ЧАСТЬ I. ВОЗВРАЩЕНИЕ. Глава 13 ПОКИДАЯ ЛУНУ Пора подумать о возвращении домой. Вот и оказия: астронавты последнего «лунного» «Аполлона» (А-17) как раз собираются в обратный путь. Полюбуемся напоследок вместе с ними холмами и равнинами с голубой Землей на черном небе, запечатленными в фильме НАСА «На плечах гигантов»[1]. Один из заключительных кадров этого фильма с соответствующими автографами НАСА показан на илл. 1. Да, только вот на Луне ли снята эта картина? Судите сами. «Врисованная» Земля Из школьного курса астрономии известно, что Луна в своем движении вокруг Земли всегда обращена к ней одной стороной. А это приводит к тому, что Земля на лунном небе стоит почти неподвижно около некоего среднего положения. Очень красочно описал это явление Я.И. Перельман[2]: «На нашем небе месяц восходит и заходит, описывая свой путь вместе со звездным куполом. На лунном небе Земля такого движения не совершает. Почти неподвижно висит она на небе, занимая для каждого пункта Луны вполне определенное положение, в то время как звезды медленно скользят позади нее. Если Земля стоит в зените какого-нибудь лунного кратера, то она никогда не покидает своего зенитного положения. Если с какого-нибудь пункта она видна на горизонте, она вечно остается на горизонте этого места...». В том районе, который НАСА назвало местом пребывания астронавтов А-17, Земля постоянно висит на высоте примерно 54° над лунным горизонтом. Угловой размер Земли на небе Луны известен — 2°. Посчитав «диаметры Земли» до лунного горизонта, легко определить, что на илл. 1 Земля находится на высоте в 15°, то есть, в 3,5 раза ниже, чем положено. На этот факт обратил внимание скептик[3], сделавший вывод, что этот лунный пейзаж НАСА — земная подделка. Чтобы как-то скрасить неприятное ощущение от Земли, нарисованной на черном небе, защитник В. Пустынский постарался так оправдать НАСА[5]: «Этот монтаж не злонамерен и не искажает действительность. Фильм наглядный, демонстрационный, картинка помещена в заголовке, кадры, из которых она сделана, хорошо известны. Землю врисовали, "чтобы было красивше". Никакие "нечис-топлотные " цели этой картинкой в принципе не могут быть достигнуты». Интересная мысль. Скажем, если какой-либо эстет нарисует на фотографии земного вечернего неба вместо Луны Марс столь же впечатляющего диаметра, он тоже не исказит действительность? И если американцы в интересах красоты так свободно «врисовывают» Землю, то что может помешать подделать вполне земной пейзаж под лунный? Взлет с Луны? Где факел от взлетного двигателя? По описанию лунного модуля, с поверхности Луны стартует его верхняя часть модуля, так называемая взлетная ступень. Нижняя часть (посадочная ступень) остается на Луне и служит стартовой платформой для взлетной части. Согласно НАСА, астронавты А-15, А-16 и А-17 перед тем, как стартовать с Луны, устанавливали в стороне от модуля радиоуправляемые автоматические телекамеры. Изучим эпизод взлета лунного модуля А-17, будто бы переданный с Луны такой телекамерой[5,6,7]. На илл. 2а показано мгновение старта сразу после команды «зажигание». Во все стороны летят какие-то лоскуты. Защитники В. Яцкин и Ю. Красильников[8] разъясняют, что это обрывки от слоя теплоизоляции, которым была укрыта посадочная ступень. Их расшвыривает струя газов, вырывающаяся из сопла взлетного двигателя. Но вот что интересно: как раз струи, исходящей из сопла взлетающего модуля, и не видно (илл. 2б). Факт, неожиданный для многих. Наверное, его не предусмотрели и специалисты НАСА, которые консультировали своего художника, как изобразить старт с Луны (илл. 2в). «Ничего удивительного», — говорят защитники[8], и приводят фотографию ракеты «Протон», стартующей днем (илл. За). Пламя ее факела еле заметно. На лунных модулях «Аполлонов», пишут защитники, использовалось похожее топливо, вот поэтому факел под взлетающим модулем и не виден. Но, видимо, защитники не заметили, что на илл. 3б небо не ярко-голубое, а густо-черное. Поэтому более подходящей аналогией была бы фотография старта «Протона» в ночное время. А ночью факел у «Протона» искать не надо (илл. 3б). Конечно, двигатель взлетной ступени лунного модуля гораздо слабее двигателя «Протона». Но в темноте мы не только факел от ракетного двигателя, но и свет карманного фонарика за километр увидим. Как отмечено в главе 8, двигатели ориентации кораблей «Союз» и «Аполлон» работают на том же топливе, что и двигатель лунного модуля[8]. При этом они примерно в 30 раз слабее двигателя взлетной ступени. И, тем не менее, пламя от этих двигателей отлично видно на фоне черноты космического пространства (илл. 10, гл. 8), тогда как под взлетающим «лунным» модулем (илл. 2б) не видно ничего. В последнее время в Интернете защитники приводят новые контраргументы в защиту невидимого факела[9]. Автор предпочитает не погружаться в технические детали, в которых он не считает специалистом ни себя, ни авторов выступлений вроде[8,9]. Пусть скажут свое слово специалисты по ракетной технике. Но полезно обратить внимание на тот факт, что как-то вошло в систему, что нам никак не удается увидеть следы работы двигателей американской лунной ракетной техники: — то командно-служебные модули показывают себя в самых различных позах, но без видимых следов работы двигателей ориентации (илл. 10, гл. 8); — то пыль не сдута под соплами севших кораблей (гл. 9); — то, как сейчас, не видно факела под взлетающим лунным модулем (илл. 2); — ниже мы увидим еще один пример, когда уже взлетевший лунный модуль совершает маневры на окололунной орбите (илл. 7) тоже без видимых следов работы двигателей ориентации. Можно дать много объяснений каждому отдельному факту, но все вместе это выглядит очень странно. Так что напрашивается такое простое объяснение, что у стартующего лунного модуля, который показан на илл. 2, двигателя просто нет. Но если это так, то какая сила расшвыривает лоскуты так называемой термоизоляции и какая сила вообще его поднимает? Автор[10] считает, что в рассмотренном эпизоде «стартует» лишь некий макет взлетной ступени и поднимают его на тросе. Что же подтвердит версию о заряде и тросе? Взрыв под взлетающим модулем Читатель сам может увидеть взрыв под взлетной ступенью. Для этого нужно при просмотре эпизода смотреть не на взлетающую ступень, а на остающуюся посадочную ступень. Тогда он увидит, как на платформе «вспухает» и потом мгновенно «падает» обратно на платформу таинственное свечение. Техника стоп-кадров позволяет проанализировать это явление. На илл. 4 приведены 4 стоп-кадра из эпизода взлета А-17, показывающие, что происходит на платформе в первую секунду после команды «зажигание». Под каждым кадром указано время, прошедшее от момента, когда раздается команда «зажигание». В течение примерно 0,7 с на платформе что-то ярко светится, а затем, всего за 0,1 с, это свечение резко обрывается. Чем же можно объяснить и само свечение, и его быстрое исчезновение? Можно предположить, что светятся накалившиеся детали посадочной платформы, по которым в упор из сопла взлетающей ступени бьет невидимая (по словам защитников) и раскаленная струя газов. Но тогда нельзя объяснить, почему в промежутке между кадрами «0,72 с» и «0,84 с», всего за 0,12 с, этот нагрев вдруг прекратился? Ведь за это время сопло даже не успело заметно удалиться. Следовательно, мы видим не свечение нагретых предметов, а пламя от быстрого (за 0,72 с) сгорания какого-то вещества, расположенного на платформе. Как только вещество сгорает, так свечение и прекращается. То есть по всем признакам в момент «старта» на посадочной платформе взорвался заряд. А может ли лебедка обеспечить ту скорость подъема, которую мы наблюдаем в клипе? Да, вполне. По стоп-кадрам клипа можно установить эту скорость. При этом масштабом для определения набираемой высоты служит вертикальный размер взлетающего модуля — 2,8 м[11]. Легко установить, что за 3 секунды макет поднимается на высоту примерно 13 м, что соответствует средней скорости подъема ~4 м/с. Пассажирский лифт поднимается даже с большей скоростью[12]. Так что лебедка с таким «стартом с Луны» вполне может справиться. Таким образом, выявленные обстоятельства (отсутствие факела, обнаруженный под «модулем» взрыв заряда под макетом и вполне «лифтовая» скорость набора высоты) указывают на то, что съемка эпизода взлета А-17, скорее всего, выполнена на Земле, как это и полагает автор[10]. По команде «зажигание» на платформе взрывается заряд, обеспечивающий разлет лоскутов термоизоляции, и тем имитируется включение взлетного двигателя. Никакого взлетного двигателя на самом деле нет, поэтому нет и факела. Макет поднимается на тросе. Чтобы тонкий трос не был виден, изображение в киноэпизоде умышленно сделано нерезким. Не исключен и более простой вариант, заключающийся в том, что нам показывают просто мультфильм. Встреча на окололунной орбите После того как мы посмотрели инсценировку взлета макета лунного модуля, наверное, будет несколько странно рассматривать встречу такого модуля с командно-служебным модулем (КСМ), ожидающим его на окололунной орбите. И, тем не менее, будем терпеливы и посмотрим такой эпизод, раз уж мы решили мысленно проследовать за астронавтами во всем их путешествии. Выпускник МИФИ А. Кудрявец обратил внимание автора на киноэпизод из фильма НАСА «Аполлон-16: Все самое тайное»[13]. В нем показаны маневры взлетной ступени лунного модуля «Орион», якобы снятые на окололунной орбите из иллюминатора КСМ. На илл. 5 приведены кадры из этого эпизода. На них видно, что лунный модуль разворачивается как бы сам по себе: не видно ни одной вспышки от выхлопов двигателей ориентации. Ни одно включение двигателя не ушло бы от «бдительного» взгляда кинокамеры. Но их не видно, этих включений. Комментируя этот и другие просмотренные им киноэпизоды, А. Кудрявец пишет автору книги: «На всех кадрах перестыковок модулей в окололунном пространстве во время их передвижений не видно вспы-хивающих факелов от двигателей ориентации — их как бы нет вообще, и модули кувыркаются под воздействием неведомой силы. Кроме того, модули при своих поворотах и перемещениях совершают резкие движения, оставляя впечатление мультипликации или своей очень малой массы. Но настоящие корабли — это многотонные махины, а такие массивные конструкции лунного модуля не могут совершать подобные резкие движения даже при включении двигателей ориентации, тяга которых, как известно, не превышает несколько десятков кг. Да такие рывки при настоящих маневрах кораблей и просто недопустимы, потому что плавность движений при взаимных маневрах — главнейшее требование успешности и безопасности стыковок и расстыковок». А вот интересное письмо коллеги В.П. Кобзева: «Я нашел тот эпизод, в фильме "Аполлон-16". Все самое тайное", о котором пишет А. Кудрявец. Выглядит он действительно очень странно — модуль вращается сначала в одном направлении (пусть по инерции), но затем мгновенно останавливается (никаких импульсов двигателей не видно) и начинает вращаться в другом направлении. При массе взлетной кабины в несколько тонн — подвижность невероятная. Несколько тонн — это вес небольшого грузовика». Так что, скорее всего, прав А. Кудрявец — перед нами не настоящий лунный модуль, маневрирующий на окололунной орбите, а его макет, снятый в студии. По дороге домой Как утверждает НАСА, во время возвращения от Луны к Земле астронавты Эл Уорден (А-15), Кен Маттингли (А-16) и Рон Эванс (А-17) выходили в открытый космос в 320 тысячах км от Земли. Короткие (около 1 минуты и менее) эпизоды на эту тему показаны в фильмах НАСА[14]. Они однотипны, и поэтому можно ограничиться знакомством с самым качественным из них: с эпизодом выхода Кена Маттингли из А-16 (фильм НАСА «Nothing so hidden»). На илл. 6 представлены характерные кадры из этого эпизода. Сначала мы видим кадры Земли над лунным горизонтом (илл. 6а, б), которые как бы символизируют прощание астронавтов с Луной, ведь по сюжету эпизода они возвращаются домой на Землю. Не будем подробно останавливаться на том, что сделаны эти кадры последовательным увеличением одного и того же снимка: точно так же, как это было сделано в эпизоде «Земля удаляется» (гл. 5, только там один и тот же кадр уменьшался). Затем нам показывают астронавта снаружи корабля (илл. 6в), вокруг которого только чернота (может быть космоса, а может быть, и черного экрана за астронавтом). Поэтому убедиться в том, на каком расстоянии от Земли и Луны совершается выход (и в космосе ли вообще) нет никакой возможности. Правда, на следующем кадре мы видим того же астронавта уже на фоне далекой Земли (илл. 6г). Однако это не оригинальный снимок, а киномонтаж, который сделан путем наложения двух совершенно независимых видов: отдельно снятой фигуры астронавта и отдельно снятой Земли. И такого рода монтаж применен во всех трех упомянутых клипах. Значит, скорее всего, у НАСА нет ни одного доказательного киноэпизода на тему выхода астронавта в открытый космос на пути к Земле. Подытожим, что мы увидели в этой главе: 1) мы полюбовались Землей, «врисованной» в черное небо (илл. 1); 2) посмотрели на лунный модуль, стартующий с невидимым факелом (илл. 2б); 3) разглядели заряд, взорвавшийся под этим «модулем» в момент старта (илл. 4); 4) наблюдали за маневрами этого «модуля», якобы снятыми на окололунной орбите, которые происходят сами по себе, без единой вспышки от двигателей ориентации (илл. 5); 5) посмотрели эпизод с выходом астронавта якобы в открытый космос, сделанный посредством двух простейших кинотрюков (илл. 6). Получается, что перед нами в очередной раз прошла череда кино- и фототрюков. На этом мы заканчиваем наше мысленное путешествие на Луну и обратно. Приложение Новые поступления «розовых слонов» Общественность впервые познакомилась с эпизодом «старт с Луны» после выхода в свет фильма «Для всего человечества»[7], то есть в 1989 году. В этом фильме весь эпизод длится всего 6 секунд. Тогда и прозвучали первые вопросы насчет отсутствия факела. В ответ на это через 9 лет (1998) НАСА опубликовало «усовершенствованный» клип[5], «длиной» в целых 36 с. Один кадр из него показан на илл. 7. В связи с развитием компьютерных технологий обработки изображений документальная ценность таких «усовершенствований» очень сомнительна, о чем уже писалось во введении. Те же защитники В. Яцкин и Ю. Красильников на с. 20 своей статьи[8] отмечали, что «с современными средствами обработки изображений любой желающий может поместить на снимок с Луны хоть розового слона». К сожалению, уже через 17 страниц этой же статьи они забыли о своих умных словах и на с. 37 с энтузиазмом апеллируют к «усовершенствованному» клипу НАСА: «Пламени двигателя взлетающей лунной ступени действительно не видно — очень уж неважное у них качество. Однако в конце этого видеоролика кабина поднимается на большую высоту (длинная у насовцев была запасе на веревка, правда?) и поворачивается двигателем к камере. В это время телекамера издали "заглядывает " прямо в двигатель, и становится видно пламя внутри камеры сгорания, имеющее очень высокую температуру». Любопытная логика с привлечением прямо-таки управляемого «неважного качества кадров»: это качество не позволяет разглядеть пламя факела, когда ступень взлетает неподалеку от телекамеры, но позволяет разглядеть жаркое чрево камеры сгорания с большого расстояния. Итак, в «усовершенствованном» клипе НАСА удлинило время показа в шесть раз, чтобы опровергнуть версию о веревке. Изобразило некое свечение в виде мутного крестика (илл. 7), чтобы опровергнуть обвинения насчет невидимого факела. Правда, не успели специалисты НАСА отработать критику насчет взрыва под макетом и неправильного закона его подъема. Но не беда: нет предела совершенствованию «лунных» материалов — отработают. Архив «новых» доказательств у НАСА бездонен.