suyundun> Источник на то что выше
suyundun> LEAP 71 | Engineering the Future
suyundun> Ув генералисимус, пожалуста, для тех кто не знает, объясните про стенки на пальцах. Пальцы не только для растопырки.
На пальцах. Поскольку при регенеративном охлаждениии топливо сначала идёт в систему охлаждающих каналов, потом в форсунки, и потом в камеру, чтобы оно шло, давление в каналах охлаждения должно быть порядочно больше, чем в камере. Обычно потери на форсунках составляют не менее 6 атмосфер, для устойчивости рабочего процесса (чтобы колебания в камере не влияли на расход).
Потери на гидравлическом сопротивлении каналов обычно больше, и доходят до 20 атмосфер. Почему так много? потому что, для эффективного теплосъёма, линейная скорость компонента в каналах должна быть очень порядочной, обычно, не менее 10 метров в секунду.
Берём полутонный двигатель, придумываем ему удельный импульс в 250 единиц, это значит, что топлива (вместе - горючего и окислителя) он потребляет 2 килограмма в секунду. Из них, для пары азотная кислота/керосин, 3/4 по массе - это окислитель, 1/4 - горючее. Для разных топливных пар оно разное, но, в данном случае, неважно. Главное - понять, что одного керосина не хватит.
Допустим, у нас диаметр камеры 159 миллиметров, то есть, периметр 500 миллиметров. Это вполне годные размеры для полутонника при умеренном давлении в камере. Допустим, расстояние между огневой и силовой стенками 1 миллиметр. Это значит, в масштабе приведённой выше картинки ширина каналов составляет две трети процента от размера камеры, и на таком разрезе её было бы просто не видно. Вообще не видно, как не видно каналы на фотках из статьи про РД-107/108 вот на этом ресурсе
Перед началом создания двигателей РД-107 и РД-108 для ракеты Р-7 опыт ОКБ-456 базировался в основном на создании и доведении до серийного производства двигателей для ракет Р-1 - Р-5 и их модификаций, на ряде проектных и экспериментальных работ, в первую очередь - по однокамерным 120- и 65-тонным кислородно-керосиновым ЖРД, а также на многолетних разработках конструкций, технологических процессов и на испытаниях новых типов экспериментальных камер (см. Экспериментальные двигатели и проекты - предшественники).
// Дальше — www.lpre.de
итак, суммарное сечение каналов охлаждения 500 квадратных миллиметров, а топлива по ним протекает 2 кг/с (будем для простоты расчётов считать, что 2 дм3/с или 2 000 000 мм3/с). Делим на 500, получаем 4000 мм/с, или 4 м/с. Маловато будет! Уменьшать зазор дальше не выйдет, технологический разброс не даст. Что делать? Нужно уменьшить число каналов, а, чтобы они по-прежнему покрывали всю камеру, нужно увеличить их длину. Это делается двумя разными способами. Первый - сделать каналы не прямыми, а винтовыми, второй - разделить каналы на 2 группы, по чётным пусть топливо течёт в одну сторону, а потом по нечётным в обратную. Оба способа, однако, здорово увеличивают гидравлическое сопротивление рубашки.
К чему это всё приводит? Несмотря на то, что в камере сгорания ЖРД очень порядочное давление, десятки атмосфер, в каналах охлаждения минимум на 30 атмосфер больше. Это значит, что охлаждая огневую стенку, топливо давит на неё сильнее, и пытается эту стенку смять внутрь.