Nikita> Вот именно. Включая потерю трёх в ряд(!) с полным прогаром и разрушением конструкции крыла. Больше этот экземпляр "Бурана" никуда бы уже не полетел, повезло что вообще успешно вернулся...
Я вас умоляю.
Никакие особо ответственные части конструкции не пострадали. Заменили бы элемент, и вперёд.
Как видим, по числу потерянных плиток у "Бурана" всё вполне сопоставимо с шаттлом. Повреждено было меньше сотни плиток - т.е. тоже сопоставимо, даже меньше (у "Колумбии" назыают от 100+ до 300+).
А вот еще проблема первого полёта "Колумбии"
3. Проникновение потока газов. В результате проникновения газов произошло коробление правой створки посадочного шасси на участке длиной 30 см и шириной 7,5 см. Для обеспечения доступа к створке пришлось снять восемь теплозащитных плиток. Перед вторым полетом поврежденный участок будет отремонтирован.
Тоже... Повезло.
Что у "Бурана" три плитки в одном месте отлетели - так у шаттлов всю дорогу опасались zipper-эффекта, когда при неудачно сошедшихся звёздах за одной отлетевшей плиткой в процессе последовала бы целая полоска, когда потоком плитки срывало бы одну за другой. В принципе вариант всю дорогу считался возможным, хотя и маловероятным.
Nikita> Тогда Columbia потеряла плитки вследствии известного инцидента с ударом волной от запуска SRB.
НАСАвцы писали как раз об ударах льдом с бака, и, возможно, о пене.
Всего на орбитальной ступени после первого полета придется заменить около 100 плиток, в том числе 10 - 12, поврежденных при ударах. На правом створке носового шасси имеется след длиной 20,2 см, шириной 5,1 см и глубиной 2,5 см, оставленный, видимо, куском льда, который имеет большую плотность, чем теплоизоляция топливного бака. По оценкам такое повреждение мог нанести кусок льда размером 2,5 см, летящий со скоростью 120 м/с.
Nikita> Неправда. Ещё раз повторяю - отваливались плитки крайне редко. Насколько помню, пусков с "отпаданием" даже десяток не набирается...
В отчётах по-новой копаться лениво. Ну даже допустим, что десять раз - это достаточно немало. И это только чёрные плитки.
Причём отваливались они, вообще говоря, по разным причинам и на разных этапах. В основном при старте, но отмечено минимум два случая потери плитки во время спуска.
Fakir>> Это по большому счёту штатная ситуация.
Nikita> Одно дело пара десятков, и совсем другое - пара сотен...
Пара сотен чего? Отваленных? Так нигде не было, ясное дело.
А пара сотен поврежденных (из нескольких тысяч) и/или замененных - вообще чуть не норма.
Больше того: пара сотен - это еще фигня:
Space Shuttle Atlantis’ Thermal Protection System (TPS) tiles sustained severe damage during the STS-27 flight. Upon landing, over 700 damaged tiles were noted, and one tile was missing. Luckily for the crew the missing tile was located over a dense aluminum mounting plate for the L-band antenna.
Fakir>> Там НЕ плитка. И "потери плитки" не было.
Nikita> Да, согласен, там панель RCC пробило. А они - в отличии от плиток - часть силовой схемы.
...что еще хуже - находятся в наиболее напряжённом месте (как по тепловым, так и по мех. нагрузкам). И после разрушения набегающему потоку фактически открыт путь прямо к силовой конструкции, а не "всего лишь" обшивке., причём отнюдь не "вскользь", и не в "застойном" углублении между другими плитками.
Nikita> И скорее всего такое повреждение даже одной панели - как минимум очень большая проблема...
Мягко говоря. Это фактически гарантированный конец.
Плитка в конце концов просто приклеивается, и её не так уж и трудно оторвать, даже просто потоком в принципе. В целом такой вариант был вполне ожидаемым, и как минимум для "Бурана" (насчёт шаттла не помню) продувались варианты с отлетевшей плиткой. В очень многих случаях потеря единичной плитки некритична. Как показывает пример "Бурана" - в некоторых местах и потеря нескольких плиток разом некритична тоже.
А RCC-секции - совсем другая песня. И монтаж там совершенно другой - тут уже не клей да войлок, а болты, кронштейны - молибден, хром, ванадий, ниобий, сталь. О том, чтобы сорвать потоком, и подумать-то невозможно.