производство смогла окупить лишь благодаря более удачной демонстрации в других странах мира. Однако и не стоило ожидать, что вполне серьёзная историческая драма (пусть и с элементами приключенческого фильма), к тому же рассказывающая о временах наполеоновских войн, до которых американцам нет особого дела, добьётся значительного коммерческого успеха.