[image]

166 Гвардейский иап (в/ч 10227), аэродром Марнеули (Сандар), Грузия

 
1 2 3 4 5 6 7 28
+
-
edit
 
Товарищи летчики и штурманы, инженеры и техники, ветераны ПВО и ВВС, а также дети и внуки ветеранов полка, любители авиации, откликнитесь!
Интересуют любые материалы и воспоминания, связанные с историей 166-го гв. иап (в/ч 10227), аэродром Марнеули (Сандар).
   
RU фланкер #21.04.2006 18:29
+
-
edit
 

фланкер

аксакал

Помню,что командовал 166 апиб(не иап)-Походин(звать не помню как),а встретились мы с ним в Венгрии,где он уже был зам.зама командующего ВА по БП(1988-1991г.г.). ???
Но в свое время,когда я еще служил в Б.Шираках(1975-1982г.г.)-в в/ч 10287,то тогда 166 иап был вооружен Су-15тм(кажется),и был он тогда еще полком ПВО.
А вот из летчиков из-за различия в системах обитания-соприкасаться не пришлось. :-* :o :D
Так шо -Звыняйте батьку! ;D
   
+
-
edit
 
Вот, что мне известно и удалось собрать:
166-й гвардейский штурмовой Краснознаменный авиационный полк (до 05.02.1944 г. 241-й штурмовой авиационный полк)
Входил в состав 7-й сад.
К 22.06.41 г. находился в стадии формирования. Имел на вооружении 13 самолетов И-153, но летчиков еще не было. Перед началом войны полк базировался в Митаве.
06.09.41 г. прибыл на аэродром Липовая Долина (20 Ил-2) и вошел в состав 1-й раг.
К 12.09.41 г. в полку оставалось 7 Ил-2.
Некоторое время с 10.11.42 г. действовал в составе 205-й иад.
В ноябре 1942 г. входил в состав 227-й шад.
С февраля 1943 г. входил в состав 291-й шад - 10-й гв. шад.
Преобразован Приказом НКО СССР No. 018 от 05.02.1944 г. в 166-й гвардейский штурмовой Краснознаменный авиационный полк 166-й гв. шап.
Далее у меня пробел ….
и точно известно, что с образованием Бакинского округа ПВО в 1954 г. полк уже базировался в Марнеули и входил в состав этого округа ПВО на МИГ-15, затем МИГ-17. Где-то с 1971 г. полк стал переучиваться на СУ-15 и до 1980 г. (по другим сведениям, до 1982 г., по третьим до 1984 г.) нес боевое дежурство по охране южных рубежей СССР в составе 19 отдельной армии ПВО на Су-15тм.
Затем (в 1980 - 1984 г.) был передан в состав ВВС ЗАКВО (с этого момента началась его ИБАшная история), год переучивался на Су-17м3 и в октябре 1985 г. сменил 168 гв. апиб в Афганистане. После выхода из Афгана (в начале 1987 г.) полк вроде как в 1988 г. опять попал в ПВО и, опять же, на СУ-15тм.
Далее также все весьма туманно, по одним данным в 1989 г. полк вроде как вывели в Морозовск и благополучно расформировали. По другим данным полк расформировали в 1991 г. в Марнеули, при этом вся боевая матчасть, т.е. порядка 40-ка СУ-15, были переданы Грузии и которые вместе с аэродромным оборудованием были успешно за полгода распилены и утилизированы местным населением на драгметаллы и в качестве цветного лома.
В настоящее время аэродром в Марнеули является базой ВВС Грузии и дэ факто НАТО, восстановлен по стандартам НАТО силами МО Турции на деньги США и эксплуатируется турецкими военнослужащими, Увы! >:(
   
Это сообщение редактировалось 23.04.2006 в 10:25
+
-
edit
 

Bobson

опытный

Есть информация, что сейчас там базируется, или что стоит?

В Грузии ВВС отремонтировали?
   
A2 Александр Леонов #23.04.2006 05:21
+
-
edit
 
Sanslav
Мои однакашники в ноябре 1983 прибыв в ВВС ЗакВО рапределялись в Марнеули на СУ-17, потом им еще нужно было переучиться с Миг-21 на Су-17 и сдать на 3 клас. Как раз к концу 84г. они поспевали. Так что 84год никак не проходит, скорее всего его перевели в ИБА 1980, что бы молодых летчиков туда направитить, полк должен был уже переучиться освоить Курс ИБА и ША и иметь инструкторов.
   

Klim

опытный

Внесу свою лепту.
Если не ошибаюсь, в центре снимка марнеулская ВПП, а на северо-западе ВПП аэропорта Тбилиси.

Общая сумма выделенных с целью оказания помощи военно-воздушным силам Грузии правительством Турции средств составляет 7 миллионов 514 тысяч 996 долларов.
В минобороны отметили, что продолжаются мероприятия по приведению взлетно-посадочной полосы марнеульского аэродрома в соответствие со стандартами НАТО.


Данные за 2004 год.

P.S.
Название картинки исправил. :)
По центру Вазиани, северо-западнее заводская ВПП. ;)

Прикреплённые файлы:
 
   
Это сообщение редактировалось 25.04.2006 в 13:29
A2 Александр Леонов #23.04.2006 17:23
+
-
edit
 
Клим это аэродром Вазиани, второй аэродром заводской, Марнеули западнее и чуть-чуть южнее.
   

Klim

опытный

Саныч!
Спасибо, что не дремлешь! ;)
Ну, хоть сейчас то правильно? ::)
Прикреплённые файлы:
 
   
A2 Александр Леонов #23.04.2006 17:42
+
-
edit
 
+
-
edit
 
Да, это Марнеули.
Вот ссылка из справочника супостатов по всем нашим аэродромам:http://www.russianairfields.com/airfield/Sandar.htm

   
Это сообщение редактировалось 23.04.2006 в 20:43
+
-
edit
 
Есть информация, что сейчас там базируется, или что стоит?

В Грузии ВВС отремонтировали?
 

По данным известных журналов ВВС Грузии (без вертолетов) состоит : :D

IISS (Military Balance)-2004 Jane’s-2005
Численность ВВС,
тыс.чел 1350 1200
Самолеты:
Су-25 7(1-Су-25,5-Су-25К,1-Су-25УБ) 8- 6 боевых (5 в строю), 2 уч (1 в строю)
Су-17 5- неоперационные -

См. http://www8.brinkster.com/vad777/sng/gruzia.htm

Кроме того, В Тбилиси есть авиационный завод, выпускал раньше СУ-25. В настоящее время почти загнулся
   
Это сообщение редактировалось 24.04.2006 в 00:18
+
-
edit
 
Sanslav
Мои однакашники в ноябре 1983 прибыв в ВВС ЗакВО рапределялись в Марнеули на СУ-17, потом им еще нужно было переучиться с Миг-21 на Су-17 и сдать на 3 клас. Как раз к концу 84г. они поспевали. Так что 84год никак не проходит, скорее всего его перевели в ИБА 1980, что бы молодых летчиков туда направитить, полк должен был уже переучиться освоить Курс ИБА и ША и иметь инструкторов.
 

Вот, есть такая информация:

капитан Куляпин Валентин Александрович
Родился 9 сентября 1954 года в городе Краснокамске Пермской области в семье служащего. Русский. Член КПСС. Вскоре вместе с семьёй переехал в Пермь. В 1971 году окончил пермскую среднюю школу №132. С детства мечтал поступить в лётное училище, но не прошёл медкомиссию. Пришлось делать операцию. Затем у него отказались принимать документы, так как на 1 сентябре ему ещё не исполнилось 18 лет. Прилось отцу, ветерану войны, напрямую обратиться к начальнику училища, который разрешил Валентину сдавать вступительные экзамены. В 1975 году окончил Ставропольское военное авиационное училище лётчиков и штурманов им. В.А.Судца. Служил в 166-м истребительном авиационном полку ПВО.

18 июля 1981 года Государственную границу СССР на территории Армении нарушил транспортный самолёт Канадэр CL-44 аргентинской авиакомпании со швейцарским экипажем, перевозивший партию оружия в Иран. На перехват с аэродрома Сандар (Грузия) были подняты две пары истребителей Су-15ТМ из 166 иап. Не обнаружив цели и израсходовав всё горючее, они вернулись на аэродром. Тогда на цель был наведён лётчик того же полка гвардии капитан Куляпин В.А. Ему была поставлена задача посадить нарушитель на нашей территории. Обнаружив самолёт-нарушитель на высоте 11000 м, он сблизился с ним и пошёл параллельным курсом. Куляпин стал подавать нарушителю знаки следовать за собой. Тот не реагировал и продолжал лететь в направлении границы. Тогда с КП поступила команда нарушителя сбить. Су-15ТМ (б/н 37) Куляпина был вооружён ракетами дальнего радиуса действия Р-98М. Для их пуска дистанция была недостаточной, а сделать новый заход для атаки уже не хватало времени - нарушитель приближался к границе. Тогда Куляпин решил таранить. Он сблизился с самолётом-нарушителем и со второй попытки нанёс удар фюзеляжем по правому стабилизатору транспортника. После этого Куляпин катапультировался, а CL-44 вошёл в штопор и упал в 2 км от границы. Экипаж погиб. Представлялся к званию Героя Советского Союза. Награждён орденом Красного Знамени. См. http://aeroram.narod.ru/win/k/kulyapin_va.htm
Получается, что в июле 1981 г. полк еще ПВО и летал на СУ-15 ?
Кстати, летчиков, совершивших таран в новой истории очень мало, а оставшихся в живых, насколько мне известно, больше нет!
Прикреплённые файлы:
 
   
Это сообщение редактировалось 24.04.2006 в 02:03
A2 Александр Леонов #24.04.2006 07:00
+
-
edit
 
Sanslav
"Получается, что в июле 1981 г. полк еще ПВО и летал на СУ-15"
А в ноябре 83го уже ИБашным и летал на СУ-17

Насчет этого перехавата.
Мне не понятно как он его мог принудить к посадке не имея пушки? ИМХО это касяк КПэшников, надо было наводить сразу на поражение ракетами средней дальности. Ну а про сам таран говорить ничего не буду...... ;D
   

Klim

опытный

Саныч!
Что за таинственность и секреты? 8)
Страна должна знать своих героев! ;)
   
RU фланкер #24.04.2006 14:38
+
-
edit
 

фланкер

аксакал

Я помню этот случай.
Находился еще там.
Таран проходил снизу по правой части стабилизатора.Повредил себе носовую и часть левого крыла.Но был готов к катапультированию.Читал я его собственные показания,когда он в госпитале находился.
А вот решение на сбитие ему дал офицер БУ в звании "старлея" и то только потому-что был(кажется выходной),дежурная смена на КП в составе по стандартной схеме,а никого из очень руководящих на местах не нашли,енералы были канешн,но такое решение -не по их рангу.Искали кого-то с ЦК,как я помню.
Поэтому уже уходящего к границе,Куляпин просил разрешения сбить таранным ударом.Но вы все понимаете,что значит взять на себя "такую офуенную ответственность" тем лицам,которые такую команду должны были дать.
И вот,пока все они летели к границе,а эти все кого-то главного искали,на дальности 8км,(т.е. в 25 км-й приграничной зоне),на очередную просьбу Куляпина,"старлей" тихо так вполголоса,но очень твердо выдал короткую команду"БЕЙ!!!"
Дальше все по тексту выше.
Куляпину -орден,а старлея сначала очень и очень долго пытали( читай по-нашему "затрахали"),потом чегойт объявили- с переводом по службе,кажется.
Буквально дня через два-три,я с группой товарисчей-летчиков должен был убыть в г.Липецк за 4-кой Су-17м3.Нас на вертушке привезли в Алексеевку(это военная часть одной части ВПП аэропорта Тбилиси).Мы ожидали самолет в Москву-нам сказали -а вот он Ту-154 на площадке под охраной,собирается улетать,на ем привезли эту самую комиссию с ЦК-по расследованию факта нарушения самолетом-нарушителем гос-границы.
Результат расследования:
-свалить все в огромную яму(нарушителя,т.е. то,что от него осталось) и Су-15-тоже самое.И забыть про все,что здеся было.
   
RU фланкер #24.04.2006 14:43
+
-
edit
 

фланкер

аксакал

Саныч!
А 166 иап ПВО до 1982г. еще точно был иашным!
Реогрганизация началась в 1983г.,когда стали одновременно с переучиванием двух пвошных полков(Кюрдамирский и Марнеульский)-организовывать ибашную дивизию со штабом в Б.Шираках.В 1984г. такая дивизия уже была,а 166 стал ибашным в течение этого же времени.
   
A2 Александр Леонов #24.04.2006 15:10
+
-
edit
 
Паша тады нашим парням крупно не повезло их туда заперли сразу после училища в 83м и как раз во время реорганизации, а я думал че у них с 3м классом такие проблемы, слухи доходили что шибко они от нас отставали в 84г. Кстати и в Кюрдамир с Ситалчаем наши тоже попали и в Далляр на ЯК-28.
   
RU фланкер #24.04.2006 16:16
+
-
edit
 

фланкер

аксакал

Впалне вероятно*с!!! :o
   
+
-
edit
 

wwg777

втянувшийся

Я помню этот случай.
 

А посреди аэродрома обломки какого-то супостата валялись, в виде памятника, это не с того случая? Как-то ещё называлось это место- уже не помню
   

Klim

опытный

В лучших традициях военно-совковских разборок-раздач! ;D
   
RU фланкер #25.04.2006 12:46
+
-
edit
 

фланкер

аксакал

Эти оьломки не собирали даже,потому-что надо было и перевозимое ими оружие везти,т.е. то,что от него осталось.
А вот обломки заблудившегося и вперившегося в 1975г. F-5А из Турции(заплутал бедолага в учебном полете) на территорию Грузии,где и был удачно сшиблен Героем СССР(посмертно) Елисеевым,демонстрировали и еще и как.Как же -сам замполит впервые в истории реактивной техники на МиГ-21 с аэродрома Вазиани,совершил этот подвиг во имя Отчизны ,рискуя собственной жизнью(сшиб курсача Турецкой военновоздушной школы Турции).Пустил ракеты(их у него две или четыре было),правильной дистанции не было, из пушек редко стреляли-про них забыл,или нажимал,но они не были перезаряжены,или в данном варианте МиГ-21 их не было вовсе.
Я сам эти обломки видел в году 1976 на какой-то армейской конференции,проходившей в Вазиани и там же,в музее,куда водили всех желающих ознакомиться с этим, демонстрировали . Правда ,кроме надписи на одной из уцелевших панелек (где я сумел прочитать тока "Nortrop Grum...")-остальное все представляло груду искореженного металла.
   

Lamm

аксакал

Жалко пацана турецкого. Ить ничё плохого не имел в уме. Да и Елисеева
   
+
-
edit
 
Самое интересное, что кап. Куляпин в ту "роковую" субботу тоже был на должности зам. комэска по политчасти ! :)
см.
http://www.redstar.ru/2002/07/23_07/1_01.html


http://www.rossteam.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=407&mode=thread&order=0&thold=0

http://www.svavia.ru/info/lib/mg2/mg211.html
   
Это сообщение редактировалось 25.04.2006 в 20:12
A2 Александр Леонов #25.04.2006 20:06
+
-
edit
 
Мое глубокое убиждение - ни надо было замполитов садить в ДЗ ;D
   
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
+
-
edit
 
Еще вот интересная информация по Елисееву: "авиатехник по вооружению и техник эскадрильи впоследствии получили десять и три года тюрьмы соответственно"
http://www.avia.ru/press/2003/dec/11dec-2.shtml

http://www.warlib.ru/index.php?id=000043

   
Это сообщение редактировалось 25.04.2006 в 20:50
1 2 3 4 5 6 7 28

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru