MD> А как бы и нам понять разницу, а? Просветил бы некоторых, в чем разница между траекторным маневрированием и управлением пространственным положением, что ли. И как это отражается на ведении воздушного боЯ и прочих функциях военного самолета. А также, хотя бы на уровне предположений, как в этом отношении сравниваются современные самолеты.
Ну, начнем с того, что физика классических (кроме сверхлегких) самолетов такова, что скорость углового движения самолета намного (на порядок) превышает скорость вызванного им траекторного движения. Например, как самолет начинает набирать высоту из горизонтального полета? Летчик тянет ручку/штурвал на себя; самолет при этом пока летит горизонтально, но начинает разворачиваться носом вверх. Это вызывает рост угла атаки, и как следствие - подъемной силы. Эта сила, в свою очередь, начинает перемещать самолет вверх - его траектория меняется. Так вот, пока все это происходит, с угловым движением может произойти целая история: самолет может уже опустить нос, покачаться вокруг своей оси и т.п.
Поэтому при анализе динамики часто угловое (т.н. короткопериодическое) и траекторное (длиннопериодическое, или фугоидное) движение анализируют раздельно. Кроме того, фугоидное движение в некоторых задачах малосущественно, например, при прицеливании на дальней дистанции. И большинство задач устойчивости и даже управляемости рассматриваются именно в контексте короткопериодического движения.
Что это означает на практике? Самолет в принципе может иметь хорошее траекторное, но плохое короткопериодическое движение (равно как и наоборот). Скажем, у самолета прекрасная аэродинамика и двигатели, он в принципе может развернуться вдвое быстрее противника. Но при этом, при выходе на нужную перегрузку он начинает дико раскачиваться или просто терять устойчивость (недостаток системы управления, да мало ли что). И что тогда толку от его аэродинамики? Конечно, явления могут быть не столь фатальными - просто трудно держать цель, или утомительно стабилизировать положение самолета в глубоком вираже - можно самому придумать что угодно в этом духе, идея, думаю, понятна.
Может быть и наоборот: самолет "сидит на ручке" отлично, но в маневрировании - утюг. Очень похоже, что F-117 такой, например.
Так что сравнение самолетов только по траекторному движению не вполне корректно. Как я сказал, это, в частности, почти совсем не описывает задачу прицеливания из пушки, дозаправки в воздухе - много чего. Вот, кстати, вспомнил неплохой "живой" пример о посадке МиГ-23 (ранних вариантов). Общие характеристики (посадочная скорость и т.п.) вроде бы ничего, во всяком случае, как просили. Но самолет был крайне капризен к скольжению: допуск - четверть шарика! Из-за одного этого посадка, особенно с боковым ветром, представляла из себя довольно сложную задачу. Хотя по ТТХ этого и не видно
[ ну очень длинный топик - автонарезка ]