Раз уж была получена предварительная договоренность, вот ссылка на объект обсуждения
Новости, история Российской космонавтики, справочная информация о космосе.
//
www.cosmoworld.ru
Б.г.>Момент первый
Не думаю, что стоит постоянно рассчитывать на то, что человек должен компенсировать несовершенство техники. Повышение надежности и резервирование оборудования лучший путь, чем использование человека во вспомогательных операциях, особенно учитывая затраты для обеспечения его жизнедеятельности в экстремальных условиях. Не даром прямую отдачу от использования околоземного пространства получили при помощи беспилотных КА. Совершенно не обязательно автоматами повторять действия человека для получения аналогичных результатов. Да, вырезать блок у "мертвой" станции можно только или поручив операцию человеку, или при помощи достаточно интеллектуального робота. Но проверить воздействие окружающей среды на различные материалы можно было бы и при помощи возвращаемого технологического модуля. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и случаи экономической целесообразности участия человека, но целесообразность определяется в сравнении. Если отправлять человека в космос, то, разумеется, даже из чисто психологических соображений (не говоря уже об экономических) не помешало бы обеспечить его работой. Но в таком случае за пилотируемыми полетами должна стоять цель, которую автоматами не решить.
Сравнивая "Меркурий" и "Восток", стоит вспомнить и такой КА, как "Зенит-2". И в этом плане автоматизация не покажется излишней.
Говоря о космическом производстве, не стоит забывать, что соотношение цена/качество его продукции не должно быть хуже земных аналогов (если они возможны). Поэтому, если ориентироваться на земное сырье, ни о чем кроме достаточно ограниченного производства уникальных материалов и речи быть не может. А уникальность их может быть в первую очередь из-за того, что техпроцесс происходит в условиях микрогравитации. И микроускорения, вызываемые присутствием человека, очень вредный фактор. Который, легко устраняется тем, что подобные производства в лучшем случае должны быть посещаемыми, но без постоянного присутствия человека. Это еще и притом, что важнейшим условием для появления подобных производств, должно быть появление более совершенного, чем сейчас, авиакосмического транспорта. Причем, создание этого транспорта должно быть чем-то обосновано. Иначе его создание обречено на очередной провал.
Б.г.>Момент второй
Конечно, отказ от пилотируемых полетов будет явным проявлением регресса. Однако можно смягчить последствия отсутствием явного отказа от пилотируемых полетов, а лишь постепенным снижением финансирования. А также созданием нового штампа, что единственное предназначение пилотируемых полетов только для развлечения. Потеря всего лишь аттракциона будет совсем не болезненной. Как никто, например, особенно и не переживал регрессом (по сравнению с ХIХ веком) в коневодстве.
Разве то, что мы сейчас живем во время научно-технического подъема, означает, что впереди не должно быть спадов? Все-таки прогресс не остановился в 70-х, просто несколько сместились ориентиры, по которым его можно оценивать. Не видеотелефоны, а мобильники, не телевиденье, а компьютерная техника. Плюс еще смещение ориентиров в область информационных и био- технологий. Надо еще и добавить интересы корпораций, которые совсем не заинтересованы в повышении надежности своей продукции сверх гарантийного срока. Можно было бы создать автомобиль, который мог бы функционировать многие десятилетия, но против этого резко выступят остальные производители, заинтересованные в частой смене моделей. И таких примеров множество. А повсеместный расцвет псевдонаук? Астрологические прогнозы передаются наравне с метеорологическими. Появляются всякие наукоподобные организации вроде РАЕН.
Можно согласиться, что темпы развития нашей цивилизации снизились. А значит без новых горизонтов следующий логический шаг - упадок.
Раз уж Вы упомянули Кларковскую экспедицию к Юпитеру, то стоит вспомнить и об основной ее цели: инопланетный артефакт. Будь что-то подобное обнаружено в солнечной системе, экспедиция к этому объекту не заставила себя долго бы ждать.
Б.г.>Момент третий
Здесь я полностью соглашусь с первым абзацем.
Но вот от выбора объекта освоения будут зависеть все дальнейшее развитие космонавтики. А Вы явно считаете, что безразлично что осваивать, лишь бы что-нибудь освоить. Все-таки далеко не везде для колонии можно добиться достаточной степени самообеспеченности, чтобы потом не висеть мертвым грузом на шее метрополии. Может для дальнейших шагов самообеспечение будет не столь критично, но для первого шага это основной показатель.