перегрев2> "Да" надо понимать так, что любые наши оценки Сатурна неправомерны потому, что мы эту ракету не испытывали?
Да. Так же как кстати, и оценки советских ракет.
Если утверждаете обратное, т.е. утверждаете способность советских специалистов
предсказывать аварии ракет, то потрудитесь объяснить это:
Второй испытательный пуск ракеты-носителя Н-1. Полезной нагрузкой служил модифицированный лунный корабль "Союз-7К-Л1С". Планировался облет Луны с фотографированием лунной поверхности. За четверть секунды до отрыва от стартового стола в кислородный насос одного из двигателей попал посторонний металлический предмет. Насос разрушился, металлическими обломками перебило бортовую кабельную сеть и возник пожар. Это привело к серии взрывов других двигателей и повреждению системы управления. Через 0.5 секунды после отрыва от стартового стола система управления начала выключать ЖРД NN 7,8,19,20. На 9 секунде полета, когда ракета достигла высоты 200 метров, были выключены двигатели 21 и 9. Почти сразу после этого отключились все остальные двигатели, кроме ЖРД N18, который продолжал работать. На 15 секунде полета была задействована система аварийного спасения корабля. Накренившись на 45 градусов (из-за продолжавшего работать ЖРД N18), полностью заправленная ракета через 23 секунды после запуска рухнула на стартовый комплекс, практически уничтожив его и незначительно повредив соседний, расположенный в 500 метрах. Обломки носителя разбросало в радиусе 1 км. Система аварийного спасения спасла спускаемый аппарат лунного корабля, который благополучно приземлился в километре от пожара. На восстановление стартового комплекса потребовалось полтора года.
Если они обладали способностью
предсказать все эти отказы двигателей, зачем же они не предотвратили аварию? Это ведь просто сволочи какие-то получаются!
перегрев2> Вот-вот. Ключевое слово "верю". Вы его постоянно применяете. А такой глагол как "знаю" Вам известен?
В душевные качества людей можно только верить. Может и в самом деле найдется такое чудо. Чужая душа - потемки... Но я в такие чудеса не верю.
Если сами не понимаете в программировании, опросите программистов. Найдете чудо - расскажите, интересно же!
перегрев2> В общем лично я расцениваю Ваш ответ так-сказать, что наши конструкторы дятлы и не способны оценить уровень чужой техники-значит расписаться в собственной тупости. Чего понятно не хочется.
1) Они в самом деле не достаточно умны, чтобы
не проводя никакого испытания, нарисовать ракету и знать только на основании теоретических расчетов, что она донесет людей до Луны и обратно. И уж тем более в отношении чужой техники...
2) Но это нисколько их не позорит. Т.к. никто не может. Люди не боги.
перегрев2> Красава! Что такое "в принципе неосуществим"? Вам в 10й раз рассказывают, что ОКР выполняется только под реализуемые вещи.
Вот и я говорю - ОКР выполняется только под реализуемые вещи. На нереализуемые вроде вечного двигателя денег не дадут.
перегрев2> Т.е. для того, что бы увериться в работоспособности изделия нужно проводить испытания, а вот для того что бы убедиться в неработоспособности испытания не нужны?
Чтобы убедиться в принципиальной возможности сделать какое-либо изделие не нужны испытания.
Чтобы убедиться в принципиальной невозможности сделать какое-либо изделие не нужны испытания.
Изделие сделали.
Чтобы убедиться, что ошибок нет в том, что сделали, нужны испытания.
Чтобы убедиться, что ошибки есть в том, что сделали, нужны испытания.
перегрев2> Нет, Вы определённо зануда. Не играйтесь определённой смысловой разницей. Что бываю осуществимые неработоспособные изделия или работоспособные, но не осуществимые?
"осуществимые неработоспособные" - да, бывают изделия, которые осуществимы - их можно в принципе сделать. Но сделанное не работает - с ошибками сделано.
"работоспособные, но не осуществимые" - не бывает.
перегрев2> Не надо аналогий. Есть Сатурн, давайте про него.
Ок. Лунную ракету в принципе можно создать.
Конструкторы создали. Но принципипиальная возможность создать лунную ракету не делает разработчиков автоматически уверенными, в том, что ракета сделана без ошибок.
перегрев2> Именно так, привыкайте, привыкайте Юрий, вселенная полна удивительных откровений.
Да, удивляюсь. Советские конструкторы, приступая к разработке Н-1, были уверены, что ракета с первой же попытке полетит.
Только непонятно почему не полетела.
Американцы, приступая к разработке Сатурна-5 знали, что первый же образец будет рабочим. Только непонятно, зачем делали испытательные пуски, не запустили сразу Аполлон-11.
перегрев2> Лет 25 назад, руководство одного крупного серийного ракетного завода, вот с точно такой же логикой, вышло на очень высокий уровень с предложением вообще отказаться от огневых испытаний продукции.
Вы приписываете мне прямо противоположную. Логику.
Я четко высказался о необходимости испытаний. Написал, что общепринятое мнение.
Вы мне возразили - "Кому она ещё известна кроме Вас?".
Потом рассказываете историю, что общепринятое мнение все-таки совпадает с моим - затею все-таки похерили.
Так какого же Ваше мнение?
перегрев2> Не используют категорию "уверены" в процессе разработки техники. Ну цифры нужны.
Ну вот что я и говорю - нельзя в этом деле просто так "быть уверенным".
Вот цифры на испытаниях получишь - тогда на основании их можешь быть по-настоящему уверен.
А мои оппоненты пытаются пременить бытовую логику.
перегрев2> Ничуть не хуже Вашей. Ключевое слово "уверен". И "абсолютно". Знаете в чем разница. Вот Вы абсолютно уверены что в розетке 220 В. Я предпочитаю, делать подобные утверждения после несложных манипуляций с вольтметром.
Я этими "абсолютно уверен" пародировал Вас - на что недвусмысленно указывает фраза "Ну и логика!".
Сам я настаиваю на проведении испытаний.
перегрев2> Уважаемый! Отработка проводится для получения точных параметров (количественных и качественных) по работоспособности изделия, определение запасов этих параметров, выбора одной, наиболее рациональной конструкции, из нескольких, вполне работоспособных, получение информации по количественным показателям надёжности, разработки технологических процессов изготовления и т.д. И это далеко не полный перечень. Но Вам, этот перечень определённо ни к чему. Ибо:
Нифига себе наглость! Оппонент припысывает мне фразу, которой я описываю ЕГО МНЕНИЕ!
Фразой "в высшей мере странно тратить деньги на подтверждение того, в чем и так уверен" я описал ВАШЕ МНЕНИЕ, так как оно может пониматься из Ваших постов. Впрочем, оттуда можно вычитать и противоположное мнение. Определитесь, наконец, как Вы на самом деле думаете...
перегрев2> Нисколько ни более странно, чем утверждение: "раз мы Сатурн не испытывали, значит он и не летал"
А теперь напишите, откуда Вы взяли это глупое утверждение, и почему мне приписали?
перегрев2> Внимательно читаем Примечание. Оказывается, существуют частично неработоспособные системы.
Это я и так знаю.
перегрев2> А вы поди думали, что вся идеология создания техники укладывается в простенькую мантру-"раз испытывают, значит не уверены в работоспобности". А вариант когда уверен/не уверен в частичной работоспособности?
Не все ли равно, какая работоспособность? Вы ж вроде говорили, что ее можно на кончике пера определить, нет?
перегрев2> Забудьте слово "странно". Это Ваше персональное ИМХО.
Это всем кажется странным. Потому что никто так не делает.
перегрев2> Забор у меня на даче. Спроектировали - собрали - поехали.
А посложнее?
перегрев2> так подтверждаются задачи или уверенность в работоспособности приобретается?
Для меня это одно и то же. У Вас какое-то странное представление о работоспособности... По-моему, работоспособное изделие - это такое изделие, работоспособность которого подтверждена.
Но если Вы понимаете другое... То мы говорим именно о подтверждении задач.
перегрев2> Последний раз повторяю, задачи испытания решают самые разные, информация получаемая в ходе испытаний не используется для повышения/понижения "веры"разработчика, а используется она для получения точного знания о характеристиках изделия. Разницу попробуйте понять между понятиями "вера" и "знание".
Уверенность подразумевает именно обладание точным знанием, в отличие от неуверенности, когда можно только гадать и верить...
Я и говорю, что нужно точное знание.
Итак, вопрос вобщем.
Во-первых, об осуществимости проекта вообще.
Никто не будет реализовывать программу не будучи уверенным в возможности её реализации. Под такое просто не дадут денег
(если целью не являет распил бабла).
Значит, в СССР должны быть соответствующие специалисты, оценивающие возможность реализации программы. Значит, они могли оценить реализуемость также и американской лунной программы.
Они ее оценили, и пришли к выводу, что она реализуема.
Т.к. специалисты достаточно компетентны, то можно быть уверенными в том, что она действительно реализуема.
Все, с этим точка. Программа "Аполлон" реализуема. С этим вопросом покончено. Точка.
Теперь, во-вторых, поговорим о том, была ли она РЕАЛИЗОВАНА.
Могли ли советские специалисты получить подтверждение задач, стоящих перед техникой изготовленной американцами по программе Аполлон, не имея ни только образцов, но и хотя бы тонны документации?
Тут встает вопрос о том, могут ли разработчики получить подтверждение задач
без проведения испытаний, на кончике пера?
Я считаю - НЕТ.
В самом деле, кто бы стал заморачиваться с испытаниями, если бы можно было бы узнать все без них?
Любая техника может не соответствовать тому, на что априорно расчитывали. Поэтому и проводят испытания на этапе отработки. Причём проводят такую отработку "снизу". Т.е. каждая гайка, датчик, трубопровод, двигатель сначала проходит свой цикл отработки автономно. И пока не пройдёт никто эту деталь в ракету не поставит.
Советские специалисты не могли так, чтобы нарисовать чертеж техники, собрать ее в железе - и абсолютно уверенно заявлять, что она полетит, и полетит так, как было рассчитано теоретически. Не могли. "Все задачи ставящиеся перед техникой сначала подтверждаются в процессе испытаний, а потом уже она передаётся в эксплуатацию." © Старый
Вот испытают - тогда могут говорить о подтверждении задач, стоящих перед техникой, на основании полученного экспериментально
знания, а не теоретической
веры.
И советские специалисты согласны со мной: "Лет 25 назад, руководство одного крупного серийного ракетного завода, вот с точно такой же логикой, вышло на очень высокий уровень с предложением вообще отказаться от огневых испытаний продукции. Рассуждали они так: изделие отработано, работоспособно, КД не менялась, ТД не менялась, отступлений от КД и ТД нет, СМК сертифицирована. Нафига тратить народные деньги, если совершенно очевидно, что и так все нормально. Была получена определённая поддержка в отраслевом руководстве, очень уж заманчивой казалась идея. Затею похерили." - затея отказаться от испытаний показалась в конце концов им глупой - и ее похерили.
Итак, Вы согласны со мной, что советские специалисты
не могли нарисовать технику, собрать, и тут же "поехали"?
Теперь о том, является ли вера советских специалистов, что задачи, стоящие перед американской техникой были подтверждены, реальным подтверждением этих задач? Является ли вера советских специалистов в отсутсвие необходимости корректирующих мероприятий подтверждением отсутсвия необходимости?
Мое мнение - НЕТ.
В промышленности категориями "верю/не верю" не оперируют. Необходимо точное знание состояния производства изделия, необходима статистика, необходимы численные значения и динамика изменения запасов по работоспособности. Много чего необходимо. Одним из инструментов получения такой информации являются испытания.
Советские специалисты имели все это? Нет.
Точные знания у них отсутствовали. А на основании
их веры никаких выводов делать нельзя.
Еще раз.
Американцы взялись за несомненно реализуемую задачу.
Нарисовали какую-то технику.
Вопрос в том, подтверждены ли стоящие перед ней задачи, или требуются корректирующие мероприятия; насколько велика интенсивность отказов?
Советские специалисты
уверены, что задачи, стоящие перед американской техникой, были подтверждены, а в корректирующих мероприятиях не было необходимости, интенсивность отказов низкая.
Защитники приводят эту
уверенность в качестве аргумента, что все так и есть как они уверены.
Я возражаю.
Не используют категорию "уверены" в процессе разработки техники. Ну цифры нужны. Вот корпус клапана, методом КЭ посчитали напряжения, очень точно, расчетным путём определили запас прочности. Зачем конструкцию, да не одну, доводят до разрушения, если всё совершенно точно известно. Объясняю, полученное на этапе ОКР экспериментальное значение запаса прочности будет использоваться для статистического контроля качества корпуса клапана при его изготовлении. "Трубку" построят, и приближение к границам "трубки" значений полученных при испытаниях спустя 20 лет будет служить основанием для проведения корректирующих мероприятий. Что касается "количественных показателей надёжности" и порядка их подтверждения, Вы бы не позорились. Если полностью оригинальная конструкция, то информация, например об интенсивности отказов такой железки просто отсутствует.
У советских специалистов не было этих данных. Так что их ИМХО остается всего-лишь ИМХО.
С чем несогласны, и какое мнение имеете, если несогласны?