[image]

"В дальней стране, укрытой зимою..."

Байконур. Союз ТМА-17
 
+
+2
-
edit
 

Lin

опытный


С 18го по 22 декабря я находился на святой, для каждого неравнодушного к космонавтике, земле.
Байконур. Вифлеем космической эры. Трудно поверить, но я побывал там!
Побывал на старте “Союза ТМА-17” и увидел всё своими глазами!

В место, где началась космическая эра человечества, мы отбывали 18 декабря с самого обыкновенного московского аэропорта Домодедово. Обычным рейсовым самолетом.
К сожалению, совсем без приключений не обошлось, вылет был перенесен на час.
По словам летчика – ”для служащих аэропорта зима в декабре наступила неожиданно”.
Около 3 часов лёта и вот он – ”Крайний”. На подлете удалось рассмотреть степь, кое-где покрытую снегом, Сырдарью подо льдом, и высохшие озера.
При прохождении таможни, оказалось, что в списках нас нет – пришлось въезжать в Казахстан как обычные туристы.
К счастью, встретить нас не забыли – до города добрались без проблем.
Промелькнул памятник на въезде в город, изображающий космонавта в скафандре (местные называют его ”рыбаком”) – и вот он, бывший Ленинск, а теперь Байконур.
Первое что бросается в глаза – почти полное (по московским меркам) отсутствие людей на улицах. Кажется, что город не обитаем.
После заселения в гостиницу (”Центральная”), мы узнали неприятную новость – оказывается, вывоз ракеты состоялся с утра 18го (вначале он намечался на утро 19го декабря). Жаль, не удалось наблюдать это торжественное событие.


Вечером еще оставалось время на прогулку и первое ознакомление с городом.
В темноте почти не удалось что либо рассмотреть, но стало понятно что памятников в городе много. Запомнился паровоз с надписью на тендере “КосмотрансЪ”.
С утра, 19 декабря, мы отправились на первую (”Гагаринскую”) площадку, где уже была установлена ракета с кораблем ”Союз ТМА-17”. Спасибо коллегам из рейтер за предоставленное место в их машине. За окнами проноситься город, КПП и вот – выезд на полигон. Я знал, что космодром большой, но знать и увидеть своими глазами, как оказалось не одно и тоже. Время езды между стартовыми позициями измеряется десятками минут, а то и часами.
Пока мы ехали на “Гагаринский” старт, я успел увидеть антенны комплекса “Сатурн” на площадке 23, и кислородно-азотный завод на третьей площадке. Масштабы сооружений космодрома впечатляют! Жаль, что кое-где видны следы запустения.
Кстати, верблюды, часто попадающие на фотографии Байконура, тоже присутствовали у дороги.
И вот мы на первой площадке. Ракета, окруженная фермами, не выглядит очень большой. Возможно потому, что она не полностью видна над стартовым столом. Или бескрайняя степь “съедает” размеры всего что видишь?


При виде ракеты вспоминаются строки из песни “Королевна” группы “Мельница” – “В дальней стране, укрытой зимою, ты краше весны и пьянее лета”…
Начинаешь осознавать – это тот самый старт. Место, где началась космическая эра человечества. Отсюда был запущен Спутник, именно тут прозвучало “Поехали!”.
Волнительно!


Пока все прибывшие журналисты ожидали православного батюшку, который должен был провести обряд освящения, мне удалось изучить ракету и стартовый стол получше.
Газоотводный канал кажется просто гигантским, а сам стол – простым, но в тоже время монументальным. Ощущение что построено на века!
Сам обряд освящения выглядит очень контрастно. Батюшка читает молитву, а вокруг бегают операторы с камерами, да ползут по земле фотографы. Ракета, пресса, священник – все это как будто разные части пазла, которые вмести ну никак не собираются.


Обряд завершен, и нам пора возвращаться в город. Бросаю последний взгляд на “гагаринский” старт, пытаюсь запомнить всё в мельчайших подробностях. Цистерны с надписью “огнеопасно”, рельсы до МИКа, ракета в окружении ферм на стартовом столе.
Чувствуется необычное воодушевление – ведь мне удалось прикоснуться к ожившей истории. Снова поездка в город с коллегами из “Рейтер”. По пути удается разглядеть циклопические “бурановские” сооружения и маяки для посадки “Бурана”.
Промелькнул выцветший плакат “Вместе на Марс”, размещенный у дороги. Интересно, он был установлен во времена ЭПАСа или позже?
Так как до пресс-конференции с космонавтами оставалось много времени, мы решили прогуляться по городу. Видно, что самые сложные времена для города остались в прошлом. Ремонтируется жилой фонд, устанавливаются памятники.
По количеству монументов на душу населения, Байконур наверняка рекордсмен.
Две ракеты, два самолета, паровоз, множество стел и бюстов. Не говоря уж о “фресках” – плакатах на стенах домов. Везде космическая тематика! Здорово!
Начав прогулку у КПП №1 мы прошли мимо монумента в честь покорителей космоса. Довольно интересное сооружение, хотя космическая техника изображена на нём довольно абстрактно. Например, ракета на памятнике выглядит как гибрид “Союза” и “Протона”.


Дальше наш путь лежал к монументу “Ракета-носитель “Союз”, установленному в честь 25-летия космодрома. Тут, в окружении домов, ракета выглядит, пожалуй, даже больше и величественней чем на настоящем стартовом столе. Возможно потому, что есть с чем сравнить её размеры.


Удалось увидеть и памятник Гагарину. Первый космонавт изображен весьма необычно – с поднятыми руками.
Дальше наш путь лежал на берег Сыр-дарьи. Очень красивые виды – степь, река покрытая льдом и минеральные источники! Для меня это было неожиданностью – оказывается Байконур практически курорт как Карловы-Вары :)



Необычно – температура воздуха около -5, кое-где лежит снежок, а из специальных труб льется теплая минеральная вода.
Там же, рядом с восточной пляжной зоной на берегу Сыр-Дарьи расположен бассейн “Орион” – в городе очень многие объекты носят космические названия.
Небольшая прогулка по городу завершилась, но на пути в гостиницу удалось заметить совершенно замечательную горку на детской площадке – в форме ракеты.
Но поездкой на освящение и прогулкой программа на 19 декабря не закончилась!
В этот день предстояло еще посетить заседание государственной комиссии и пресс-конференцию в гостинице “Космонавт”.
Когда мы вышли из гостиницы уже стемнело. Еще одна возможность посмотреть вечерний Байконур. С каждым днем в городе появлялось всё больше новогодней иллюминации. Кстати, вечером далеко не жарко. Как бы не минус десять градусов.
20 минут прогулки и мы у цели. Необычно высокой в темноте казалась подсвеченная телевышка рядом с гостиницей “Космонавт”.
Но вдруг – неожиданное препятствие. Оказывается на парадное, в общем-то, заседание государственной комиссии проход по отдельным спискам. Обидно. На заседание я не попал, и пришлось целый час ждать у ворот начала пресс-конференции. Мягко говоря – не жарко, когда запустят журналистов неизвестно. Ходишь туда сюда, да изучаешь забор!
Странно – но во время вынужденного моциона не один раз замечал летучих мышей! И это при отрицательной температуре.
Наконец-то час томительного ожидания истек, и ворота открылись. Вот он – зал для конференций, который я видел только по телевизору и на фотографиях. Основной и дублирующий экипажи отделены от журналистов стеклом, в целях карантина. Камеры стоят просто частоколом, с трудом удается сквозь них что-то разглядеть. Кругом вьются представители японской делегации, видимо опыт токийского метро помогает им протискиваться буквально повсюду.


Конференция началась, и космонавты ответили на различные вопросы прессы. Среди них был вопрос о фильме “Белое Солнце пустыни”. Оказывается, экипажи просматривают его перед полетом не только ради удовольствия. Изучая фильм, космонавты учатся правильной операторской работе – это может пригодиться в полете!
Также оживленную реакцию вызвало заявления Ногучи о том, что он будет делать суши на станции :)
Вопросов было не очень много, да еще часть была задана на японском языке безе перевода.
Так как я был на подобной конференции первый раз в жизни, мне были интересны не только ответы на вопросы. Интересен сам антураж – космонавты за стеклянной перегородкой, множество журналистов и гостей, зал в гостинице “Космонавт”. От всего этого веет настоящей космической романтикой.
Конференция завершилась, и народ стал расходиться. Пришла пора возвращаться в гостиницу.
Воскресенье, 20 декабря, началось с большой прогулки по городу. Я поставил себе цель – обойти как можно больше памятников отмеченных на карте-путеводителе. “Путешествие” началось со “Сквера победы”. Так необычно – воскресенье, а в парке совсем нет людей.
Словно в фантастическом кино – весь мир вымер! Вдалеке видно заброшенное колесо обозрения, да дамба перед Сыр-дарьёй.
Сфотографировав сооружения в парке, я отправился к знаменитой исторической беседке на берегу. К сожалению, столь известная достопримечательность находиться на закрытой территории и увидеть её можно только сквозь забор!


После фотографирования беседки, мой путь лежал к стеле “Наука и космос”.
Интересно, что некоторые дома в городе “не действующие”. Окна и двери заложены кирпичами. Население города меньше, чем было когда-то...


Пройдя мимо стелы, я вышел на бульвар им Гагарина. И снова – поражает почти полное отсутствие людей на улице. Интересно, на бульвары видны трубы оросительной системы. Судя по всему, без дополнительного полива вырастить деревья в байконурском трудновато.


Следующий пункт моего “путешествия” – памятник погибшим испытателям ракетной техники. Самое время остановиться и вспомнить, насколько труден путь из гравитационного колодца Земли! Как опасно “укрощать огонь”!
Моя прогулка по городу продолжалась, и я вышел к необычному монументу-самолету Ан-12. Величественно стоит он в месте своей последней стоянки. Очень-очень обидно, что вандалы от нечего делать разбили иллюминаторы самолета и оставили надписи на его корпусе. Зачем и кому это нужно было делать?



Время близилось к обеду, в списке больших монументов остались только ракета РС-16А на установщике и самолет Ли-2. До самолета я дойти уже не успевал, а вот на путь до “Парка Мира”, в котором установлена ракета, времени хватало. Заодно еще раз оценил размеры города!
После командировки я измерил расстояние, пройденное в тот день – оказалось что ~ 8,5 км.


Во второй половине дня 20 декабря, мы с коллегами-журналистами отправились в музейный комплекс космодрома Байконур. Он расположен недалеко от “Гагаринского” старта, и почти в часе езды от города. Снова мимо проносились пейзажи космодрома, в том числе и “байконурский сфинкс” – возвышенность, якобы скрывающая цистерны с запасами воды для города.
Вот мы и на месте. Музей поражает своим размахом – двухэтажное здание с многочисленными залами и множеством экспонатов. Также в наличии и ларек с сувенирами и буфет. Среди сувениров есть просто уникальный– “Земля с гагаринского старта”. Колба с землей размещена на плотном картонном основании и закреплена сургучовой печатью! Естественно, я не мог пройти мимо.
На первом этаже музея размещен огромный макет космодрома. На нем изображен и город, и все сооружения. Интересно, что на “бурановских” стартах установлены не только “Энергия” с “Бураном” и “Энергия” с “Полюсом”, но и ракета “Вулкан”!


Множество макетов, реальных изделий, документов размещенных в музее требуют отдельного вдумчивого изучения. Очень надеюсь, что шанс на более подробное знакомство с экспонатами еще выпадет. Чего там только нет. И первый байконурский компьютер, и “ГИРД-9” в натуральную величину (ракета не такая уж и маленькая), и глобус Луны, созданный после полета “Луны-3” и подаренный С.П. Королевым работникам космодрома!



И это еще не всё – часть экспозиции размещена на улице. Среди размещенных на улице экспонатов - габаритно-весовой примерочный макет “Бурана” (ОК-МЛ1).
Макет был доставлен на Байконур в декабре 1983 для проведения предварительных примерочных работ с оборудованием МИКа, посадочного комплекса и универсального комплекса стенд-старт. Кроме того он использовался и для проведения частотных испытаний в сборке с РН. После прекращения работ ОК-МЛ1 находился на Байконуре на открытой площадке для огневых испытаний рядом с МИКом ОК (площадка №254). Состояние макета было плачевным. Но в январе 2007 ОК-МЛ1 с помощью транспортного агрегата был перевезен на площадку №2 и размещен на охраняемой стоянке рядом с музеем.


Сейчас состояние макета просто замечательное! А внутри, в отсеке полезного груза, находится музей. Очень здорово, что ОК-МЛ1 удалось сохранить.
Находясь внутри просторного отсека, осознаешь насколько большим был “Буран”. И насколько большой его близнец – Space Shuttle. Фактический, целый вагон выходит на орбиту! И не просто вагон, а вагон с крыльями. Возникает ощущение, что система переразмерена. Возможно, будь “Буран” раза в три меньше его судьба сложилась бы по другому.
Нам удалось не только посмотреть “внутрибуранный” музей, но и подняться в кабину ОК-МЛ1. К сожалению, по соображениям секретности, настоящие кресла пилотов из кабины убраны. Странно, ведь еще в 1992, на авиасалоне в Жуковском, тысячи людей могли войти в БТС-02 (образец корабля для горизонтальных летных испытаний) и не только посидеть в этих самых секретных креслах, но и сфотографировать их!


Кроме “Бурана” на открытой площадке у музея есть множество других интересных экспонатов – лабораторный отсек ОК, различная техника (в том числе пожарный танк), контейнер для боевого блока.
Экскурсия продолжилась – и мы направились в знаменитые домики С.П. Королева и Ю.А. Гагарина. Заходя в эти скромные и передающие дух эпохи жилища, ощущаешь себя настоящим паломником, достигшим святых мест. Комната, где ночевал Гагарин перед историческим стартом – стол, тумбочка, кровать – ничего лишнего. В домике Королева чуть больше уюта. Радиоприемник, большой стол со скатертью. Интересные детали – на холодильнике стоит фотография бутылки шампанского, присланной французским виноделом Анри Мэром после успешного полета станции “Луна-3” (знаменитое пари, что люди никогда не увидят обратную сторону Луны), а на столе телефон прямой связи с Москвой!

http://i031.radikal.ru/0912/c6/5a4ef92d6818.jpg [not image]
После посещения музея, мы решили не сразу возвращаться в гостиницу, а сначала посмотреть “бурановскую” часть космодрома. Непосредственно на стартовые комплексы проехать без специального пропуска нельзя, но подъехать по дороге к ним поближе и рассмотреть – никто не мешает. Лишь увидев эти циклопические сооружения вблизи, по настоящему, на уровне чувств, понимаешь, сколько труда, сил и средств было потрачено на грандиозную программу “Энергия – Буран”. Насколько “бурановские” технологии отличались от всего созданного ранее! Какой это был гигантский шаг в перед, в будущее… Но увы… Слезы на глаза наворачиваются, от мыслей что отсюда мы не улетели на Марс (да, почти нереально – но ведь “Вулкан” разрабатывался!).
Получив массу впечатлений, мы вернулись в гостиницу, нужно было отдохнуть перед самым интересным и волнующим моментом – стартом!



Ближе к вечеру, вместе с представителями Роскосмоса, мы снова отправились к гостинице “Космонавт”. Стемнело, погода испортилась – низкие облака проносились над подсвеченной телевышкой. Многочисленные съемочные бригады устанавливали камеры около дорожки, по которой экипажи должны были пройти к автобусам. Мы ждали уже более получаса, и немного озябли. Вдруг шевеление в толпе. – Идут, идут!


Начинает играть “Трава у дома”. Дыхание перехватывает, вот она – настоящая космическая романтика. Экипажи выходят из гостиницы. Олег Котов машет журналистам, а на глазах у него слезы! Соити Ногути улыбается, представители японской прессы пытаются задавать ему вопросы прямо на ходу. Фотографы бегут за космонавтами, всё очень-очень быстро. Вот уже сутолока у автобусов. Прошел тот необыкновенный миг прикосновения к космосу… автобусы уезжают.
Дальше наш путь лежит на важную операцию одевания скафандров. Она начинается далеко не сразу после отъезда экипажей из гостиницы – и поэтому вновь мучительное ожидание для журналистов и работа-работа-работа для всех непосредственных участников событий.
Жаль, что погода и не думала улучшаться – становится ясно, что ракета сразу уйдет в облака и знаменитый “королевский крест” увидеть не удастся.
На одевание скафандров пустили не сразу. Оказывается “обычный” бейджик “пресса” ещё не является пропуском! Есть еще и “необычные” бейджики. В итоге пройти все-таки удалось, но осадок остался.
В чем же заключается операция? Члены экипажа, снова отделенные от гостей стеклянной перегородкой, облачаются в скафандры. Затем космонавты по одному садятся в кресло “Казбек”, шлемы закрываются, происходит наддув скафандров и проверка герметичности. Операция довольно долгая, но интересная. Кстати, в зале очень много гостей, можно сказать VIP категории.
После завершения проверок, космонавты выходят на мини пресс-конференцию.


Пару слов от руководителя Роскосмоса А.Н. Перминова, от главного конструктора РКК Энергия В.А. Лопоты, представителя NASA и Японии… Для родственников почти нет времени. Лишь напоследок сын Олега успевает крикнуть – “Папа, я горжусь тобой!”
Журналистам пора на улицу, буквально через несколько минут после одевания скафандров экипаж выходит на улицу для доклада госкомиссии и посадки в автобус.
Небольшое ожидание, и вот космонавты в скафандрах идут по обледеневшей площади.
На ногах у них специальные сапоги. Многочисленные зрители активно приветствуют экипаж – кто-то кричит, иногда раздается свист. А за этим гомоном не слышно самого доклада. Всё пролетает довольно быстро – автобусы разворачиваются, основной и дублирующий экипажи уезжают к ракете. До старта более 3 часов…
Я был уверен, что мы поедем на НП (наблюдательный пункт) находящийся в 1,5 км от старта и будем ждать (мерзнуть) там. Но был предложен вариант получше – на пару часов еще раз заехать в музей! Второй раз побродить по его залам, а также зайти в буфет и выпить чашечку горячего кофе. Время пролетело быстро, и мы выехали на НП.
Трибуны, маленькое кафе - и там, далеко ракета в лучах прожекторов. Минут за 15 до старта пошел дождь (при отрицательной температуре) и всё вокруг покрылось коркой льда. Внезапно я решил побаловать себя и взял в кафе бутерброд с икрой, дабы отметить старт.

http://s61.radikal.ru/i172/0912/c7/509c08fca0a1.jpg [not image]

И вот, объявляют десятиминутную готовность. Все зрители (а их на НП съехалось немало) напряглись и достали фотоаппараты. Отходит кабель-мачта, телевизионщики прильнули к камерам. Ощущения какого-то радостного нетерпения нарастает!
И вдруг степь заливает светом. Облака сияют. Разноситься гул. Этот звук не передают никакие трансляции, его надо почувствовать своим телом. Кажется, всё вокруг вибрирует.
Свет становиться всё ярче – и вот… Поехали! Пытаюсь записывать видео, но фотоаппарат слепнет – видно только яркое пятно. Простым глазом видно лучше – бьется факел, ракета поднимается. Так хочется что бы облака разошлись – но увы… через несколько секунд ракета уходит в облачность… звук слышно ещё долго, облака светятся, но гости уже начинают уходить.
Второй пуск в моей жизни. Я уже знал чего ожидать, и возможно впечатление было не таким сильным как в первый раз. Но звук старта, сияние неба, факел двигателя – всё это невозможно забыть! Люди улетели на работу в космос – пусть это уже не чудо, но всё равно подобное не может не волновать!
До гостиницы мы добирались больше часа – гололед превратил дороги в каток. Лечь спать удалось только в шесть часов утра.
Кстати, не секрет что на ракету наносятся различные флаги и изображения. У многих вызывало возмущение то, что американские флаги видны и на вывозе и при старте, а российские частенько заметить почти невозможно! Так вот, начиная с “ТМА-16” всё изменилось – теперь крупно нанесены (и постоянно видны) российские флаги, а американские гораздо меньше и размещены под российскими.
Утро (а вернее уже день) 21 декабря началось с небольшой прогулки по городу. Снова через “Сквер победы”, мимо колеса обозрения – на берег Сыр-дарьи. А там – совершенно инопланетный пейзаж. На морозе из специальных труб бьет теплая минеральная вода, и все окрестности покрыты наслоениями льда различных оттенков. Очень красиво!
Говорят, раньше под трубами были установлены ванны для купальщиков, и даже среди зимы можно было насладиться омовениями! Там же я впервые в жизни увидел перекати-поле, и даже сфотографировался с этим необычным растением.



После источников мы направились к “первому камню” - месту, где был заложен город “Ленинск”. Впечатляет! Настоящие прикосновение к истории!


Прогулка завершилась в офисе фотографов – друзей редакции. Там на стене я увидел очень необычный календарь. Многие байконурские памятники на нём были изображены (не без помощи фотошопа) весьма забавно. Оживший лев, стартующие в небо стелы, “рыбак” (тот, что на въезде в город) с удочкой и уловом, и многое другое!
Ну а вечером мы ознакомились еще с одной “достопримечательностью” города – ресторанчиком “Охотничий домик”, известным также как “щель” (проход в ресторан весьма узкий). Такого вкусного шашлыка как в этом заведении я, пожалуй, не ел никогда в жизни!
Утром, 22 декабря, снова прогулка по городу. К последней не охваченной достопримечательности – самолету Ли-2. Из-за гололеда дойти до самолета-ветерана оказалось не так-то просто, тем более он расположен на самой окраине города! Обратно к гостинице мы прокатились с ветерком на такси – до любого места в городе машина стоит всего 20р. Немыслимо низкая цена по московским меркам.


Ближе к обеду поступили тревожные новости. Полоса обледенела, вылет задерживается! Информация была крайне противоречивой, но к вечеру стало ясно – вылетаем сегодня. Поездка в аэропорт, быстрое прохождение таможни и долгое ожидание самолета.
Фантастическое путешествие закончилось. До свидания, Байконур!
   7.07.0
RU Серокой #08.02.2010 18:51  @Lin#08.02.2010 18:33
+
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
Lin> http://s45.radikal.ru/i109/0912/fe/a35b992fd6a2.jpg
А этот несчастный паровоз Э с какой буквой? :)
   
+
+1
-
edit
 
RU Серокой #09.02.2010 16:53  @Lin#09.02.2010 10:48
+
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
Спасибо. С буквой "У" значит. Я чего спросил-то: третьего колпака нет, есть только сухопарник с песочницей, меня это смутило. :)
   

в начало страницы | новое
 
Поиск
Поддержка
Поддержи форум!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru