Серокой> Вот новость от 2006 года:
Это калька отсюда – с новостей заводского сайта НКМК:
http://www.nkmk.ru/portal/...
(буду цитировать - напрямую ссылки дать не получается).
Там вообще прямо написано:
Согласование технических условий – это еще один этап, предшествующий началу массового производства продукции. Сейчас на НКМК намечен ряд технический мероприятий, в числе которых - строительство линии отделки высокоскоростных рельсов с комплексом средств неразрушающего контроля качества.
На тот момент (2006 г) НКМК честно сообщает:
Производство высокоскоростных рельсов освоено на комбинате в 2000 году. Особенность таких рельсов в повышенной прямолинейности, благодаря чему поезда могут развивать скорость до 160 километров в час, что на 40 км/час превышает максимум, допустимый при движении по обычным рельсам.
http://www.nkmk.ru/portal/...
В следующем 2007г:
В рельсобалочном цехе Новокузнецкого металлургического комбината (ОАО «НКМК», предприятие «Евраз Груп») прокатана опытная партия рельсов Р65ВС повышенной прямолинейности для высокоскоростного пассажирского движения (скорость - до 250 км/ч).
В настоящее время опытная партия из 40 рельсов проходит окончательную правку и отделку – завершающий этап работ перед отправкой заказчику - ОАО «Российские железные дороги». В течение августа они будут поставлены на экспериментальное кольцо ВНИИЖДТ в подмосковный город Щербинку, где в течение двух лет пройдут их испытания при повышенной нагрузке, составляющей 27 тонн на каждую ось вагона.
http://www.nkmk.ru/portal/...
Т.е. по срокам они в конце прошедшего 2009 года только закончили испытание опытной партии рельсов, по скоростным параметрам подходящих для нашего любимого Сапсана
Про само производство ниже.
Серокой> Свежая новость - та, что снова закуплены японские рельсы.
Дык это… «в развале СССР виноват Жванецкий»(тм)
– ну в смысле, что уже с конца 1970-х в производство рельсов в СССР практически не вкладывались инвестиции, как результат накапливалось технологическое отставание; 1990-е годы – это понятно без комментариев; поэтому к началу нового века имеем что имеем, т.е. то что в общем соответствовало мировому уровню 30-летней давности – вот только мир в эти годы на месте не стоял...
Собственно ситуация аналогичная началу 60-х гг, когда на мощностях построенных в 1930-е гг производились рельсы типа Р50. Сталь для них выплавлялась мартеновским способом и разливалась в слитки (с сопутствующими недостатками: большая газонасыщенность, загрязненность неметаллическими включениями, неоднородность), как результат была недостаточная стойкость рельсов по смятию, износу и контактной усталости. Тогда с путей МПС по дефектам ежегодно изымалось около 350 тыс. шт. рельсов (в среднем по три шт. с каждого км пути) – причем из них 75 тыс. по дефектам контактной усталости (т.е. непосредственно связанным с качеством стали).
Для ликвидации такого положение на НКМК и НТМК была произведена модернизация производства: освоен новый тяжелый тип рельса Р65 длиной 25 м, введена обьемная закалка, освоена выплавка новых марок рельсовой стали (микролегированных ванадием и модифицированных силикокальцием) и т.д. и т.п.
В результате к 70-м гг был достигнуто необходимое (в целом на мировом уровне) качество рельсов.
Далее, как я отмечал выше начался застой (впрочем характерный для всех отраслей промышленности в СССР
), последствия которого фактически стали преодолевать только с начала 2000-х гг.
В первую очередь – произведена замена мартеновского передела (на НТМК - конвертор+АКОС+вакууматор; НКМК – дуговая электропечь+АКОС), во вторых – внедрена непрерывная разливка вместо слитков.
Этот этап практически завершен.
Далее – реконструкция существующих рельсобалочных станов.
Тут идет вовсю работа:
http://www.nkmk.ru/portal/...На Новокузнецком металлургическом комбинате (ОАО «НКМК», предприятие «Евраз Груп») приступили к реализации первого этапа масштабного инвестиционного проекта по реконструкции рельсобалочного цеха. Целью данного проекта является внедрение современных технологий в производство рельсовой продукции. На первом этапе модернизации, завершить который планируется к концу 2010 года, на стане горячей прокатки рельсобалочного цеха будут установлены гидросбив окалины и автоматизированная клеймовочная машина. На участке отделки термоупрочненных и высокоскоростных рельсов будет смонтирована новая линия неразрушающего контроля рельсов, также будут установлены новые прессы для правки рельсов, сверлильно-отрезные станки, модернизировано транспортное оборудование и создана автоматизированная система управления технологическим процессом.
Наличие гидросбива окалины в технологической цепочке производства рельсов является требованием российских и мировых стандартов, так как позволяет исключить дефекты на поверхности проката, вызванные вкатанной окалиной. Новая автоматизированная клеймовочная машина является составной частью автоматизированной системы учета и сопровождения рельсов на всем технологическом потоке и позволяет осуществлять горячее клеймение рельсов в соответствии с требованиями ГОСТ и мировых стандартов. На новой линии неразрушающего контроля рельсы, которые выпускает комбинат, будут контролироваться системами замера профиля, размеров, вертикальной и горизонтальной прямолинейности, проходить ультразвуковой и поверхностный контроль.
Переход на НЛЗ кстати потребовал разработки новых калибровок при прокатке рельсов (дабы максимально возможно обеспечить смещение ликвационной зоны и осевой рыхлости из головки в шейку рельса, измельчение структуры, ну и т.д. – детально углубляться не имеет смысла, т.к. это неинтересно широкой форумной общественности).
Но это не все разумеется:
Серокой> что такого специального в рельсах для скоростного движения?
Основным отличием «высокоскоростных» рельсов от обычных, являются:
а) повышенные требования к продольной прямолинейности (не более 0,3 мм на базовую длину 1,5 м) - потребовалось применить новые способы правки (подробности тоже опускаю);
б)точности геометрии профиля {рельса}, в частности разработка новых профилей (например на НКМК – Р65К – для наружных нитей кривых участков; Р65У – увеличенной эксплуатационной стойкости за счет перераспределения напряжений в головке)….
в) низкие остаточные напряжения - что потребовало замены углеродистых марок стали (не обеспечивали достаточный уровень механических свойств в горячекатаном виде, а в термообработанном – получалась неудовлетворительная прямолинейность) на низколегированные типа Э76ХГФ.
Высокие требования к качеству рельсов в свою очередь потребовали внедрения автоматизированных средств сплошного неразрушающего контроля всей (100%) продукции (обнаружение поверхностных и приповерхностных несплошностей и нарушений структуры, отклонения размеров и профиля от заданных, нарушения прямолинейности). То что имелось на наших заводах до того, не обеспечивало должного уровня контроля, в результате у 30% отечественных рельсов снимаемых по дефектам с путей обнаруживаются отклонения от технологии производства.
По этому вопросу уже многое делается, например:
В рельсобалочном цехе ОАО "НКМК" введен в эксплуатацию измеритель прямолинейности рельсов в горячем состоянии. :: Новости металлургии :: Metaldaily.ru
– хотя в целом работы еще предстоит непочатый край:
Стратегическая программа ОАО «РЖД» предполагает увеличение межремонтной нагрузки на рельсы, повышение веса вагонов и маршрутной скорости поездов. В целях обеспечения выпуска продукции повышенной надежности для таких условий эксплуатации «Евраз» приступил к реализации масштабного проекта реконструкции рельсового производства на своих российских комбинатах. В его рамках до 2011 года на Новокузнецком металлургическом комбинате предполагается провести коренную модернизацию рельсобалочного цеха с организацией участка отделки термоупрочненных и высокоскоростных рельсов с установкой линии сверлильно-отрезных станков, вертикально-правильных прессов и комплекса средств неразрушающего контроля. Также запланировано создание системы сопровождения и идентификации рельсов с установкой оборудования для отслеживания движения рельса в технологическом потоке: от разливки в ЭСПЦ до отгрузки готовой продукции со склада рельсобалочного цеха. Объем инвестиций «Евраза» в реконструкцию рельсового производства ОАО «НКМК» составит порядка 125 млн. евро.
http://www.nkmk.ru/portal/...Второй этап реконструкции предусматривает замену прокатного стана, установку ролико-правильной машины и оборудования для дифференцированной закалки рельсов.
Полная реконструкция рельсобалочного цеха ОАО «НКМК» должна завершиться к концу 2012 года.
http://www.nkmk.ru/portal/...